a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей" Произвольность психических процессов."

Автор: Попова Наталья Александровна Опубликовано: 2017-01-25 15:40:43

Документы для скачивания

Произвольность психических процессов.

Характерная черта произвольности состоит в том, что запоминание чего-то, внимание к чему-то становится особыми самостоятельными целями.
Важно , чтобы ребенок мог , умел повлиять, подействовать на себя самого. На свою память, внимание, восприятие, на то, чтобыовладеть и управлять им.
Итак, произвольность психических процессов характеризуется следующим:

  • осуществление того или иного психического процесса становится особой целью(говорить, запомнить, думать и т.д.)
  • ребенок осознает эту цель, т.е отдает себе отчет в том, что он именно запоминает поручение , обдумывает ответ на загадку и т. п.
  • психические процессы как бы отделяются от практической деятельности и общения, частью которых они прежде были.(ребенок играли попутно запоминал названия машин). Они становятся самостоятельными.

Произвольность психических процессов имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. 
Овладение и управление своими психическими процессами предполагает использование особых средств, с которыми совершаются особые действия. Эти средства могут быть как внешними, так и внутренними. Что же касается способов действия с этими средствами, то они реализуются почти всегда в уме, т. е. имеют внутренний характер. Например всем известная игра «Да и нет не говорить, черное, белое не называть».
Эффективным внешним средством произвольного запоминания, помогающим удерживать в памяти отдельные слова, являются картинки. На них изображены предметы, которые можно по смыслу связать с нужным словом.. Например слова «Лес» картинки заяц, грибы, ягод, но ни в коем случае самого леса. Установление  смысловой связи и есть способ действия с картинкой.

В данной программе освещаются следующие вопросы: 
- выделение признаков предметов и классификации;
- целенаправленное ознакомление с миром;
- расширение представление детей о профессиях взрослых;
- развитие воображения при сочинении сказок и историй.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи программы
1 развитие речи детей.
2 учить детей действовать в уме.
3 приобретение детьми опыта совместной интеллектуально- творческой деятельности.
4 научить детей изменять и переделывать хорошо знакомые сказки.
5 вызывать у детей интерес к занятиям.

 Формы организации работы с детьми: подгрупповые
      
        Методы и приемы:
Вербальные и наглядные
Практически – поисковые
Действенные

Работа по выделению признаков предметов и классификации
Задачи в этом направлении - формирование у детей способности выделять признаки предметов. Самая удобная возможность для решения данной задачи – классификация предметов по тем или иным признакам. Разумеется отвечая на вопрос, какого цвета эта вещь, ребёнок фиксирует наличие определённого признака в той или иной мере выделяет его. Объединение группы самых разных предметов, обладающих признаком, например, цветом, безусловно, интенсифицирует этот процесс. Так, он принуждает ребёнку самому ставить вопрос о цвете предмета, отличить его от других цветов, фиксировать то, что этот признак присущ самым разным предметам. Иными словами, стимулирует его умственную работу.
Задания по классификации даются в двух формах:
1. В форме сотрудничества  со взрослым: «Помоги мне разложить эти предметы так, чтобы …»
2. В форме игры с привлечением какого-либо игрового персонажа, которому по тем или иным причинам понадобились предметы, обладающие данным признаком.

Целенаправленное ознакомление с миром. Знакомство детей с профессиями взрослых.
Четвёртый год жизни- важный период в становлении сюжетно-ролевой игры. Большей частью дети берут на себя и разыгрывают роли взрослых- врача, водителя, продавца и тп. Стремление к роли взрослых лежит в основе их интереса к профессиональным действиям последних. На фоне этого интереса мы можем познакомить детей с профессиональным трудом взрослых и обогатить за счёт этого сюжеты их игр. Но так как источником интереса в значительной мере являются потребности игры, он главным образом направлен на внешние результативные действия, которые можно воспроизводить в игре. Это обстоятельство диктует и отбор тех профессий, с которыми целесообразно знакомить детей в данном возрасте, и то с какой стороны их следует показывать. Это должны быть те профессии, представителей которых дети могут наблюдать. В их труде следует выделить те действия, которые можно воспроизвести с предметами- заместителями, и которые имеют явные начало, конец и результат.

Развитие  воображения при сочинении сказок и историй
Почему мы предлагаем вам включить эту работу в круг наших занятий? В возрасте 5-6 лет психическое развитие детей идет по многим направлениям и для того, чтобы не упустить открывающиеся в этом году возможности , очень важно вести работу по всем основным линиям. С одной стороны, с детьми надо заниматься по многим и разным направлениям, а с другой стороны, нельзя отнимать у них детство и превращать их пребывание в детском саду в процесс сплошных занятий.
С пяти лет предлагается новая форма работы с детьми – работ по изменению самими детьми знакомых им сказок. Такая работа никогда не включалась в программу работы с детьми 5-6 лет и является многофункциональной формой работы с детьми. Что даёт такая форма собственной детской активности для развития ребёнка? Во-первых, изменение знакомых сказок даёт ребёнку разнообразный опыт действования в уме и тем самым делает решающий вклад в его умственное развитие.
Вторая цель – развитие речи детей. Изменение сказок происходит в процессе общения со взрослыми, другими детьми, в ходе которого участники сообщают друг другу о своих вариантах.
Третья цель – некоторое развитие литературно-художественных способностей и литературного вкуса.
Четвертая цель – приобретение детьми опыта совместной интеллектуально-творческой деятельности.
Пятая цель – значение придумывания сказок для развертывания самостоятельной детской игры.
Какие сказки можно изменять? Как и что можно изменять в сказках? 
Для того , чтобы вызвать интерес к такому роду занятий, раскрыть детям их привлекательность, чтобы вовлечь их в процесс собственного творчества, работу надо проводить по специальной методике и в определенной последовательности, в которой заложен принцип усложнения способов изменения сказок.
Последовательность способов изменения сказок:
1 Перестановка событий внутри одной сказки.
2 Перестановка персонажей внутри одной сказки.
3 Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.
При обучении детей сочинению сказок используются только хорошо знакомую сказки. Для каждого способа избираются свои сказки. Накануне занятия следует обязательно воспроизвести в памяти детей знакомую сказку, с которой они будут «манипулировать».
Ожидаемый результат:

  • Развитие речи детей
  • Умение действовать в уме
  • Развитие логического мышления
  • Развитие произвольных процессов
  • Развитие представлений об окружающем мире

 

Оставить комментарий: