Роль дидактической игры в развитии дошкольника
В современной педагогике существует большое количество дидактических игр, которые развивают сенсорные и интеллектуальные способности детей: память, восприятие, мышление. Дидактические игры помогают усвоению и закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.
Ребенка в играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает определенную дидактическую задачу. Ценность игр состоит еще и в том, что в каждой из них существует игровое действие, которое стимулирует детскую активность, вызывает чувство удовлетворения. Дидактическая игра, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание направлено на развертывание действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, ребенок выполняет дидактическую задачу.
Применение дидактических игр в образовательной деятельности делает обучение занимательным, эмоциональным, помогает повысить произвольное внимание, создает предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Одна и та же игра может решать множество образовательных задач: получить знания; развить воображение, творческие способности, мелкую моторику рук.
В образовательном процессе игры можно использовать только как часть образовательной деятельности для решения той или иной задачи. В свободной же деятельности детей время работы с играми не ограничено. Дети выбирают игровой материал по своей потребности и выполняют игровые действия самостоятельно.
Дидактическая игра помогает дошкольникам концентрировать свое внимание, доводить начатое дело до конца, развивать речь, ориентироваться на плоскости.
Назови цвета
Задача: упражнять в умении различать цвета.
Задание: назови цвета находящихся перед тобой геометрических фигур.
Обведи фигуры по форме
Задача: упражнять в классификации предметов по форме.
Задание: распредели геометрические фигуры в группы в зависимости от их формы.
Повтори
Задача: упражнять в развитии памяти, внимания, мышления.
Задания: возьми синий квадрат, положи его перед собой, за квадратом расположи оранжевый треугольник, перед квадратом размести коричневый прямоугольник, над синей фигурой положи красную, под первой фигурой слева расположи четырехугольник.
Сложи силуэт
Задача: упражнять в способе соединения элементов в целое.
Задание: сложи силуэты по схеме.
Литература
Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ, 2013.