15.06.2014г. "Дорожный калейдоскоп", нод "Чайные традиции" Бирюкова Г.В., воспитатель
Документы для скачивания
КОНСПЕКТ НОД
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
в подготовительной группе
«ЧАЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»
ПОДГОТОВИЛ:
Бирюкова Г.В., воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного
вида № 7 г.Шебекино Белгородской области»
2014
Программное содержание:
Познакомить детей с историей чая, дать представление о странах, где выращивают и считают лучшим этот напиток, с чайными церемониями этих стран. Познакомить детей с понятием «традиция». Способствовать развитию любознательности, расширить кругозор детей. Формировать интерес к здоровому образу жизни. Активизировать в речи слова-прилагательные. Воспитывать у дошкольников уважение к традициям своей страны.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», « Здоровье», «Социализация», «Познание», «Музыка»
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы (К.И. Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха»). Беседы о тульском прянике и тульском самоваре. Рассматривание соответствующих картинок. Подготовка костюмов. Беседа о традициях чаепития. Чтение стихотворений, пение песен, отгадывание загадок.
Материал:
Глобус, предметы посуды из Китая, Японии, Англии, России; угощения для чаепития; различные сорта чая; костюмы для детей; картинки с изображением процесса чаепития.
Ход:
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в ходе которого познакомимся с чайными церемониями разных стран.
(Дети сидят полукругом, воспитатель сидит перед ними за маленьким столиком, на котором стоит глобус).
Воспитатель: - Ребята, что это такое? (глобус). Да, макет Земного шара, где можно увидеть все страны. Какие страны вы знаете? (ответы) Кто может показать, где расположена наша страна – Россия? На нашей планете много разных стран. В каждой стране люди разговаривают на своем языке. На каком языке разговариваем мы с вами? (ответы)
А теперь мы поиграем «Я начну – вы продолжите». В Италии разговаривают на итальянском языке, в Испании - … , в Японии - … , в Германии - … , в Китае - … , в Англии - … , во Франции - … и т.д. Сколько народов, столько и языков. Чтобы общаться с людьми других стран, надо учить их языки.
У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как вы понимаете слово «традиция»? (ответы: Традиция – это обычай, или ритуал, который передается из одного поколения к другому. Традиция – это празднование ежегодно Нового года, дня рождения, 8 марта… еженедельная уборка своей комнаты, ежемесячное посещение театров, выставок, музеев).
Воспитатель: Традиция – слово нерусское, в переводе с латинского оно означает «передача». Традиция – то, что передается от поколения к поколению.
Сейчас мы поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.
(Слайд)
Чай – это вечнозеленый кустарник, который растет плантациями высоко в горах. Срывают верхушки молодых побегов с 2-3 листочками. С древнейших времен чай признается не только вкусным, но и целебным, бодрящим напитком. Его любят пить все: и путешественники, и моряки, и охотники.
Чай – это китайское слово. Существует такая легенда: «Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай». И мы с вами отправляемся на родину чая – в Китай.
Офтальмотренажер В.Ф. Базарного «Поезд» (гимнастика для глаз) (звучит китайская музыка, закрыть глаза).
(Слайд)
Воспитатель: Вот мы и в Китае. Здесь любят пить зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или в чашке с крышкой. Чай не любит грязных рук, запахов. Поэтому принято сначала мыть руки с мылом, а потом класть чай в чайник, наливать воду. На столе нет угощений. Во время чайной церемонии в Китае принято общаться, разговаривать, обмениваться мнениями.
Во дворце этот ароматный напиток было принято пить во время торжественных церемоний.
Воспитатель: Отправляемся дальше на восток страны.
(звучит музыка)
Воспитатель: Вот мы и в Японии.
Девочка-японка: Коничива – Добрый день! Меня зовут Томико! Яххо – привет вам из страны восходящего солнца, Японии! У нас очень любят пить чай. Его пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и разными национальными предметами. Церемония чаепития в нашей стране проходит в молчании. К чаю японцы подают только сухие фрукты. Это для вас угощение к чаю (протягивает сухие фрукты).
Воспитатель и дети благодарят Томико, предлагают продолжить путешествие с ними и познакомиться с другими традициями. Отправляются в Англию.
Воспитатель: Следующая страна, в которую мы отправимся – это Англия.
Англичанин: Хэллоу! Я Дэвид, живу в Англии. У нас часто бывает дождливая, пасмурная погода, поэтому англичане не представляют свою жизнь без чая. Англичане пьют чай 3 раза в день строго в определенное время: утром – за завтраком, в 13 часов – за ланчем и обязательно вечером – ровно в 17 часов, где бы англичанин не находился в это время. О-о-о, 17-00! (достает из чемоданчика чай с сэндвичем).
Воспитатель: Англичане пьют чай с молоком. По старинной традиции нужно сначала налить в чашку молоко. Это правило появилось из-за того, что англичане боялись испортить крепким чаем белые фарфоровые чашки.
К чаю англичане подают тосты с корицей, миндальное печенье, бисквиты, пышки, пирожные. И, конечно, самая известная в мире закуска – сэндвич – это бутердрод из двух пластинок хлеба с начинкой из ветчины, шоколада или джема. «Help yourself – угощайтесь сэндвичем!»
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в английскую игру «Кричали, шептали, молчали».
(Дети приглашают Дэвида в свое путешествие и отправляются дальше).
Воспитатель: Мы дальше продолжим свое путешествие и отправимся в Россию.
(Звучит русская песня)
Хозяин: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим!
Мы гостей встречаем … чаем, чаем, чаем
Приглашаем к самовару … с чаем, с чаем, с чаем
И в накладку
И в прикуску … чай, чай, чай.
Пейте чай, друзья, по-русски!
Чай, чай, чай.
Хозяюшка: Сверху пар, снизу пар –
Кипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая.
Вот так мы и живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем!
Воспитатель: Спасибо, друзья, за приглашение!
(Слайд)
На Руси чай заваривал хозяин – глава семьи, а разливала хозяйка. Самым главным на столе был, конечно, самовар. Его еще называли в шутку «генералом». Кто-то любил пить чай из блюдца, держали блюдце под донышко и дули на чай, чтобы остудить и не обжечь губы. Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску, а потом запивали чаем. Из сладостей был мед, сахар, варенье, бублики, пряники, калачи, пироги.
Кстати, пить чай с лимоном придумали именно в России. Чашку принять было передавать двумя руками с пожеланием: «На здоровье!» Принимая чай полагалось отвечать: «Благо дарю вам.» Раньше самовары топились дровами, шишками, а теперь какие самовары? (ответы: электрические, металлические чайники, электрочайники).
Воспитатель: В России издавна любили чай и умели вкусно заваривать. Ведь заваривание чая – это интересный и важный ритуал! И с ним мы сейчас познакомимся.
- Как называется посуда, из которой мы пьем чай?
- Заваривать чай мы будем в заварочном чайнике, который хорошо держит тепло.
- Заварочный чайник надо обдать кипятком, вылить его и положить 2-3 ложки заварки, залить кипятком до половины чайника, закрыть крышкой и оставить на 5-7 минут.
- По какому признаку мы можем узнать, что в чайнике кипяток? (идет пар)
- Будьте предельно осторожны, так как кипяток опасен. Что может произойти? (можно обжечься) Поэтому, желательно горячий чай самим не наливать, а попросить взрослых.
Воспитатель: Хочу угостить вас чаем. А где же чашки? Их нет. Ничего страшного, мы с вами вырезали чашки из бумаги, но не успели их украсить. Давайте доделаем свою работу, чтобы получился красивый чайный сервиз.
Воспитатель: У нас сегодня необычная краска – волшебная, воздушная. Подумайте, как вы хотите украсить свою чашку и приступайте к работе.
(Звучит музыка, дети выполняют работу. Затем складывают их на поднос и воспитатель высушивает их в микроволновке).
Беседа о пользе чая:
Чай горячий, ароматный,
И на вкус такой приятный,
От недуга исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы свежие дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!
Вопросы:
- В чем чудодейственная сила чая? (утоляет жажду, поднимает настроение, снимает усталость, лечит от простуды)
- Какие виды чая вы знаете? (черный, фруктовый, зеленый, лечебный)
- В чае много витаминов:
«А» - важен для зрения
«В» - полезен для нервной системы
«С» - повышает и укрепляет иммунитет
- Какие пословицы вы о чае знаете?
«Выпей чайку – забудешь тоску»;
«Чай попьешь – до 100 лет проживешь»;
«Чай крепче, если он с добрым другом разделен»;
«Мы за чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем»;
«Приходите к чаю – пирогами угощаю»;
«Чай у нас китайский, а сахар – хозяйский».
Воспитатель: Вот и чашки наши подсохли.
Методика – «Хоровое пение»
Мотив песни «Голубой вагон»
1 куплет:
Если вы пришли сегодня в гости к нам,
Будем рады чаем угостить..
Вы поспели к нашим сдобным пирогам,
Вкус их всех вас может удивить.
Припев:
Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай
И наливай-ка всем
Ароматный чай.
2 куплет:
Знаем, лучше доктора серьезного –
Лечит чай и скуку и тоску.
Приглашаем взрослых мы и малышей
Выпить ароматного чайку!
Припев:
Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай
И наливай-ка всем
Ароматный чай.
Воспитатель: Многим отличаются народы друг от друга, но у всех есть общее – мы живем на планете Земля. Это очень красивая планета. И мы должны сделать все, чтобы она стала краше. Люди должны беречь Землю, украшать ее. Пока вы маленькие – дружите, играйте, берегите природу, любите своих родных. Через много лет вы станете взрослыми людьми и тогда постарайтесь сделать так, чтобы Земля стала еще краше.
Наше путешествие подошло к концу.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий