План работы над темой самообразования
Документы для скачивания
План самообразования педагога- психолога МБОУ СОШ № 1 г. Нерчинск Терентьевой Н. Ю. Тема методической работы школы: «Реализация современных стандартов качества образования, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий и достижение учениками качественных образовательных результатов». Тема самообразования: «Причины детской агрессии и способы её преодоления в рамках реализации ФГОС». Задачи самообразования: 1. Выявить особенности проявления агрессивности в младшем и старшем школьном возрасте. 2. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии. 3. Изучить структуру социально- педагогической деятельности с детьми, склонными к агрессивному поведению. 4. Ознакомится с видами коррекции агрессивного поведения детей младшего и старшего школьного возраста; 5. Разработать рекомендации родителям по предупреждению агрессивного поведения. 6. Создать игротеку № Этапы Планируемые мероприятия работы по самообразованию Сроки 1 Теоретический Составление списка литературы по темам 1. Изучение психолого- педагогической литературы по проблеме исследования; 2. Совершенствование своих знания в области классической и современной психологии и педагогики, социальной педагогики; 3. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни; 4. Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры посредством изучения методологической, педагогической, психологической литературы касающейся изучаемой проблематики. 5. Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов; 6. Изучение статей пропагандирующих здоровый образ жизни; 7. Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме. 2014- 2015г. 2 Диагностический Подбор диагностических методик по проблемам диагностики учащихся, имеющих склонность к агрессивному поведению, их анализ и изучение. Диагностика учащихся склонных к агрессивному поведению с использованием подобранного диагностического инструментария. Разработка коррекционной программы по результатам полученных в процессе диагностики данных. Апробация данной коррекционной программы в процессе организации коррекционных занятий. 2015- 2016г. 3 Практический 1. Ознакомление с материалами семинаров, тренингов, конференц ий, уроков коллег( социальных педагогов, психологов своей организации и др. учреждений) по изучаемой теме для непосредственного получения практической информации; 2. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, обсуждение основных интересующих проблем, самоанализ своих знаний на основе сравнения со знаниями коллег; 3. Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой проблеме. 4. Общение с коллегами\ педагогами в школе, районе, городе и в Интернете, изучение их взглядов и подходов к проблеме, ознакомление с их практической деятельностью; 5. Систематическое пополнение собственной мультимедиа базы различными роликами, фильмами, социальной рекламой, презентациями, буклетами и т. д. 6. Создание картотеки игр. 2016- 2017г. 4 Обобщающий 1) Подготовка отчета- презентации по изучаемой теме, включающей основные понятия, основные виды деятельности, современные взгляды на проблему; 2) Подготовк а консультации для педагогов МБОУ СОШ № 1 г. Нерчинск п о изучаемой теме; 3) Составление рекомендаций для родителей( буклет) 2) Составление картотеки игр. 2017- 2018г. № Этапы Планируемые мероприятия/ работы по самообразованию Сроки 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Изучение литературы, Телевидение, газеты, журналы, литература( методическая, научно- популярная, публицистическая, художественная и др. ) , Интернет, видео, аудио информация на различных носителях. Составление списка литературы по темам 1. Изучение психолого- педагогической литературы по проблеме исследования; 2. Совершенствование своих знания в области классической и современной психологии и педагогики, социальной педагогики; 3. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни; 4. Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры посредством изучения методологической, педагогической, психологической литературы касающейся изучаемой проблематики. 5. Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов; 6. Изучение статей пропагандирующих здоровый образ жизни; 7. Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме; Октябрь 2012 В течени и года 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Повышения квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями, Мастер- классы, Мероприятия по обмену опытом, Составление собственного литературного блока и медиатеки. Апробация собственных проектов 1. Ознакомление с материалами семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег( воспитателей, социальных педагогов, психологов своей организации и др. учреждений) по изучаемой теме для непосредственного получения практической информации; 2. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, обсуждение основных интересующих проблем, самоанализ своих знаний на основе сравнения со знаниями коллег; 3. Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой проблеме. 4. Изучение современных психологических методик, способов коррекции; 5. Общение с коллегами\ педагогами в школе, районе, городе и в Интернете, изучение их взглядов и подходов к проблеме, ознакомление с их практической деятельностью; 6. Систематическое пополнение собственной мультимедиа базы различными роликами, фильмами, социальной рекламой, презентациями, буклетами и т. д. 7. Создание картотеки игр. В течени и года В течени и года Январь Февраль В течени и года В течени и года 3. САМООТЧЕТ: 1) Подготовка отчета- презентации по изучаемой теме, включающей основные понятия, основные виды деятельности, современные взгляды на проблему; 2) Подготовка консультации для педагогов ДОУ про изучаемой теме; 3) Составление рекомендаций для родителей( буклет) 2) Составление картотеки игр; 3) Запись на компакт- диск составленной библиотеки и мультимедиатеки, презентации, медиабазы( как возможность быстрого обращения к необходимым материалам и хранению) . Май 2013 Актуальность проблемы: Повышенная агрессивность детей яв ляется одной из наиболее острых про блем не только для педагогов и психо логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, вы двигают на первый план задачу изуче ния психологических условий, вызываю щих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности явля ется в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего станов ления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Те или иные формы агрессии ха рактерны для большинства детей. Од нако известно, что у определенной ка тегории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняет ся, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, что чаще всего наблюдается у дошкольников. В итоге снижается продуктивный потенциал ре бенка, сужаются возможности полно ценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности су щественно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тема тике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, ос таются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные под ходы к определению сущности агрес сивного поведения, его психологичес ких механизмов. При всем многообра зии трактовок этого явления, агрессив ность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. В связи с актуальностью проблемы, целью самообразования является изучение социально- педагогической деятельности, литературы по профилактике и коррекции проблемы. Задачи самообразования: 1. Выявить особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте. 2. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии. 3. Изучить структуру социально- педагогической деятельности с детьми, склонными к агрессивному поведению. 4. Ознакомится с видами коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста; 5. Разработать рекомендации родителям по предупреждению агрессивного поведения. 6. Создать игротеку Направления самообразования: - изучение основополагающих теорий и понятий; - изучение обновленной литературы по изучаемой проблеме; - ознакомление с экспериментальными работами по проблеме профилактики дошкольной агрессии; - ознакомление с опытом работы других специалистов по исследуемой проблеме; В изучении данной проблемы мы использовали следующие методы: - изучение и анализ научной, популяционной литературы, Интернет источников; - лекции, доклады посвященные изучаемой проблеме; - ознакомление с опытом работы других педагогов; - анализ результатов. Перспективы самообразовательной деятельности: - ориентирование в новой литературе; - умение разбираться в изучаемой проблеме; - изучение возможностей профилактики и коррекции; - ознакомление с основными агрессивного поведения детей дошкольного возраста; План самообразования по проблеме агрессивности детей дошкольного возраста( 2012- 2013 учебный год) № Этапы Планируемые мероприятия/ работы по самообразованию Сроки 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Изучение литературы, Телевидение, газеты, журналы, литература( методическая, научно- популярная, публицистическая, художественная и др. ) , Интернет, видео, аудио информация на различных носителях. Составление списка литературы по темам 1. Изучение психолого- педагогической литературы по проблеме исследования; 2. Совершенствование своих знания в области классической и современной психологии и педагогики, социальной педагогики; 3. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни; 4. Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры посредством изучения методологической, педагогической, психологической литературы касающейся изучаемой проблематики. 5. Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов; 6. Изучение статей пропагандирующих здоровый образ жизни; 7. Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме; Октябрь 2012 В течени и года 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Повышения квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями, Мастер- классы, Мероприятия по обмену опытом, Составление собственного литературного блока и медиатеки. Апробация собственных проектов 1. Ознакомление с материалами семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег( воспитателей, социальных педагогов, психологов своей организации и др. учреждений) по изучаемой теме для непосредственного получения практической информации; 2. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, обсуждение основных интересующих проблем, самоанализ своих знаний на основе сравнения со знаниями коллег; 3. Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой проблеме. 4. Изучение современных психологических методик, способов коррекции; 5. Общение с коллегами\ педагогами в школе, районе, городе и в Интернете, изучение их взглядов и подходов к проблеме, ознакомление с их практической деятельностью; 6. Систематическое пополнение собственной мультимедиа базы различными роликами, фильмами, социальной рекламой, презентациями, буклетами и т. д. 7. Создание картотеки игр. В течени и года В течени и года Январь Февраль В течени и года В течени и года 3. САМООТЧЕТ: 1) Подготовка отчета- презентации по изучаемой теме, включающей основные понятия, основные виды деятельности, современные взгляды на проблему; 2) Подготовка консультации для педагогов ДОУ про изучаемой теме; 3) Составление рекомендаций для родителей( буклет) 2) Составление картотеки игр; 3) Запись на компакт- диск составленной библиотеки и мультимедиатеки, презентации, медиабазы( как возможность быстрого обращения к необходимым материалам и хранению) . Май 2013 Список литературы: 1. Алфимова М. В. Трубников В. И. Психогенетика агрессивности/ / Вопросы психологии. – 2000. - №6. 2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М. , 2001. 3. Божович Л. А. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности – М. , Воронеж, Филинъ, 1995 4. Бэрон Р. , Ричардсон Д. Агрессия. - СПб. 2000. 5. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности/ / Общественные науки и современность. – 1993. - №3. 6. Габрунер М. , Соколовская В. Эмоционально- личностный тест «Сказка»/ / Обруч. – 2003. №2. – с. 14- 19. 7. Запорожец А. В. Избранные произведения – М. , Психология и педагогика, 1986 8. Подластый И. П. Педагогика – М. , ВЛАДОС, 1999 9. Ковалев П. Возрастно- половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб. 1996. 10. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб. Питер, 2003. – 510 с. 11. Кукса В. Агрессивный ребенок. http: / / baby. com. ua 12. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб. 1997. 13. Лалаянц И. Энергия агрессивности/ / Семья и школа. – 1995. - №6. 14. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М. , 1991. 15. Лоренц К. Агрессия( так называемое «зло») . - М. , 1994. 16. Лютова Е. К. , Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. : ООО Издательство «Речь», 2001. 17. Нагимова С. Н. Причины агрессивного поведения детей/ / Современные наукоемкие технологии. – 2007. - № 6. – С. 10- 12. 18. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка – М, ИНФРА- М, 1992 19. Обухова Л. Ф. Детская( возрастная) психология: учебник. – М. : Российское педагогическое агентство. 1996. – 374 с. 20. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов ВУЗов и практических работников. – М. , 2001. 21. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М. , 1997. 22. Психологический словарь/ П од ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Сещерякова. – М. , 1997. 23. Психология человеческой агрессивности/ К. В. Сельченок. – Мн. , 1999. 24. Реан А. А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности/ / Ананьевские чтения- 97. - 1997. - №2. 25. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб. 1999. 26. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. п сообие: В 2 кн. - М. , 2003. – Кн. 1. 27. Румянцева Т. Г. Агрессия и контроль/ / Вопросы психологии. – 1992. - №5/ 6. 28. Смолярчук И. В. Влияние детско- родительского взаимодействия на социализацию дошкольников/ / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. - № 5. – С. 173- 180. 29. Смирнова Е. О. , Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности/ / Вопросы психологии. – 2002. - №1. 30. Фрейд З. Психология бессознательного. – М. , 1989. 31. Фромм Э. Детская агрессивность. – Минск, 1996. 32. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996. 33. Холод Н. И. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей/ / Ярославский педагогический вестник, 2005. - № 4. – С. 72- 34. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб, пособие для студ. высш, пед. учеб. з аведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. 35. Шляхтина О. И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом/ / Ананьевские чтения- 97: Тезисы научно- практической конференции. - СПб. 1997. 36. Эльконин Д. Б. Детская психология( развитие ребенка в дошкольном возрасте( от рождения до семи лет) – СПб. Питер, 1998