Выступление на всероссийской научно- практической конференции " Пространство дошкольного детства. Современность и будущее"
Документы для скачивания
«Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего мастер- класса: «Лэпбук- как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»( 1слайд) Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями. ( 2слайд) В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый пе дагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их во зрасту, и наиболее эффективно решали бы педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Сегодня я хочу познакомить вас с одной новой современной технологией, интересным методическим пособием – лэпбук. Что же такое лэпбук? ( 3слайд) Лэпбук ( lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог и ребенок собирают, склеиваю т ее отдельные части в единое целое, креативно оформляю т, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях. Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения. Лэпбук- отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. . Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому( одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д. ) и сделать коллективную книжку. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия! Лэпбук- эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку: организационную( экскурсии, походы) техническую( фото, видео) информационную( сбор информации для лэпбука) мотивационную( поддерживание интереса, уверенности в успехе) Слайды с 4- 9 С чего начать? тема- план- макет- оформление. В первую очередь придумываем тему лэпбука. Тема должна быть интересна ребенку и выполнима( соответствовать возрасту) , оригинальна. Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен включать в себя лэпбук. Представляю вам примерный план лэпбука «Зима», который мы будем сегодня создавать. Пример плана лэпбука « Зима »( слайд10) Книжка: « Зимушка- зима» Книжка- раскладушка: « приметы погоды зимой» Игра: «Составь рассказ по картине Алгоритм: « Зима» Мнемотаблицы по рассказыванию стихов. Птичья кормушка с загадками о зимующих птицах. Игра: « Кто чем питается? » Кармашки с иллюстрациями: «Зимующие птицы», « Рассмотри снежинки» Игра: « Чей след? » Картотека пальчиковых игр. Игра: « Найди отличия» Раскраски Игра: « Лабиринт» Весь материал мы подготовили с детьми вместе, это было очень увлекательно и интересно, в сборе информации нам помогали родители. В заключение своего выступления хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником- иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка. Данная форма работы при детско- взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую( профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их. На мой взгляд, лэпбук – это эффективная технология дошкольного образования. А еще лэпбук очень мобильная система, сегодня для вашего внимания мы привезли несколько лэпбуков. Я предлагаю вам сейчас разделиться на две подгруппы. Первая подгруппа будет участвовать в создании лэпбука «Зима», а вторая подгруппа, с которой будет работать Вшивкова Людмила Михайловна познакомиться уже с готовым лэпбуком « Птицы Урала зимой».