Доклад на Сократовские чтения
Документы для скачивания
Терентьева Наталья Юрьевна Забайкальский край, г. Н ерчинск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Нерчинска. Педагог- психолог. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ: СОБЫТИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ. Проблема социализации личности на протяжении длительного времени остается централь ной для ряда областей психологии и других наук. Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятел ьств жизни, так и в условиях образования и воспитания. Социализация позволяет индивиду п риобрести основной запас знаний, необходимый ему, чтобы эффективно функционировать в воспитавшем его обществе. Процесс социализации практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и во взрослом состоянии индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям — при переходе из одной социальной среды в другую. Поэтому различают два типа социализации: первичную, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества; вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества. Для нас особый интерес представляет первичная социализация, так как именно в детском возрасте приобретается основной багаж знаний, необходимых для успешной социализации. Но, к сожалению, данный этап социализации чаще всего не проходит гладко. В окружающей реальности встречаются обстоятельства, которые выглядят резко отличающимися от других, особые, выходящие за рамки. Эти со стояния насыщены эмоциями и переживаниями: страх, чувство обиды, вина, злоба, беспомощность, отчаяние, одиночество, безнадежность. Человек стоит как бы на краю жизни. Этот край называется кризисом. Понятие «кризис» ( от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно- психического или психосоматического страдания. В ситуации кризиса человек переживает определенный вид физической и псих ологической перегрузки, которые могут приводить либо к овладению новой ситуацией, либо к срыву и ухудшению выполнения жизненных функций. Хотя некоторые ситуации могут быть стрессовыми для всех людей, они оказываются кризисами для тех, кто особенно раним в силу возрастных и личностных особенностей. Кризисной называют ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Кризисные ситуации и кризисы разнообразны, как сама жизнь человека. В психологической литературе определены различные виды кризисов, к оторые может испытывать человек. Но нас интересуют возрастные кризисы; кризисы утраты и разлуки; травматические кризисы, так как они наиболее часто затрагивают детей и подростков. Возрастной кризис – это переходный период между возрастными этапами. В первую очередь этот вид кризиса обусловлен физиологическими сдвигами в организ ме ребёнка, гормональными, психическими перестройками. Протекание возрастного кризиса зависит от врождённых свойств нервной системы( темперамент) , характера, индивидуальных, биологических и социальных отношений. Во время кризиса личност ь ребёнка, становится неустойчивой. Возрастные кризисы- это кризисы естественные, нормативные. Л. С. Выготский выделяет следующие возрастные кризисы у детей: кризис новорожденности( до 2 мес. ) ; младенческий возраст( до 1 года) ; кризис 1 года; раннее детство( 1- 3 года) ; кризис 3 лет; дошкольный возраст( 3- 7 лет) ; кризис 7 лет; школьный возраст( 7- 13 лет) ; кризис 13 лет; пубертатный возраст( 13- 17 лет) ; к ризис17лет. Кризис утраты – переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека. Невозможно определённо предсказать, как именно среагирует на ситуацию утраты конкретный ребёнок: будет ли он изливать свои эмоции или будет переживать их «про себя». Условно можно выделить неск олько стадий переживания утраты. П ервая стадия – шок. Вторая стадия – злость и ощущение несправедливости. Треть я стадия – печаль и сожаление. Четвёртая стадия – восстановление. С кризисами разлуки дети сталкиваются в случаях развода родителей и создания родителями новых семей. Это время разлуки одного из супругов с детьми. Зачастую поведение ребёнка приводит к нарушению его социального функционирования( манкирование учёбой( пренебрежение) , ухудшение успеваемости, уходы из школы, побеги из дома, аддиктивное поведение( зависимое) и т. д. ) . В это время ребёнок нуждается в любви и поддержке, заботе, разумном и честном объяс нении происходящего. Е с ли поддержки нет, ребёнок остаётся одиноким, испытывает чувство собственной вины за происходя щий развод, надежду на восстановление семьи, может переживать депресс ию в связи с невозможностью что- либо изменить своими силами. Травматические кризисы возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым. Выделяют травмы причинённые каким- либо стихи йным или природным бедствием и причинённые людьми. Кризисы насилия – разновидность травматического кризиса, причинённого людьми. Существует четыре типа жестокого обращения с ребёнком: физическое жестокое обращение; сексуальное насилие; пренебрежение нуждами ребёнка; психологическое насилие. Психологическое насилие может быть двух видов: Психологическое п ренебрежение – неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребёнку необходимую поддержку, внимание, психологическую защиту, отсутствие привязанности к ребёнку. Психологическое жестокое обращение – хронические действия, совершаемые взрослыми с целью издевательства над ребёнком, его унижения, оскорбления, высмеивания( открытое неприятие и постоянная критика ребёнка; оскорбление реб ёнка и унижение его достоинства; угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка; предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям; ложь и невыполнение взрослыми обещаний; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму) . Процесс проживания ребёнком любой кризисной ситуации неоднороден, состояние ребёнка постоянно изменяется. Процесс переживания кризисной ситуации характеризуется чувством беспомощности, безнадёжности, и отчаяния, особым изменением поведения, что в конечном итоге может привести к интеллектуальной и эмоциональной дезорганизации личности ребёнка, нарушению его развития, пс ихосоматическим заболеваниям. Кроме этого, вероятны девиантные формы выхода из кризиса( например, физическая агрессия и аутоагрессия вплоть до суицида) , апатия и прекращение сопротивления, психозы, тяжёлые психосоматические заболевания и т. д Таким образом, мы видим, последствия кризисных ситуаций, и события жизненного пути оказывают серьёзное влияние на процесс социализации детей. Включение детей в различные социальные группы происходит по- разному. На некоторых этапах всё протекает благополучно, но бывает, что в случае переживания какого- либо кризиса или кризисной ситуации, ребёнок не в состоянии справится с проблемой самостоятельно, в силу психической, физической, эмоциональной незрелости. Влияние кризисных ситуаций чаще всего оказывается негативным, травмирующим, а нередко несёт угрозу жизни ребёнка или окружающих людей. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что каждому человеку будь он родитель или педагог, необходимо знать и владеть информацией об основных видах кризисов и кризисных ситуаций, а также уметь объяснять причины поведения детей и подростков, в случае отклонения от общепринятых норм и правил. Всё это поможет вовремя увидеть нарушения в социальной адаптации, выявить природу их возникновения и, как следствие, помочь ребёнку на ранних этапах нарушения процесса социализации. Список использованной литературы: Теория и практика психологии кризисных ситуаций. Мягких Н. И. , http: / / psyjournals. ru/ files/ 41452/ Kochenovskie_ chteniya_ 2010_ Myagkih. pdf http: / / www. vashpsixolog. ru/ Социализация личности в изменяющемся мире Шамионов Р. М. , psystudy. ru › 2013 Том 6 No. 27 Осипова А. А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. — Р. н/ Д, 2006 Козлов В. В. Работа с кризисной личностью. Методическое пособие. М. , 2007. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учебное пособие. М. , 2008. Шибутани Т. Социальая психология. Ростов н/ Д, 1998. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. п особие для студ. психол. фак. университетов. М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.