a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

урок музыки в 5 классе « Всю жизнь несу я Родину в душе…»

Автор: Мухина Людмила Алексеевна Опубликовано: 2017-01-25 19:19:15

МБОУ « Верхореченская СОШ», Бахчисарайского района, РК учитель музыки Мухина Л. А. музыка 5 класс Тема: Музыка и литература Художественное название: « Всю жизнь несу я Р одину в душе … » Цель: рассмотреть синтез искусств- музыка, живопись, литература; дать знания о жизни и вокальном творчестве С. В. Рахманинова, информацию о пребывании композитора в Крыму. Задачи: - познакомить учащихся с вокальным творчеством С. В. Рахманинова( романсы « Сирень» и « Островок») ; работа над песней А. Ермолова « Крым»- формировать чувство любви к Родине, интерес к истории и культуре своей страны и малой Родины; - развивать критическое, образное мышление, способность к эмоционально- чувственному восприятию, совершенствовать навык работы – поиск информации. Предметные результаты- расширить объём известных знаний о русской культуре на примере романсов С. В. Рахманинова, картин русского художника И. И. Левитана, стихотворений русских поэтов Е. Бекетовой и К. Бальмонта. Личностные УУД- формирование личностного обучения посредством раскрытия связей музыки и литературы с жизнью; - формировать чувство любви к Родине, воспитывать художественно- эстетический вкус и культуру восприятия произведений искусства; Метапредметные: Познавательные УУД – уметь работать с различными видами информации, владеть навыками устной речи; Регулятивные УУД – прогнозировать содержание произведения по его названию, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов; Коммуникативные УУД- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные мнения одноклассников, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Музыкальное содержание: работа над песней А. Ермолова « Крым», прослушивание романсов « Сирень», « Островок» С. В. Рахманинова. Произведения ИЗО: картины И. И. Левитана « Весна. Белая сирень», « Над вечным покоем». Произведения литературы: тексты стихотворений Е. Бекетовой « Сирень», К. Бальмонта « Островок», фрагмент рассказа Ю. Нагибина « Сирень» Ресурсы: портрет композитора, презентация, раздаточный материал( тексты стихов, песни А. Ермолова, словари эстетических эмоций, схема анализа муз. произведения, таблицы) Тип урока: расширение и углубление знаний. Ход урока « Это не делится, это – едино: Жизнь человека с Родиной милой» 1. Организационный момент Музыкальное приветствие Слайд 1. Звучит 1 куплет песни « С чего начинается Р одина? » Читаем эпиграф урока. Учитель. Что объединяет песню и эпиграф нашего урока? Дети. Слово « Родина». 2. Тема урока. Постановка проблемного вопроса. Учитель. Вы правы. Прочитаем тему нашего урока: Всю жизнь несу я Родину в душе…. А сейчас предлагаю вспомнить песню « Я люблю тебя, Россия». Какие чувства мы вложим в наше пение? Дети. Любовь, душевную теплоту, нежность, искренность, проникновенность. Слайд 2. Исполнение песни. Учитель. Молодцы. А сейчас скажите: что значит для вас Родина? Без чего вы будете скучать, если придется покинуть край родной? Дети. Родители, друзья, речка, лес… Учитель. Где бы человек не был, ему будет не хватать неповторимости родного уголка, родных лиц. Какие слова будут иметь один корень со словом РОДина? ( РОДители, РОДник, приРОДа) . Как много значат эти слова для каждого человека. В них – радость и счастье, в них смысл жизни. Среди всех чувств у человека выделяется чувство любви к Родине. Сегодня мы поговорим о творческих людях, для которых Родина была не только смыслом жизни, но и неотъемлемой частью их творчества. 3. Изучение нового материала Учитель. Послушайте два стихотворения русских поэтов и дайте им название. ( Учитель читает стихи Екатерины Бекетовой и К. Бальмонта) После прослушивания учащиеся дают свои варианты названий. Раздаются на парты тексты стихов, дети рады, если названия совпадают. Учитель. Дорогие ребята. Эти стихи показывают какую Родину, как мы ее называем( малая Родина, родной край) . Выскажите свое мнение об отношении поэтов к родному краю( подтвердите свое мнение словами из стихов) . Сергею Васильевичу Рахманинову очень понравились стихи и он написал музыку. Давайте предвосхитим композиторское решение. Слайд 3. Задание: мы композиторы( делимся на группы, можно предложить выполнить работу индивидуально) . Выберем