Разработка урока "Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Рассказ "Хирургия"
Документы для скачивания
" Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова. Рассказ «Хирургия»" Тип урока: Изучение нового материала. Цель урока: Показать талант А. П. Чехова как юмориста и сатирика. Задачи: Познакомить с биографией А. П. Чехова. Введение понятий «юмор», «сатира». Развитие культуры речи, читательских умений; обучение отбирать материал текста для работы над темой; развитие навыков сравнительного анализа; развитие навыков групповой работы, развитие монологической речи. Воспитание интереса к предмету, воспитание нравственных качеств. Оборудование: Презентация «Жизнь и творчество А. П. Чехова» Карточки- задания для работы в группе. Аудиокнига «А. П. Чехов. Рассказы». Лист самооценки. Ход урока Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! Сегодня я – ваша учительница, а вы – мои ученики. Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Хочу пожелать вам, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь. 2. Ввод в тему урока. Мотивация. Ребята, предлагаю начать урок с игры, которая называется « Четвертый лишний». Перед вами четыре произведения. Найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор. «Детство ». «Кавказский пленник » «Хирургия» «Набег » С произведениями Л. Н. Толстого мы уже с вами знакомились на наших уроках, а сегодня познакомимся с биографией А. П. Чехова, с его произведениями. В качестве эпиграфа я взяла известный всем афоризм «Краткость- сестра таланта» и второй эпиграф « Они смешные, но невеселые», такую характеристику своим рассказам дал писатель. И мы с вами должны выяснить, что хотел сказать А. П. Чехов этими высказываниями. 3. Объяснение нового материала. Презентация «Жизнь и творчество А. П. Чехова» ( Приложение 1. ) Текст: Антон Павлович Чехо в- русский прозаик, драматург. Родился в Таганроге, в семье бывшего приказчика, ставшего хозяином мелочной лавки. Отец, человек широко одаренный, самоучкой выучился играть на скрипке, увлекался живописью, церковным хором. В семье подрастало пять братьев и сестра. Режим дня у детей был суровый: работали в лавке у отца, учились в гимназии, пели в хоре, обучались ремеслам. Случилось так, что отец разорился, и семья вынуждена была уехать из города. Но Антон остался, учился в гимназии, давал частные уроки и высылал семье деньги и небольшие посылки. Вскоре Чехов стал студентом- медиком и одновременно сотрудничал в юмористических журналах в Москве. Он превратился в главу семьи и кормильца, что признал даже отец. В 1884 году Чехов стал доктором, но по- прежнему главной его работой была литература. Ранние рассказы Чехов а- юмористические. Писатель подписывал их псевдонимам и- Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата и другими. С 1885 года начали появляться в печати первые зрелые рассказы, которые отличались от прежних. Чехов выступает уже как друг и защитник «маленьких людей»: «Смерть чиновника», «Злоумышленник». Чеховский юмор особенный – одновременно и смешно, и горько. Всю жизнь Чехов боролся с хамством, с угодничеством перед « сильными мира сего»: «Толстый и тонкий», «Хамелеон» и др. Для чеховской манеры письма характерен лакониз м- способность кратко и точно выражать важные и глубокие мысли. А. П. Чехов: «Краткост ь- сестра таланта». Пьесы Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневы сад», «Три сестры» до сих пор идут на сценах многих театров. Последние годы жизни прожил в Ялте. Умер в Германии, где лечился. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. - Что нового вы узнали о А. П. Чехове? - Что заинтересовало вас в биографии писателя? 2) Сюжеты для своих рассказов А. П. Чехов брал из жизни. ИНД, ЗАД, Однажды в земскую больницу, где работал друг Чехова, врач Архангельский, пришел больной с зубной болью. Архангельский был занят другим пациентом, и поручил студенту вырвать у больного зуб. Неопытный студент наложил щипцы и после некоторых истязаний вырвал у пациента не больной зуб, а здоровый. Вырвал и сам испугался. . . Студент стал рвать больной зуб и сломал на нем коронку. Пациент выругался и ушел. - Беседа о гигиене зубов- Как вы понимаете название рассказа? Что такое хирургия? 3) А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А. П. Чехов. Словарная работа Земская больница – это больница, организованная земством. Земство- орган местного самоуправления. Земства были организованы в 1864 году. В губерниях и уездах ( в областях и районах) . Они занимались различной деятельностью, в том числе строили и содержали школы и больницы для крестьян и простого народа. Часто в таких школах был один учитель, а в больницах – один доктор. Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским образованием. Дьячок – низший чин служителя церкви. Чечунчовый – устар. От чесучовый( сделанный из плотной шелковой ткани) . Триковые – сделанные из шерстяной ткани трико. Карболовый раствор – дезинфицирующая жидкость. Просфора – круглый хлебец, употребляемый в богослужении. Псалтырь – часть Библии. Литургия – церковное богослужение. Косноязычие – невнятное, неправильное произношение, расстройство речи. Козья ножка – инструмент для удаления зубов. Тракция – растяжение мышц. 4. Предлагаю прослушать аудиозапись рассказа «Хирургия» из аудиокниги «А. П. Чехов. ( Прослушивание аудиозаписи) . ( Приложение 2) - Понравился рассказ Чехова? - Что еще привлекло ваше внимание в рассказе А. П. Чехова «Хирургия». ( Смешной, юмор. ) - А что такое юмор? Слайд Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка. - Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невеселые. - Давайте попробуем разобраться в этом. Но сначала выясним, насколько внимательно вы прочитали рассказ как хорошо вы поняли прочитанное. ВИКТОРИНА( мозговой штурм) - Какими словами начинается рассказ? - Почему больных принимает фельдшер, а не доктор? - Как фамилия фельдшера? - Как зовут фельдшера? - Сколько лет Курятину? - Как фамилия дьячка? - Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову? - Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна? - Какие инструменты называл Курятин? - Назовите тему рассказа. ВИКТОРИНА( п- но) Фельдшеру Курятину было 52 года. Доктор уехал к пациенту, поэтому больных принимал фельдшер. Дьячка Вонмигласова звали Ефим Михеич. Дьячок лечил зуб водкой с хреном, теплым молоком. Фельдшер хвастался, что вырвал зуб у помещика Александра Иваныча Египетского. Курятин вырывал зуб дьячку щипцами. Фельдшер забыл сделать тракцию пациенту. Уходя, дьячок забрал просфиру, которую принес фельдшеру. Ответы: 1) нет, 2) нет, 3) да, 4) нет, 5) да, 6) да, 7) нет, 8) да. 1) В какую больницу пришел дьячок? 2) Какая жакетка была у фельдшера Курятина? 3) Что было на глазу дьячка? 4) На бутыль с каким раствором перекрестился дьячок? 5) Где сказано: «Питие мое с плачем растворях », по словам дьячка? 6) Фамилия дьячка? 7) Где жил семь лет помещик Александр Иванович Египетский? 8) Где, по словам фельдшера, мало потчевали дьячка березой? Ответы: 1) земская; 2) чечунчовая; 3) бельмо; 4) карболовый; 5) Псалтырь; 6) Вонмигласов; 7) Петербург; 8) бурса 4) Герой литературного произведени я- действующее лицо, персонаж произведения. Персонажи рассказа – фельдшер Курятин Сергей Кузьмич, дьячок Вонмигласов Ефим Михеич. У А. П. Чехова все фамилии «говорящие ». Что означает фамилия Курятин? Обратимся к фразеологическому словарю. Найдите фразеологизм со словом курица. - Мокрая курица. - Что означает «мокрая курица»? - «Жалкий человек». - Курятин – жалкий человек. А почему? Кто он? Фельдшер. Обратите внимание на выписку из словаря С. И. Ожегова. Кто такой фельдшер? Лицо со средним медицинским образованием. А что означает слово доктор? Лицо с высшим медицинским образованием. Доктор, как вы правильно поняли, уехал жениться. Фельдшер во время его отсутствия захотел сыграть роль доктора. Получилось это у него? Нет. Мы сегодня должны выяснить, почему Курятин не смог сыграть роль врача. Вонмигласов означает «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Вонмигласов. Значение фамилии. Служитель церкви. Работа в группах. Обсуждение рассказа «Хирургия». Карточки- задания. ( Приложение 3. ) А) Дать характеристику герою рассказа по плану. 1- я группа фельдшер Курятин. Фельдшер Курятин. План. Место, занимаемое в произведении. Положение героя в обществе. Как это отражается на поведении героя? Портретная характеристика героя. Какие черты характера раскрывает портрет? Речевая характеристика. Проанализируйте словарный запас. Герой вызывает у в ас больше смеха или сочувствия? 2- я группа дьячок Вонмигласов. Дьячок Вонмигласов. План. Место, занимаемое в произведении. Положение героя в обществе. Как это отражается на поведении героя? Портретная характеристика героя. Какие черты характера раскрывает портрет? Речевая характеристика. Проанализируйте словарный запас. Герой вызывает у в ас больше смеха или сочувствия? 3- я группа: Сопоставить образы 1. Как ведут себя фельдшер и больной в начале произведения? 2. Как меняется их поведение и отношение друг к другу? 3. Как они ведут себя в конце рассказа? 4. Какой вывод можно сделать о культуре фельдшера и дьячка? Б) Обсуждение. Обоснование своей точки зрения. Ученики Центральное Фельдшер. Обратите внимание на выписку из словаря С. И. Ожегова. Кто такой фельдшер? Лицо со средним медицинским образованием. А что означает слово доктор? Лицо с высшим медицинским образованием. Фельдшер Курятин «толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние». Не соответствует виду врача. « Хирургия – пустяки … Т ут во всем привычка, твердость руки…Раз плюнуть…». Фельшер Курятин хочет сказать, что легко может вырвать зуб. ( Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача Н о автор говорит: «Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы». Автор дает понять, что фельдшер не знает, какой инструмент выбрать, и берет наугад. Он плохо знает своё дело. Делаем вывод. Курятин – смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена. ( Фельдшер играет роль врача) . У ченики Центральное «высокий, коренастый старик » Портрет. Внешний вид. Обыкновенный человек. « п равый глаз с бельмом и полузакрытый» Портрет. Больной, несчастный, жалкий. « б ородавка, издали похожая на большую муху» Деталь. Смешной человек. Крестится на бутыль с карболкой. Поведение. Кощунственное поведение, не соответствующее поведению священника. Доверяет фельдшеру удалить зуб. Поведение. Глупость. Старославянские слова. Речь. Хочет казаться культурным. Просторечные слова. Речь. Бескультурный, малообразованный человек. Учитель. Делаем вывод о характере Вонмигласова, прочитав слова из третьей колонки. Вонмигласов – служитель церкви, Это обыкновенный человек, больной, несчастный и жалкий. Он смешон, потому что его кощунственное поведение не соответствует поведению священника. Кроме того, он глупый, бескультурный, малообразованный человек, но хочет казаться культурным, умным, образованным. Дьячок приносит просфору. А затем забирает её, уходя. Это говорит о жадности Вонмигласова, а также о том, что фельдшер не заслуживает благодарности. 3. Группа смешные, глупые, бескультурные. Но оба хотят показать себя выше: Курятин играет роль врача, а Вонмигласов хочет казаться культурным, образованным, умным. Ученики В начале произведения они вежливы, обращаются друг к другу на Вы и по имени и отчеству. Но с течением времени смиренный дьячок вдруг превращается в агрессивное и злобное существо, способное произно сить не самые лестные слова. А Курятин разговаривает с ним в итоге весьма бесцеремонно. «На то вы, благодетели, и по ставлены, дай Бог вам здоровья. . . », — бормочет дья чок, в надежде на лучшее. А несколькими минутами позже он уже проклинает неумелого фельдшера: «На сажали вас здесь, иродов, на нашу погибель! » Они обзываются, передразнивают друг друга, «тыкают» друг другу. Мы видим невежественных, невоспитанных людей. 4. Выводы- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство? - Отчего это происходит? ( Потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков, и эти недостатки могут причинять страдание другим людям. Неумение Курятина причиняет страдание дьячку Вонмигласову) В рассказе «Хирургия» высмеиваются глупость, невежество, чинопочитание и хвастовство. Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер. Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло. В чем Чехов видел смысл своего юмора, своей сатиры, писательской деятельности? ( Бороться со злом, несправедливостью в обществе, с необразованностью) - Определите основную мысль рассказа. Правильно, «Коли не умеешь … так не берись». – Кто ее выразил? Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее? Дьячок выражает основную мысль, потому что он священник, а наша духовность берет начало из христианской религии. Итоги урока. Какую цель ставили? Удалось достичь поставленной цели? Что вызвало особые затруднения? Где можно применить новые знания? Подведение итогов урока. - Что мы сегодня узнали нового? ( Значение некоторых слов, приемы юмористического рассказа, на примере рассказа А. П. Чехова) . - Чему мы учились? ( Работать с текстом, составлять таблицу и работать с ней) . - Если мы захотим написать юмористический рассказ, нам нужно: 1. Придумать фамилию. 2. Описать лицо, одежду, обувь героя. 3. Показать речь героя. Предлагаю ребятам заполнить лист самооценки( Приложение 3) . Оценки. в опросы: Какую цель ставили? Удалось достичь поставленной цели? Что вызвало особые затруднения? Что нового узнали на уроке? Где можно применить новые знания? Рефлексия- Кто доволен сегодня своей работой? - Кто хотел бы что- то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? - Как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? 7. Д/ з. Подготовиться к внеклассному чтению. 1. По группам или индивидуально подготовить: 2. Письменно ответить на вопросы: - В чем ценность рассказа? - Отдаленные от нас целым столетием рассказы А. П. Чехова все же во многом современны, даже злободневны. Почему? В чем это проявляется? ( На основе рассказа, который готовится для представления) . Домашняя работа Выбери себе задание: 1. По группам или индивидуально подготовить: 2. Письменно ответить на вопросы: В чем ценность рассказа? Отдаленные от нас целым столетием рассказы А. П. Чехова все же во многом современны, даже злободневны. Почему? В чем это проявляется? ( На основе рассказа, который готовится для представления Домашняя работа Выбери себе задание: 1. По группам или индивидуально подготовить: 2. Письменно ответить на вопросы: В чем ценность рассказа? Отдаленные от нас целым столетием рассказы А. П. Чехова все же во многом современны, даже злободневны. Почему? В чем это проявляется? ( На основе рассказа, который готовится для представления Лист самооценки Ф. И. учащихся Этапы урока Оцени свою работу на уроке Оценка учителя Итог Ответы на вопросы по рассказу Работа в группах Активность на уроке Лист самооценки Ф. И. учащихся Этапы урока Оцени свою работу на уроке Оценка учителя Итог Ф. И. учащихся Этапы урока Оцени свою работу на уроке Оценка учителя Итог Ответы на вопросы по рассказу Работа в группах Активность на уроке Ф. И. учащихся Этапы урока Оцени свою работу на уроке Оценка учителя Итог Ф. И. учащихся Этапы урока Оцени свою работу на уроке Оценка учителя Итог Ответы на вопросы по рассказу Работа в группах Ф. И. учащихся Этапы урока Оцени свою работу на уроке Оценка учителя Итог Самоанализ урока Урок в 5 классе по изучению рассказа А. П. Чехова «Хирургия» рассчитана на три урока. Тема: Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова в рассказе «Хирургия». Цель урока: показать талант А. П. Чехова как юмориста и сатирика, выявить цель юмора и сатиры. Задачи урока: - познакомить с биографией А. П. Чехова; - показать отличие юмора и сатиры; - развивать навыки сравнительного анализа; - пробуждать стремление к вдумчивому чтению; - развивать монологическую речь; - выявить художественные средства комического; - воспитание нравственных качеств. Целью данного урока было – от ветить на вопрос «Они смешные, но и грустные » Я подвела учащихся к теме, которую сформулировали сами дети. В продолжение урока дети работали в группах по исследованию рассказа. После выступления каждой группы мною были подведены итоги. Учащиеся к уроку прочитали рассказ, подготовили пересказ статьи об истории создания рассказа, провели словарную работу. Педагогический потенциал урока заключается в практических знаниях по поведению в экстремальной ситуации, формировании таких качеств, как нравственность, внимательность, ответствен но сть, бережное отношение к своему здоровью, развитию навыков исследовательской и самостоятельной работы. Тип урока – практическая работа. Были организованы групповая и индивидуальная формы работы. На уроке реализовывались следующие в иды деятельности: - поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; - продуктивная творческая: художественный пересказ от лица героя; - репродуктивная: индивидуальное сообщение ученика, осмысление сюжета произведения, характеров, выборочный краткий пересказ; - исследовательская: анализ текста рассказа, анализ образа. Личностные УУД: Регулятивные: умение самостоятельно определять цели и задачи урока, планировать пути достижения целей; умение осуществлять контроль своей деятельности и оценивать правильность выполнения учебной задачи. Коммуникативные: умение работать в коллективе, вести диалог, излагать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета. Познавательные: умение определять значения слов, создавать обобщения, устанавливать ассоциации, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы. Метапредметные УУД: регулятивные УУД: научатся самостоятельно определять цели и задачи урока, планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности и оценивать правильность выполнения учебной задачи. коммуникативные УУД: научатся работать в коллективе, вести диалог, излагать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета. познавательные УУД: научатся определять значения слов, создавать обобщения, устанавливать ассоциации, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы Предметные УУД: Предметные: научатся ориентироваться в содержании текста, определять главную тему, общую цель и назначение текста, решать учебно- познавательные и учебно- практические задачи. Личностные: готовность к уважению личности и её достоинствам, воспитание доброжелательного отношения к личности. Образовательные: заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над поставленными вопросами; сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления. Способствовать развитию умений: задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли( устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; в процессе чтения с остановками побудить их к обсуждению проблем, затронутых автором. Воспитывать: эстетически подготовленного читателя. Дети были активны, не смело высказывали предположения, самостоятельно работали с текстом. Обратная связь организована через творческое домашнее задание разного уровня. Цели, поставленной в начале урока, учащиеся достигли. Значит, урок состоялс я. Фельдшер Курятин. План. 1. Место, занимаемое в произведении. 2. Положение героя в обществе. Как это отражается на поведении героя? 3. Портретная характеристика героя. Какие черты характера раскрывает портрет? 4. Речевая характеристика. Проанализируйте словарный запас. 5. Герой вызывает у вас больше смеха или сочувствия? Фельдшер Курятин. План. 1. Место, занимаемое в произведении. 2. Положение героя в обществе. Как это отражается на поведении героя? 3. Портретная характеристика героя. Какие черты характера раскрывает портрет? 4. Речевая характеристика. Проанализируйте словарный запас. 5. Герой вызывает у вас больше смеха или сочувствия? Фельдшер Курятин. План. 1. Место, занимаемое в произведении. 2. Положение героя в обществе. Как это отражается на поведении героя? 3. Портретная характеристика героя. Какие черты характера раскрывает портрет? 4. Речевая характеристика. Проанализируйте словарный запас. 5. Герой вызывает у вас больше смеха или сочувствия? 2- я группа. Д ьячок Вонмигласов. План. 1. Место, занимаемое в произведении. 2. Положение героя в обществе. Как это отражается на поведении героя? 3. Портретная характеристика героя. Какие черты характера раскрывает портрет? 4. Речевая характеристика. Проанализируйте словарный запас. 5. Герой вызывает у вас больше смеха или сочувствия? 2- я группа. Д ьячок Вонмигласов. План. 1. Место, занимаемое в произведении. 2. Положение героя в обществе. Как это отражается на поведении героя? 3. Портретная характеристика героя. Какие черты характера раскрывает портрет? 4. Речевая характеристика. Проанализируйте словарный запас. 5. Герой вызывает у вас больше смеха или сочувствия? 2- я группа. Д ьячок Вонмигласов. План. 1. Место, занимаемое в произведении. 2. Положение героя в обществе. Как это отражается на поведении героя? 3. Портретная характеристика героя. Какие черты характера раскрывает портрет? 4. Речевая характеристика. Проанализируйте словарный запас. 5. Герой вызывает у вас больше смеха или сочувствия? 3- я группа: Сопоставить образы 1. Как ведут себя фельдшер и больной в начале произведения? 2. Как меняется их поведение и отношение друг к другу? 3. Как они ведут себя в конце рассказа? 4. Какой вывод можно сделать о культуре фельдшера и дьячка? 3- я группа: Сопоставить образы 1. Как ведут себя фельдшер и больной в начале произведения? 2. Как меняется их поведение и отношение друг к другу? 3. Как они ведут себя в конце рассказа? 4. Какой вывод можно сделать о культуре фельдшера и дьячка? 3- я группа: Сопоставить образы 1. Как ведут себя фельдшер и больной в начале произведения? 2. Как меняется их поведение и отношение друг к другу? 3. Как они ведут себя в конце рассказа? 4. Какой вывод можно сделать о культуре фельдшера и дьячка? ВИКТОРИНА( мозговой штурм) - Какими словами начинается рассказ? - Почему больных принимает фельдшер, а не доктор? - Как фамилия фельдшера? - Как зовут фельдшера? - Сколько лет Курятину? - Как фамилия дьячка? - Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову? - Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна? - Какие инструменты называл Курятин? - Назовите тему рассказа. ВИКТОРИНА( п- но) Фельдшеру Курятину было 52 года. Доктор уехал к пациенту, поэтому больных принимал фельдшер. Дьячка Вонмигласова звали Ефим Михеич. Дьячок лечил зуб водкой с хреном, теплым молоком. Фельдшер хвастался, что вырвал зуб у помещика Александра Иваныча Египетского. Курятин вырывал зуб дьячку щипцами. Фельдшер забыл сделать тракцию пациенту. Уходя, дьячок забрал просфиру, которую принес фельдшеру. Ответы: 1) нет, 2) нет, 3) да, 4) нет, 5) да, 6) да, 7) нет, 8) да. 1) В какую больницу пришел дьячок? 2) Какая жакетка была у фельдшера Курятина? 3) Что было на глазу дьячка? 4) На бутыль с каким раствором перекрестился дьячок? 5) Где сказано: «Питие мое с плачем растворях », по словам дьячка? 6) Фамилия дьячка? 7) Где жил семь лет помещик Александр Иванович Египетский? 8) Где, по словам фельдшера, мало потчевали дьячка березой? Ответы: 1) земская; 2) чечунчовая; 3) бельмо; 4) карболовый; 5) Псалтырь; 6) Вонмигласов; 7) Петербург; 8) бурса