Консультация для родителей Агрессивность у детей дошкольного возраста, как её преодолеть?
Документы для скачивания
Консультация для родителей Агрессивность у детей дошкольного возраста, как её преодолеть? Педагог- психолог МБДОУ д/ с № 100: Кучеренко Ольга Владимировна Как много негативного в современном мире! И все это зачастую находит прямое – отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются. Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии? » Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития( 1 года, 3 и 7 лет) . И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Итак, что же такое агрессия? Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения( одушевленные и неодушевленным) , приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт( отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности) . Виды агрессии: физическая агрессия( нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта; вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму( ссора, крик, визг) , так и через содержание вербальных реакций( угроза, проклятья, ругань) ; прямая агрессия – непосредственно направленная против какого- либо объекта или субъекта; косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо( злобные сплетни, шутки) , и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью( взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топотании ногами, битье кулаками по столу) ; инструментальная агрессия – является средством достижения какой- либо цели; враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии. Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. стремление занять лидерские позиции; желание владеть предметом, которым владеют другие дети; ревность; замечание или наказание; чувство голода; повышенная утомляемость; скука, желание привлечь к себе внимание; давление родителей; впечатлительность, эмоциональная нестабильность; чувство неполноценности. Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют: скандалы в семье применение физической силы во время семейных ссор( драки) грубое, жестокое обращение с ребенком привлечение его к посещению( просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п. просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь? ! » Характерные особенности агрессивного поведения ребенка. Отказывается от коллективной игры. Слишком говорлив. Чрезмерно подвижен. Не понимает чувств и переживаний других детей. Часто ругается со взрослыми. Создает конфликтные ситуации. Перекладывает вину на других. Суетлив. Импульсивен. Часто дерется. Не может адекватно оценить свое поведение. Имеет мускульное напряжение. Часто специально раздражает взрослых. Мало и беспокойно спит Методические средства в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей. В первую очередь игровая терапия – метод воздействия на детей и использованием игр. Психогимнастика Релаксация Проектное рисование. Перечислим возможные СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ( выплескивания) ГНЕВА у ребенка. ( Родителям это можно делать вместе с ребенком) 1. Громко спеть любимую песню. 2. Пометать дротики в мишень. 3. Попрыгать на скакалке. 4. Поколотить подушку. 5. Пускать мыльные пузыри. 6. Устроить «бой с боксерской грушей». 7. Полить цветы. 8. Быстрыми движениями руки почеркаться карандашом на листе бумаги. 9. Пробежать несколько кругов вокруг какого- либо предмета в доме или на улице. 10. Погонять мяч, поиграть в футбол. 11. Поприседать максимальное количество раз. 12. Сильно постучать карандашом по столу. 13. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет». 14. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить, это важно! 15. Разорвать много бумаги, а затем ее выбросить, это важно! 16. Вылепить что- либо из пластилина, а затем сломать. 17. Поиграть с песком и мелкими игрушками. Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников( братья, сёстры) , а также с друзьями своего ребёнка. Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это. " ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ" ( для детей с 4 лет) Каждому участнику даётся" пыльная подушка" . Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её" почистить" . " ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ" ( для детей с 4 лет) Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2- х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля. " ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “МОЖНО”" ( для детей с 4 лет) Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час" можно" , когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т. д. Примечание: " часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье. " ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ" ( для детей с 5 лет) Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её( запрыгнуть) , издавая победные крики типа: " А- а- а" , " Ура! " и т. д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены. Примечание: · Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. · После каждого штурма" болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: " Молодец! " , " Здорово! " , " Победа! " и т. д. " ШТУРМ КРЕПОСТИ" ( для детей с 5 лет) Из попавшихся" под руку" небьющихся предметов строится крепость( тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т. д. – всё собирается в одну большую кучу) . У играющих есть" пушечное ядро" ( мяч) . По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча –" крепость" - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи. " РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ" ( для детей с 5 лет) Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: " Ты – огурец" , " А ты – редиска" , " Ты – морковка" , " А та – тыква" и т. д. Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение. " ПО КОЧКАМ" ( для детей с 5 лет) Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие –" лягушки" , живущие на болоте. Вместе на одной" кочке" капризным" лягушкам" тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: " Ква- ква, подвинься! " Если двум" лягушкам" тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в" болото" соседку, и та ищет себе новую" кочку" . Примечание: взрослый тоже прыгает по" кочкам" . Если между" лягушками" дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход. " ЖУЖА" ( для детей с 6 лет) " Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. " Жужа" терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за" обидчиками" вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам. Примечание: взрослый следит за формой выражения" дразнилок" . Они не должны быть обидными и болезненными В работе с агрессивными детьми дошкольного возраста очень хорошо использовать терапию посредством рисунка. Она направлена на снижение эмоционального напряжения, развитие способности понимать адекватно, выражать свое эмоциональное состояние. Для снижения эмоционального напряжения возможно рисование пальцами, ладошками, локтями и даже пятками. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты- парапсихологи у тверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребенка. В целях снятия агрессивности и излишнего напряжения у детей можно использовать воду, о психотерапевтических свойствах которой написано много книг. Вот несколько игр, придуманных самими детьми: 1) Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие в воде. 2) Сдувать из дудочки кораблик. 3) Сначала топить, а затем наблюдать, как «выпрыгивает» из воды легкая пластмассовая фигурка. 4) Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде( для этого можно использовать бутылочки из- под шампуня, наполненные водой) .