жанр( песня или романс) и средс тва музыкальной выразительности к стихам русских поэтов, а затем сравним с произведением композитора: Раздаются таблички Средства муз. выразительности Мой вариант Произведение композитора Жанр: песня, романс Настроение характер Мелодия лад динамика темп звуковедение Исполнитель( голос) После творческой работы идет прослушивание романсов. Сравниваем свои примеры и оцениваем( если 7- 9 совпадений – « 5», 6- 4 – « 4») . Учитель. Давайте вспомним, что мы знаем об этом композиторе Слайд 4. Мозговой штурм. Сергей Васильевич Рахманинов Русский композитор конца 19- первой половины 20 века. Выдающийся пианист Жил недалеко от Новгорода, любил слушать колокольный звон( в 4 классе слушали Прелюдию До диез минор – имитация колокольного звона) , Автор знаменитого Вокализа( песня без слов) , Уехал в начале 20 века из России. Во время Великой Отечественной войны перечислял деньги в Красный Крест раненым советским солдатам. Учитель. Все 83 написанных романса были созданы в период с 1892 по 1911 годы, т. е. в российский период его жизни. И вдохновение для создания романсов Сергей Васильевич Рахманинов естественно черпал в русской поэзии. Подавляющее большинство романсов написано на тексты русских поэтов- лириков второй половины 19 века и рубежа 20 века. Рахманинов писал: «Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию. … У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они — как сёстры- близнецы. » Слайд 5. Видеофильм « Сирень» Звучит инструментальный вариант романса « Сирень». На его фоне учитель читает фрагмент рассказа Ю. Нагибина « Сирень» …И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке. А ведь положено так: сперва запенивается белая, голубая и розовая отечественная сирень… А тут сирени распустились разом, после сильной ночной грозы…И когда Верочка Скалон выбежала утром в сад, обманув бдительный надзор гувернантки Миссочки, она ахнула и прижала руки к корсажу, пораженная дивным великолепием сиреневого буйства. …пьянящий дух сирени был так влекущ и сладок, что Верочка решила: будь что будет, не даст она испортить себе радость! И она кинулась в сирень, как в реку, мгновенно вымокнув с головы до пят, - тяжелые кисти и листья были пропитаны минувшим ливнем. Грубый шорох в кустах заставил Верочку испуганно замереть. Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподымал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же отымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными, а к бровям и тонкой ниточке усов клеились лепестки и трубочки цветов. Но это и Верочка умела делать- купать лицо в росистой сирени, а вот другая придумка Сережи, Сергея Васильевича- - так церемонно полагалось ей называть семнадцатилетнего кузена, - была куда интереснее. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал ее изо рта и что- то проглатывал. Верочка последовала ему примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но все- таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени- у каждой был свой привкус. Белая- это словно лизнуть пробку от маминых французских духов, даже кончик языка сходно немеет; лиловая отдает чернилами; самая вкусная- - голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой. Рахманинова сестрам Скалон представили совсем недавно в Москве, в доме Сатиных, где они останавливались на пути из Петербурга в Ивановку. В этом долговязом юноше все было непомерно и нелепо: громадные, как лопаты, руки и под стать им ступни, длинные русые поповские волосы, большой, тяжелый нос и огромный, хоть и красиво очерченный рот, мрачноватый, исподлобья, взгляд темных матовых глаз. Нелюбезный, настороженный, скованный, совсем неинтересный- таков был дружный Приговор сестер. И робкая попытка кузины Наташи Сатиной уверить их, что Сережа стесняется и дичится, ничего не изменила. Но кузен, пьющий горькую влагу с сиреневых кистей, стал Верочке по- новому интересен. Кстати, в кого он влюблен? . . Прежде Верочка не задавалась этим вопросом, хотя сердечные дела всех обитателей усадьбы, равно и друзей дома, редкий день не наезжавших в Ивановку, заботили ее чрезвычайно. . . А кто влюблен в Сережу- дозволено ей хотя бы про себя так его называть? Натуля Сатина? . . Верочка прыснула, по счастью, почти беззвучно: рот был набит сиренью. Но острый слух музыканта что- то уловил. Рахманинов замер с кистью в руке, как Вакх на известной картине академика Бруни. Его большие, темные, не отражающие свет глаза внимательно и быстро обшарили кусты. Верочка успела пригнуться, и взгляд его скользнул поверх ее головы… Какие чувст ва героев передал писатель? ( радость, волнение, счастье, любовь, восторг, упоение) Картины природы – как наяву( Рахманинов часто отдыхал летом в имении Ивановка) , так и на полотнах любимого художника Левитана не могли оставить композитора равнодушным. Слайды 6, 7, 8. Повторное прослушивание и подбор к романсам картин И. И. Левитана. 3. Вокально- хоровая работа. ( учитель играет фрагмент разучиваемой песни А. Ермолова « Крым») Работа над дикционными трудностями песни. Доучиваем 2 и 3 куплеты песни. Крым- наша Родина, наш родной край, который стал вдохновителем многим творческим людям, в том числе и С. В. Рахманинову. Помните ли вы кто из великих людей бывал в Крыму? ( дети называют имена великих людей. ) Слайды 9, 10, 11, 12. Показ крымских пейзажей И. И. Левитана Слайд 13. Открывается слайд с портретами: писатель Антон Павл о вич Чехов, художник Исаак Ильич Левитан, поэт Иван Бунин, композитор Василий Калинников, певец Федор Шаляпин Учитель. Жизнь и творчество музыканта, дирижера и композитора Сергея Васильевича Рахман инова, увенчанного мировой славо й, были тесно связаны с Крымом. Учащиеся подготовили небольшие сообщения. Ученик 1. Первый раз 14- летний Сережа Рахманинов попал на Южный берег Крыма с группой воспитанников профессора Московской консерватории Николая Зверева. Этот приезд юного Рахманинова в 1887 году примечателен тем, что именно в Крыму он начал сочинять музыку. Это засвидетельствовал в своих воспоминаниях его товарищ Мотя Пресман. Однажды Сережа подозвал друга к роялю, сыграл и спросил, знакомо ли ему это произведение? Тот ответил, что нет. А услышав, что другу понравилось, Рахманинов сказал: «Сам сочинил и посвятил тебе эту пьесу». Ученик 2. В сентябре 1898 года Мамонтов устроил молодым талантам концертную поездку на юг по маршруту Москва — Харьков — Киев — Одесса — Ялта. Концерты имели огромный успех. Шаляпин пел, а Рахманинов дополнял его тонкостью и красотой аккомпанемента. На этом концерте в Ялте присутствовал Антон Павлович Чехов. Он внимательно наблюдал за игрой молодого пианиста. Когда отгремели аплодисменты и толпа ринулась к Шаляпину, только Чехов направился к пианисту. — Я все время смотрел на вас, молодой человек,  — сказал он,  — у вас замечательное лицо, вы будете большим человеком. Ученик 3. Ко времени своего очередного приезда в Крым в 1900 году Рахманинов уже завоевал известность в среде музыкантов и зрителей. Общался с русской культурной элитой, но Сергей Васильевич не забывал навещать тяжело больного, уходящего из жизни композитора Василия Калинникова, помогал ему материально. Ученик 4. Летом 1917 года Рахманинов приехал в Ялту в последний раз. Перед отъездом в Москву в ялтинском горсаду в начале сентября 1917 года Сергей Рахманинов дал свой последний концерт — не только в Крыму, но и в России. Учитель. Спасибо, ребята, за интересную информацию. Звучит Вокализ Слайд 14. За 25 лет жизни за границей Рахманинов создал всего шесть произведений. Он сам писал, что тормозит его творчество: « Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого без молвия нетревожных воспоминаний» Давайте еще раз прочитаем эпиграф и художественное название нашего урока. 4. Рефлексия Мы сегодня познакомились с творчеством русского композитора, …( пианиста, дирижера) С. В. Рахманинова. Рассмотрели инструментальное или вокальное творчество? Название романсов … Картины какого художника созвучны романсам композитора? С каким местом связаны эпизоды жизни Сергея Васильевича? С кем встречался в Крыму великий пианист? Оценивание. 5. Домашнее задание:   нарисовать рисунок к любому романсу С. В. Рахманинова. Литература и интернет- сайты 1. Учебник Музыка 5 класс, авт. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская 2. Татьяна Барская, « Крымская газета » 3. Сетевой ресурс: www. senar. ru/ articles/ from_ heart/ С.  В.  Рахманинов: «Я ― русский композитор…», в статье «Музыка должна идти от сердца» 4. http: / / www. museum- ivanovka. ru/ rus/ mainmenu/ Серия сообщений" Рахманинов" : 5. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРЫМ. Cергей Рахманинов и Антон Павлович Чехов.

Оставить комментарий: