Календарно-тематическое планирование по ОПК 3 класс (УМК Бородина А.В)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОПК.3 КЛАСС.
«О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЮТ ИКОНА И БИБЛИЯ» - 34 часа
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Цель занятия |
Материально-техническое оснащение |
УУД |
Тема 1. «Что мы знаем о Евангелии» - 2 часа |
|
||||
1 |
|
Рождество Христово и новая эра. |
Повторить, уточнить и углубить знания детей о Рождестве Спасителя, полученные во втором классе. |
Презентация «Новая эра» |
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: – формулировать задачу урока после предварительного обсуждения; – анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении; – осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета; – анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов; – классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные; – реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности; – признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; – анализировать словарные статьи; – слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы Предметные УУД: знать, понимать и принять ценности: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;знать основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формировать первоначальные представления о светской этике, о религии, её роли в культуре, истории и современности России;понимать историческую роль религии в становлении российской государственности;осознавать ценности человеческой жизни; знать (в рамках курса): 1. Основные историко-культурологические понятия. 2. Правила православной этики. 3. Познакомиться с иконописью, агиографией, православной архитектурой Педагогические задачи: способствовать расширению кругозора, отработке навыков правильного, осознанного чтения, развитию умения соотносить пословицы с библейскими сюжетами.; создать условия для обучения правильному называнию библейского сюжета; содействовать воспитанию уважения к труду
Предметные: выделяют главную мысль библейского сюжета
Метапредметные УУД: Познавательные: формулируют ответы на вопросы; осознанно и произвольно строят речевое высказывание, рассуждения; выделяют существенную информацию из текста; самостоятельно создают способы решения творческого задания
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие – рассказывать (устно и письменно) о событиях жизни библейских персонажей
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия
Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и авторитетным мнением; знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения; ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях; устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом |
2 |
|
Как распространялось Евангелие. |
Дать представление о распространении Евангелия в России и мире. |
Презентация «Святая равноапостольная княгиня Ольга, святой равноапостольный князь Владимир» |
|
Тема 2. «Образ Вселенной в православной культуре» - 7 часов |
|||||
3 |
|
Храм как образ Вселенной. |
Раскрыть значение православного храма как образа Вселенной, управляемой Богом. |
Презентация «Господь Вседержитель» |
|
4 |
|
Умеют ли говорить иконы? |
Знакомить с особым изобразительно-символическим языком иконы. |
Презентация «Иконы» |
|
5 |
|
О чём рассказывает цвет? |
Продолжать знакомить с изобразительно-символическим языком иконы. |
Презентация «Мафорий. Пурпур» |
|
6 |
|
Как иконы представляют святых. |
Продолжать знакомить с изобразительно-символическим языком иконы. |
Презентация «Блаженные, юродивые» |
|
7 |
|
Как выглядят на иконах святые апостолы, евангелисты, святители и равноапостольные. |
Продолжать знакомить с иконами и их изобразительно-символическим языком. |
Презентация «Евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн» |
|
8 |
|
Что такое иконография? |
Познакомить с понятием иконографии. |
Презентация «Иконография. Иконописный подлинник», «Нечаянная радость»
|
|
9 |
|
Как боролись с иконами. |
Познакомить с событиями иконоборчества и утверждения иконопочитания. |
Презентация «Седьмой Вселенский собор» |
|
Тема 3. «По праздничным иконам вспоминаем Евангелие» - 6 часов |
|||||
10 |
|
О Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. |
Знакомить с праздничными иконами, посвящёнными земной жизни Пресвятой Богородицы. |
Презентация «Двунадесятые православные праздники» |
|
11 |
|
Икона Благовещения Пресвятой Богородицы. |
Познакомить с особенностями иконы Благовещения Пресвятой Богородицы. |
Презентация «Благовещение Пресвятой Богородицы» |
|
12 |
|
Иконы Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господня. |
Познакомить с иконографическими особенностями и богословским значением икон Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господня. |
Презентация «Рождество Христово» |
|
13 |
|
Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим». |
Познакомить с иконографическими особенностями и богословским значением икон Преображения Господня и Входа Господня в Иерусалим. |
Презентация «Преображение Господне» , «Вход Господень в Иерусалим» |
|
14 |
|
Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. |
Познакомить с иконографическими особенностями и богословским значением икон Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. |
Презентация « День Святой Троицы» |
|
15 |
|
Воздвижение Креста Господня. |
Познакомить с иконографическими особенностями и богословским значением иконы Воздвижения Креста Господня. |
Презентация «Воздвижение Честного и Животворящего креста Господня» |
|
Тема 4. «Библия рассказывает о событиях до Спасителя» - 18 часов |
|||||
16 |
|
О начале творения мира. |
Познакомить с библейским изложением начала творения мира. |
Презентация «Священное писание» |
|
17 |
|
Второй – пятый дни творения мира. |
Продолжить знакомить с библейским изложением творения мира. |
Иллюстрации Светила. Твердь. |
|
18 |
|
Шестой день творения. |
Познакомить с библейским изложением сотворения человека. |
Иллюстрация-Адам. |
|
19 |
|
Изгнание из рая. |
Уточнить знания детей библейского сюжета грехопадения человека и изгнания из рая. |
Видеофильм «Изгнание из рая» |
|
20 |
|
Авель и Каин. |
Расширить и углубить знания о библейском сюжете первого братоубийства. |
Картина «Каин и Авель» |
|
21 |
|
Расселение людей. |
Повторить, расширить и углубить знания библейского изложения о человеческих судьбах после первого братоубийства. |
Видеофильм «Ноев ковчег» |
|
22 |
|
Всемирный потоп. |
Расширить и углубить знания о библейском изложении человеческих судеб после первого братоубийства. |
Иллюстрации-Неф. Сим, Иафет, Хам. Ханаан. |
|
23 |
|
Вавилонское столпотворение. |
Углубить и расширить представления младших школьников о религиозной культуре через ознакомление с библейским сюжетом вавилонского столпотворения. |
Видеофильм «Вавилонская башня» |
Предметные: работают с текстом ; пересказывают библейский сюжет Метапредметные Познавательные: овладевают приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие; адекватно воспринимают оценку; оценивают правильность выполнения действий; Коммуникативные: осуществляют конструктивные способы взаимодействия; Личностные: проявляют отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника |
24 |
|
Праведный Авраам. |
Углубить и расширить представления младших школьников о религиозной культуре через ознакомление с библейским содержанием о праотце Аврааме. |
Презентация «Авраам, Сарра. Лот»
|
|
25 |
|
Завет Господа с Авраамом. |
Углубить и расширить представления младших школьников о религиозной культуре через ознакомление с библейским повествованием о праведной жизни Авраама и завете Господа с Авраамом. |
Библия |
|
26 |
|
Рождение Измаила. |
Углубить и расширить представления младших школьников о религиозной культуре через ознакомление. Знакомить с библейским повествованием о рождении Измаила. |
Презентация «Агарь, Измаил. Исаак» |
Предметные: воспринимают текст библейского повествования, самостоятельно работают с текстом произведения, понимают, что такое диалог; овладевают разными видами чтения Метапредметные Познавательные:овладеют приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; осуществляют анализ; строят логическую цепь рассуждений; делают выводы Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, владеют конструктивными способами взаимодействия; высказывают свое мнение Личностные: проявляют положительное отношение к школе; имеют желание учиться, адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности; определяют и формулируют правила поведения при сотрудничестве |
27 |
|
Явление Святой Троицы Аврааму. |
Углубить и расширить представления младших школьников о православной культуре через ознакомление с библейским сюжетом явления Троицы Аврааму. |
Картины Андрея Рублёва. |
|
28 |
|
Гибель нечестивых городов. |
Углубить и расширить представления младших школьников о православной культуре через ознакомление с библейским событием гибели городов Содома и Гоморры. |
Физическая карта.. Солёное море. Мёртвое море. |
|
29 |
|
Рождение пророка Моисея. |
Углубить и расширить представления младших школьников о религиозной культуре через ознакомление с библейским содержанием о великом ветхозаветном пророке Моисее. |
Презентация «Моисей» |
|
30 |
|
Призвание пророка Моисея. |
Углубить и расширить представления младших школьников о религиозной культуре через ознакомление с библейским повествованием о призвании к духовной миссии пророка Моисея. |
Видеофильм «Неопалимая Купина» |
|
31 |
|
Пасха Ветхозаветная. |
Углубить и расширить представления младших школьников о религиозной культуре через ознакомление с библейским повествованием о ветхозаветной Пасхе и Синайском законодательстве. |
Презентация «Ветхозаветный праздник Пасхи» |
Метапредметные Познавательные: осуществляют постановку и решение проблемы: самостоятельно готовят рассказ о библейском герое; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие Личностные: выражают этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; проявляют интерес к учебному материалу; владеют знанием основных моральных норм поведения, высказывают свое мнение Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия; понимают возможность различных позиций других людей |
32 |
|
Ветхозаветное законодательство. |
Углубить и расширить представления младших школьников о религиозной культуре через ознакомление с содержанием ветхозаветного законодательства. |
Видеофильм «Ханаанская земля» |
|
33 |
|
Новый Израиль. |
Обобщить содержание данного раздела курса и углубить представления младших школьников о религиозной культуре через ознакомление с понятием Нового Израиля. |
Презентация «Новый Израиль» |
|
34 |
|
Итоговое занятие. |
Повторить основное содержание раздела 3 учебного курса. |
Презентация.Карточки |