Разработка урока "Анализ стихотворения "Листок" М.Ю.Лермонтова"
Документы для скачивания
Открытый урок литературы с использованием ИКТ Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок» Цели: 1. Познакомить обучающихся со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Листок». 2. Развить умение анализировать стихотворение, применяя изученные изобразительно- выразительные средства; учить сопоставлению образов через анализ конструктивных элементов текста, способствующих восприятию идейного содержания произведения 3. Пробудить интерес к слову писателя. Развивать самостоятельность мышления, пополнять словарный запас. Формировать навыки культурного и грамотного чтения стихотворения. 4. Воспитывать любовь к чтению; бережное отношение к своему здоровью; нравственное воспитание учащихся Оборудование: Компьютерная презентация к уроку, аудиозапись стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок» в исполнении А. Тынкас ова, дубовый лист, рисунок дерева, листочки, музыкальное сопровождение минуты отдыха, электронные физминутки. Ход урока. I. Организационный момент. Прозвенел уже звонок И мы с радостью начнём урок Я желаю всем удачи, За работу, в добрый час! Давайте подарим друг другу х о рошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пож е лать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь. II. Беседа по высказыванию. Чтение – вот лучшее учение! / Великий русский писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин . ( слайд) - Как вы понимаете это высказывание? Что нам дает чтение книг? ( ответы учащихся) Слово учителя: чтение книг, во- первых, в жизни человека играет познавательную роль: с помощью книг мы приобретаем знания, узнаём что- то новое; книга служит источником информации. Во- вторых, воспитательную роль: познаем себя, приобретаем жизненный опыт, получаем нравственный урок, излечиваемся от недостатков. 2015 год объявлен Годом литературы, буквально 2 недели остается до конца объявленного года, значит, мы, уже начиная с 2016 года можем не читать книги? . . . Читать мы должны постоянно, книги должны стать нашими друзьями. Наставниками. III. Введение в тему урока 1. Чтение стихотворений" Бородино" , " Тучи" 2. Слово учителя Я думаю, что все узнали стихи и сможете сказать, с творчеством какого поэта мы продолжим знакомство( открывание темы на доске) Какие цели поставим к уроку? ( слайд) " Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной, пронизанной безысходной грустью поэзии, то почему- то не можешь представить его улыбающимся или спокойным. В памяти всплывает лицо с мрачными всезнающими темными глазами, в которых застыли одиночество и тоска. В чем же причина этого трагического разлада с жизнью? В несносном характере, в язвительном остроумии, которое он изливал на то, что вызывало его презрение и гнев? В судьбе, которая, рано лишив его родительской ласки, отказалась подарить ему встречу с теми людьми, которые могли бы стать друзьями- единомышленниками? Кто знает. . . Может быть, все это причудливо сплелось и соединилось в этом сумрачном гении России. " + А помогать нам сегодня на уроке будет осенний дубовый листочек 3. Сообщение ученика о стихотворение «Листок» Стихотворение «Листок» было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода. Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки». С тихотворение Лермонтова написано по мотивам произведения французского поэта Антуана Арно, который был изгнан за приверженность Бонапарту после его свержения. 4. Работа с текстом- Прислушаемся к тому, как звучит стихотворение" Листок" в исполнении мастера художественного слов а( прослушивание текста стихотворения) - Каким настроением проникнуто это стихотворение? ( чувствуется и грусть, печаль, неприкаянность, неопределённость, и надежда. п охоже на грустную песню) Жанр стихотворения Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества. Элегия — лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую- либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни. ( слайд) А какие еще образы есть в этом стихотворении? ( Чинара) - А что это такое? Чинара- род величественных деревьев, в России встречаются в Крыму, на юге Кавказа( показ фото и иллюстрации) Главным образом в стихотворении является: дубовый лист. Какие мотивы прослеживаются в" биографии" листка? ( Потеря семьи, одиночества, страдания, горя, печали, нет цели) Какие чувства вызывает его" судьба" ? ( сострадания) О чём это стихотворение? Или о ком? ( Об одиночестве листка, его страданиях. Он ищет родственную душу, но так и не находит) . Конечно, это стихотворение рассказывает не только о несчастной судьбе листка, но и о человеке- гордом, одиноком, несчастном, о таком человеке, каким был и сам поэт. Тем а( слайд) По иски страдающей и одинокой душою спокойствия и тепла в реальном мире. Иде я( слайд) В стихотворении отчетливо звучит чувство обреченности не находящего покоя вдали от родины героя. Герой обречен или на неминуемую смерть, или на бесконечные мучительные скитания. 