a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Урок музыки в 4 классе " Старый замок"

Автор: Мухина Людмила Алексеевна Опубликовано: 2017-01-25 19:18:13

Документы для скачивания

МБОУ « Верхореченская СОШ», Бахчисарайского района, РК учитель музыки Мухина Л. А. Музыка. Класс: 4 Тема. «В концертном зале» Художественное название урока: «Старый замок». Цель урока: расширить знания учащихся о музыкальных инструментах. Продолжить знакомство с форте пианной сюитой М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Задачи: Образовательная: - продолжить знакомство с творчеством М. П. Мусоргского и его сюитой « Картинки с выставки»- пьеса « Старый замок»( определять характер, настроение и средства музыкальной выразительности) ; - продолжить знакомство c историей создания фортепиано; - работа над исполнительским планом песни « Чему учат в школе» В. Я. Шаинского. Развивающая: развитие памяти, вокальн о- хоровых навыков, развитие тембрального слуха. Воспитательная: воспитывать интерес к музыкальному искусству, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки. Универсальные учебные действия: Личностные: стимулировать формирование эмоциональн о- нравственной отзывчивости; соотношение личностного восприятия музыки с восприятием класса; Познавательные: учиться на слух определять музыкальные произведения в исполнении фортепиано, использовать специальную терминологию; Регулятивные: уметь характеризовать музыкальные произведения, находить соответствующие средства музыкальной выразительности; уметь соотносить произведения искусства( архитектуру и музыку) ; развивать умение вслушиваться в музыку. Коммуникативные: участие в коллективном пении и выполнении поставленных задач в исполнении песни; учиться грамотно строить высказывания и аргументировать их. Музыкальное содержание: пьесы из сюиты « Картинки с выставки» М. П. Мусоргского( Старый замок, Балет невылупившихся птенцов, Баба- Яга) Ресурсы: портрет М. П. Мусоргского, игра « музыкальное лото», презентация, папки со средствами музыкальной выразительности. Тип урока: комбинированный Учебник Музыка 4 класс авт. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, Москва «Просвещение» 2014г. Ход урока Под звуки прошлое встает И близким кажется и ясным: То для меня мечта поет, То веет таинством прекрасным. 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие Звучит в исполнении фортепиано мелодия песни « Чему учат в школе » Вопросы: - Что прозвучало? ( песня) , определить название. Голоса, инструменты имеют свою окраску голоса- это( тембр) . З вучание какого инструмента вы слышали( пианино, фортепиано) . 2. Актуализация знаний. Прочитаем эпиграф урока. Он нам рассказывает, что все проходило очень давно – в прошлом. Сегодня мы будем говорить о замечательном инструменте. По способам извлечения звука музыкальные инструменты делятся на три больших семейства: какие? ( струнные, духовые и ударные) . Но есть музыкальные инструменты, которые как бы не у кладываются в обычные рамки. Это фор тепиано и его две разновидности: рояль и пианино. Рояль называют королём музыкальных инструментов и обращаются к нему: «Его величество рояль». Мы познакомимся с историей создания инструмента и его развитием. Выступление ученика. Изобретение ФОРТЕПИАНО принято связывать и именем итальянца Бартоломео Кристофори. Звук в новом инструменте извлекался ударом по струнам деревянных молоточков с обитым упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче – piano или forte. Вот откуда взялось название инструмента – пианофорте, а позже – фортепиано. Название это сохранилось до наших дней, объединяя все струнные клавишные инструменты. Но мы их можем отнести и, к ударным, ведь звук извлекается ударом молоточка по струне. Учитель. Конечно первые фортепиано были мало похожи на наши современные инструменты. Они были не совершенны. Но шло время, новый инструмент улучшался, устройство его усложнялось, изменилось расположение струн. У фортепиано молоточек при нажатии клавиши ударяет по струнам одинаковой длины и толщины. Со временем мастера придумали педаль, которая сдвигает молоточки так, что они задевают не все струны, а одну или две. Это меняет тембр звука и его силу. В 19 веке фортепиано развивалось очень интенсивно. Сложились два вида фортепиано: горизонтальный – рояль( по- французски – королевский) с корпусом, похожим на крыло, и вертикальный – пианино( по- итальянски – маленькое пианино) . Рояль – это концертный инструмент. Пианино мы используем там, где нельзя поставить большой рояль и где можно обойтись меньшей силой звука. М ногие великие музыканты отдали дань этому инструменту, создавая для него истинные жемчужины. Среди них были великие пианисты. Достаточно назвать Бетховена, Шопена, Шуберта, Рахманинова. Для фортепиано музыку писали композиторы следующих произведений. Вспомним их имена. - « Детский альбом»: пьесы- Марш деревянных солдатиков, Мама, игра в лошадки, Б аба- яга. - « Детская музыка»- Марш, Прогулка, Ш ествие кузнечиков. « Картинки с выставки»- балет невылупившихся птенцов, Б аба- яга. Дети вспоминают композиторов- П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, М. П. Мусоргского. Прочитаем выразительно стихотворение. Все окна открыв, опустив занавески, ты в зале роялю сказала: живи! Как легкие крылья во мраке и блеске, задвигались руки твои. Под левой- мольба зазвенела несмело, под правою- отклик волнисто возник, за клавишем клавиш, то черный, то белый, звеня, погружался на миг. Учитель играет фрагмент пьесы « Старый замок» У. Какое настроение пьесы? ( печальная, сумрачная, загадочная) … древний замок рвом окружен, Крепкие стены из гладких камней. Башня с дозорной вышкой над ней, Щели бойниц, парапеты, зубцы, И всюду готовые к битве бойцы. У. : Как вы думаете, когда был построен замок, как называли бойцов? ( Ответы) Это время называется Средневековье. Это время неприступных замков, отважных рыцарей и прекрасных дам – это 12- 14 века. Русский к омпозитор Модест Петрович Мусоргский обращается к давно ушедшей эпохе, которая оставила в память о себе немногие уцелевшие памятники: древние замки, старые песни трубадуров, которые ещё храня отблеск былых чувств и стремлений … О днако эти чувства и стремления утратили для нас своё живое тепло; они теперь далёкая история, окутанная дымкой печали, сожаления об ушедшем времени, таком для нас притягательном и поэтичном. Слушание: «Старый замок» М. П. Мусоргский У. : Старый замок это пришелец из глубины далёких веков или старый замок – это замок сегодняшнего дня? – Д. : Из глубины далёких веков. У. Прочитаем эпиграф урока. Он для нас является воплощением вечности или воплощением современности? Д. : Воплощением вечности. У. : Старый замок одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня или мы слышим в музыке дви жение и устремлённость вперёд? Д. : Одинокий и безразличный. У. : Какими же средствами музыкальной выразительности композитор рисует нам певца из глубины далёких веков? Мелодия – Д. : Звучит скорбно, сумрачно, печально, напевно, очень певуче. У. : Темп Д. : Медленный. У. : Лад – минор. У. : Ритм Д. : Однообразное ритмическое сопровождение. У. : Что идёт в развитии ритм или мелодия? – Д. : Мелодия. У. : А мы можем сказать, что это песня средневекового певца( трубадура) ? – Д. : Да. У. : Тогда о чём поёт свою песню бродячий певец – трубадур? – Д. : Вспоминает об ушедшем времени. Ему жаль э то время, поэтому песня печальная. У. : Какой образ несёт однообразный музыкальный ритм? – Д. : О щущение вечности, все живет вне времени. У. : Что общего в музыке «Старого замка» и в музыке «Ноктюрна» А. П. Бородина? Д. : Музыка звучит как песня одинокого певца, который погружен в воспоминани е( об этом говорит неоднократн ое повторение основной мелодии) У. : Вспомним принципы развития музыки. Какой принцип развития в музыке: повтор, контраст, вариационность? Д. : Повтор. Сделаем вывод: русский композитор 19 века Модест Петрович Мусоргский средствами музыкальной выра зительности нарисовал образ средневековой старины, воспоминание об ушедшем мире, над которым уже не властно время. Оказывается музыке подвластно всё, и даже изображение вечности. Звучат фрагменты пьес « Балет невылупившихся птенцов » и « Баб а- яга» Эти пьесы, с которыми вы знакомились во 2 классе, вместе с пьесой «Старый замок» М. П. Мусоргский включил в фортепианную сюиту и назвал «Картинки с выставки». Это фортепианный цикл, он написал под впечатлением выставки рисунков художника Виктора Гартмана в 1874 году. В сюите « Картинки с выставки» 10 пьес. Дать понятие сюита. Сюита – ряд, последовательность; в музыке – э то музыкальное произведение, кото рое состоит из нескольких пьес, разных по настроению и объединённых общим замыслом. 3. Игра на детских музыкальных инструментах Подбер ем ударные инструменты для пьесы « Старый замок»: маракасы, треугольник, играем спокойно, не громко. 1 часть: маракасы –( ритм левой руки) ; 2 часть: на сильную долю- треугольник( тихо) , а 3 часть – как 1. У. : Вызывает ли пьеса « Старый замок» у нас у слушателей живое сожаление об ушедших временах с их рыцарями и прекрасными дамами, величественными замками и чудесными песнями? ( ответы учащихся) 4. Вокальная работа У. Чему мы учимся на уроках? Ответы детей В начале урока звучала мелодия песни « Чему учат в школе». Распевание и работа над исполнительским планом песни – выделить смысловые кульминации в 1, 2, 3 куплетах. Пение песни 5. Рефлексия Игра « музыкальное лото»( 6 карточек) « Средневековый замок» Фортепиано П. И. Чайковский Громко, тихо королевский Картинки с выставки трубадур 1. к акой инструмент создал Бартоломео Кристофи( фортепиано) , 2. Рояль переводится как( королевский) , 3. Из каких динамик состоит фортепиано( громко, тихо) , 4. Какой композитор написал Детский альбом – пьесы для фортепиано( П. И. Чайковский) 5. Как называется сюита М. П. Мусоргского? ( Картинки с выставки) , 6. Как звали средневекового певца? ( трубадур) Открывается средневековый замок Средневековый замок – великое прошлое, которое хранит в себе душу времени. И мы с вами прикасаемся к ней, как к великой загадке, изучаем. 6. Домашнее задание. Нарисовать старинны й замок или описать его( 5 предложений) .

Оставить комментарий: