Консультация "Безопасность на дорогах" (воспитатель Чикина О.Б.)
Дошкольное образование определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Развитие ребенка дошкольного возраста должно:
- соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
На основе данных наше дошкольное образовательное учреждение проводит работу по теме «Безопасность на дорогах» ставя перед собой первоначальную цель: познакомить детей с необходимыми теоретическими знаниями по правилам дорожного движения, обучить практическим приемам. Данная цель решается с помощью совместной деятельности педагогов и специалистов при активном участии родителей.
Для решения данной цели в ДОУ решаются 3 задачи:
Задача |
Направленность задачи |
Решение задачи |
Организация |
|
Актуальная ознакомительная задача. |
На получение детьми теоретических знаний. |
Происходит при проведении с детьми воспитательно-образовательной работы по образовательной области «Безопасность». |
Специально организованная деятельность:
|
|
Практические задачи. |
1 задача. |
Применение теоретических знаний в игровых ситуациях. |
С помощью игровых моментов и ситуаций выработать у детей способность к быстрому реагированию на дорожную ситуацию, способность к быстрому принятию правильных решений. |
1. Игровые, проблемные ситуации. 2. Игры-драматизации. |
2 задача. |
Закрепление полученных теоретических знаний с помощью активного взаимодействия с окружающей действительностью. |
Использовать в деятельности основные правила дорожного движения. Воспитывать у детей правильность поведения в роли «пешехода» с помощью создания приближенных к естественным ситуациям. |
1. Проведение бесед, игр с представителем ГИБДД. 2. Экскурсии к дороге светофору, пешеходному переходу, «зебре». |
Сегодня дети не подготовлены к сложным ситуациям, которые регулярно возникают на проезжей части, а ведь в городе знание правил поведения на дороге в настоящее время становится основным условием личной безопасности.
В этом направлении наше дошкольное учреждение начинает вести работу с младшей группы. Во всех группах составляется план работы, который осуществляется педагогами, совместно со специалистами и родителями, на протяжении учебного года.
В дошкольном учреждении выделены отдельные задачи для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, с опорой на возрастные особенности детей каждого возраста и в соответствии с этим составлено перспективное планирование для решения основной цели.
Младшая группа
В первой младшей группе детей учат различать транспортные средства: грузовые и легковые автомобили, маршрутные транспортные средства (трамвай, троллейбус, автобус – их изображение). Для лучшего усвоения знаний проводятся игры-соревнования на тему: «Чем помогает грузовой автомобиль (троллейбус, трамвай и т.д.) людям?» В дидактических играх малыши обучаются различать красный и зеленый цвета. Так, при проведении игры «Красный-зеленый» воспитатель говорит детям: «Мы, ребята, вместе с вами пойдем в гости к бабушке. Если я показываю зеленый кружок, мы шагаем, а если красный – стоим на месте». Необходимо объяснить детям, что двухцветные светофоры (красный-зеленый) предназначены только для пешеходов. (Желательно показать им вначале светофоры с кружочками, а затем - с цветными человечками.) Дети должны усвоить, что цвета человечков соответствуют запретительному и разрешительному сигналам светофора. Когда дети научатся хорошо различать цвета, им нужно объяснить, почему при зеленом сигнале пешеходного светофора можно идти, а при красном – стоять.
Во второй младшей группе дети, гуляя, наблюдают за различными видами транспорта, в свободное время рассматривают иллюстрации с изображениями машин, называют их. И здесь тоже желательно проводить игры-соревнования по распознаванию транспортных средств. На прогулках за пределами участка дети знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть».
В этой группе воспитатели проводят дидактические игры «Что изменилось?», «Лабиринт», «Путаница» (на ориентировку в пространстве), закрепляют у ребят умение различать красный, зеленый и желтый цвета, используя игры с несложными правилами и сюжетами.
Много внимания воспитатели этой группы уделяют индивидуальной работе с детьми: рассматривают картинки и плакаты с изображениями машин, автобусов, светофора, выясняют, на каком транспорте дети ездили, в какую дверь входили и выходили, что говорил водитель.
В игровых ситуациях учат правильно вести себя в общественном транспорте (не толкаться, не кричать, разговаривать тихо, уступать места старшим).
Средняя группа
В средней группе воспитатели знакомят детей с местами движения машин и людей, рассматривают вместе с ними иллюстрации с изображениями транспортного светофора, игрушку-светофор, действующую от батарейки. Во время прогулки у ближайшего перекрестка дети следят за работой светофора, уточняют назначение его световых сигналов для пешеходов и водителей. Очень важно разъяснить: когда загорается зеленый для пешеходов и разрешает им движение (при предварительной оценке состояния улицы), для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал: «Стой!» Дети наблюдают, как с помощью светофора регулируется движение машин и людей. Полученные знания закрепляются в дидактических играх («Найди свой цвет», «Хорошо-плохо», «Собери светофор»).
Дорожное движение требует от ребенка большого внимания, поэтому значительное место отводится играм на развитие внимания («Что изменилось?», «Кто позвал?», «Кто ушел?», «Сделай, как было» и др.).
Дети средней группы встречаются с сотрудником ГИБДД, рассматривают патрульную машину, знакомятся с назначением светового сигнала – проблескового маячка на крыше машины.
Новое для них – разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети упражняются в поиске его на макетах участка детского сада и на иллюстрациях в книгах.
Старшая группа
В старшей группе ребята изучают азбуку улиц и дорог, куда входят понятия «проезжая часть», «дорожные знаки», для пешеходов – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» и «Надземный пешеходный переход». Для этого воспитатели проводят целевые прогулки к перекрестку, вдоль улицы; экскурсии, беседы, игры; читают художественную литературу, решают логические задачи.
В этом возрасте уделяется внимание ознакомлению детей с дорожными знаками. Начинается работа со знаков для пешеходов: информационно-указательные - «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место остановки трамвая», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; знаки сервиса: «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Обращаем внимание детей, что предупреждающие знаки «Пешеходный переход», «Дети» предназначены для водителя.
Детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. В городе на всех перекрестках установлены светофоры. Специально для ребят ГИБДД может поставить на перекрестке регулировщика (по предварительной договоренности). Он расскажет, для чего нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре, какие движения жезлом он делает, чтобы разрешить или запретить движение. Хорошо показать детям диафильмы («А ты знаешь?», «Профессия регулировщика»), прочитать главы из книг Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «Дядя Степа – милиционер».
В этой группе дети должны получить четкие представления о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение жизни и здоровья. Поэтому все обязаны их выполнять (ходить только по правой стороне тротуара, иначе натолкнешься на встречного пешехода, помешаешь его передвижению; переходить дорогу только там, где есть пешеходный переход). При одностороннем движении транспорта при переходе дороги необходимо обратить внимание на следующие моменты: встав у тротуара, не пересекая бордюрного камня, сначала смотрим налево, далее – направо и снова – налево. Убедившись, что транспорта нет, можно спокойно начинать переход дороги. При двустороннем движении транспорта пешеход, дойдя до середины, снова осматривает дорогу: вначале – направо, затем – налево и направо.
В беседах, сюжетных играх объясняем дошкольникам, что пожилые люди, инвалиды, пассажиры с детьми должны входить в транспорт через переднюю дверь, потому что водитель их лучше видит и может подождать.
Свои знания о Правилах дорожного движения дети могут отражать в играх, рисунках. В детском саду организуется конкурс рисунка «Дети, дорога, автомобиль». Для закрепления знаний проводятся викторины, включая в них логические задачи, например: «Дети бегут по тротуару, навстречу идет женщина с сумкой. Ребята столкнулись с женщиной, она выронила сумку. Дети подняли ее и отдали женщине. Почему дети столкнулись с женщиной? Что они сделали неправильно? Что должны были сделать еще?»
Тематика родительских собраний по безопасности дорожного движения:
- «Безопасность детей – забота взрослых»
- «Жизнь без дорожно-транспортных происшествий – это возможно?»
- «Дорожно-транспортное происшествие – кто виноват?»
- «Дисциплина на улице – залог безопасности на дороге»
- «Как не попасть в дорожную ловушку?»
- «Типичные случаи детского дорожно-транспортного травматизма. Меры предупреждения ДТП»
- «Как научить ребенка наблюдать за дорогой» и т.д.
В дошкольном образовательном учреждении данная работа проводится в течение многих лет. В ходе данной работы мы привлекаем внимание к этому сложному вопросу различных специалистов, родителей и обучаем не только детей, но и родителей навыкам дисциплины движения на улицах и дорогах.