5. Физминутка( танцевальные движения) 6. Проанализируем диалог листка и чинары- Чтение по ролям Какое место занимает этот диалог? Как высказывает свою просьбу листок? ( С мольбою, у него надежда начать новую жизнь) Как при этом он себя называет и для чего? Используется уменьшительно- ласкательный суффикс, эпитет бедный Как относится к этой мольбе Чинара? - Итак, листок и чинара. Каждый из этих образов имеет свой внешний и внутренний мир. Давайте понаблюдаем за тем, как характеризует героев их внешность? Внешность чинары великолепна: это молодое красивое дерево с роскошной листвой. Её зеленые ветви, украшенные райскими птицами, тянутся до самого неба. Листок же некрасив, потому что устал от скитаний. Он весь в пыли, ободран, желт и вял. - Соответствует ли внешний облик внутреннему миру героев? Внешняя красота чинары противопоставлена её внутреннему миру – пустому и бездушному. Отказ чинары приютить листок характеризует её как существо бессердечное, жестокое, не умеющее сострадать и сочувствовать чужому горю. Чинара эгоистична, черства, брезглива, надменна, равнодушна. Листок некрасив снаружи, но у него богатый внутренний мир – «Немало я знаю рассказов мудреных и чудных». Он добр сам и поэтому наивно надеется на милость других. Вывод: С чем ассоциируются образы листка и чинары? Чинара –о лицетворение молодости, красоты и радости. Листок – олицетворение одиночества, безысходности и тоски. 7. Работа по вариантам. 1 вариант записывает слова и словосочетания, которые характеризуют лист 2 вариант записывают слова и словосочетания, которые характеризуют чинару Мое восприятие состояния лирического героя Ключевые слова и словосочетания из стихотворения листок Засох, жестокою бурей гонимый, увял, странник Прижался, молит, без сна и покоя, пылен и желт, пришелец. Отчизна сурова чинара Молодая, ветви зеленые, изумрудные листья, высокая, солнцем любима, морем, ветром, райскими птицами 8. Физминутка для глаз Чтение по вариантам своих записей Вывод( учитель) Образы В стихотворении два противопоставленных образа: листок – желт и засох, чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста( ее корни омывает море) . Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель. Как называется такой прием? ( Антитеза) Композиция. Произведение сюжетно, в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой» листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними Ребята, перед вами дерево. Оно одинокое, все листья у него разлетились. Я хочу, что бы вы помогли обрести листья. Для этого вам придется в стихотворении нашли изобразительные средства. 9. Изобразительные средства( слайды) На лексическом уровне: эпитеты ( холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара) , метафор ы( сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна) , олицетворения ( докатился до Черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская) придают аллегоричность, «очеловечивают» образы чинары и листка. На фонетическом уровне: ассонанс ( повтор гласных «о» и «а») делает стихотворение удивительно мелодичным; аллитерация " У Ч ёрного моря ч инара стоит молодая" с оздаёт тревожное настроение. На синтаксическом уровне: риторические вопросы, которые задаёт чинара «На что ты мне? », Инверсия «Чинара стоит молодая» и т. д. передают характер героев стихотворения. А теперь посмотрите, ребята, каким красивым стало наше дерево, оно ожило. Вы помогли дубу избежать от одиночество. А вашем окружении нет ли таких одиноких людей, подумайте. Вы, конечно, с классом помогаете по хозяйству одиноким старикам. Не оставляйте их без внимания, заходите к ним, беседуйте, они расскажут вам много интересного о своей жизни. Будьте бдительны. IY Итог урока Какой темой проникнуто стихотворение" Листок" ? ( Темой одиночества, звучит мотив непонятности, усталости и безысходности) Образная система кем представлена? Образом Листка- странника и чинары. Но фигура странника главная в стихотворении. За образом листка стоит человек с непростой судьбой. Может быть это сам поэт. Лирический герой одинок и страдает от этого. Y. Домашнее задание 1. Написать миниатюру на тему ( по выбору) « Над чем побудило задуматься стихотворение «Листок? «Какова дальнейшая жизнь листка? » «Можно ли листок назвать сильным? » 2. Выразительное чтение стихотворения 3. Проиллюстрировать стихотворение( по желанию)