Интегрированное занятие по ФЭМП в подготовительной группе на тему:"Помошники Незнайки" Конюхова О.В.
Документы для скачивания
Интегрированное занятие по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Помощники Незнайки». Тема: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел. Программное содержание. 1. Обучающие задачи: - упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете; - закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел; - продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале; - записывать задачи, пользуясь знаками «+ », «- », «= »; - совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20; - упражнять в счете в пределах 20; - закрепить умение сравнивания 2- х рядом стоящих чисел, используя знаки& gt; , & lt; , = . - продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетке. 2. Развивающие задачи: - создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; - развивать смекалку, воображение; - способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания; - воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма. 3. Методические приемы: - игровой( использование сюрпризных моментов) ; - наглядный( использование иллюстрации) ; - словесный( напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей) ; - поощрение, анализ занятия. 4. Дидактический наглядный материал. Демонстрационный материал: мяч, карточки с цифрами и арифметическими знаками и знаками для сравнения: «& gt; », «& lt; », «= »; две карточки с изображением моделей для составления задач, модель многоэтажного дома под №10( состав числа 10) , карточка образец для сравнения второго десятка, письмо от Незнайки. Раздаточный материал: простые карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, карточки с зайчиками и морковками, тетради в клетку, карточки для сравнения чисел второго десятка, счетные палочки. Ход учебного занятия. Воспитатель: - Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг. Собрались все дети в круг, Я твой друг, и ты мой друг, Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Воспитатель: - Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы! Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Его написал Незнайка. Он уже ходит в школу. Вот, что он пишет: «Дорогие ребята! Для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот и мне задали такие задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите, мне, пожалуйста». Воспитатель: - Поможем Незнайке? Дети: Да! ( Дети встают полукругом. Игровое упражнение «Круглый год». Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание, а ребенок отвечает и возвращает мяч) . Игра «Круглый год». - Какое сейчас время года? ( Весна) - Назови соседей весны. ( Зима, лето) - Назови весенние месяцы по порядку. ( м арт, апрель, май) - Назови пропущенный месяц: декабрь, …, февраль. ( Январь) - Назови пропущенный месяц: октябрь, …, декабрь. ( Ноябрь) - Назови соседей зимы. ( Осень, весна) - Назови осенние месяцы по порядку. ( Сентябрь, октябрь, ноябрь) . - Назови зимние месяцы по порядку. ( Декабрь, январь, февраль) . - Назови соседей лета. ( Весна, осень) . - Назови летние месяцы по порядку. ( Июнь, июль, август) . - Назови все месяцы по порядку: сентябрь. . . ( Дети передают мяч друг другу) . - Скажите, с какого месяца начинается календарный год? ( С января) . - А каким месяцем год заканчивается? ( Декабрём) . - Сколько всего месяцев в году? ( 12) - Сколько всего времён года? ( 4) - Молодцы, вспомнили последовательно времена и месяцы года. Воспитатель: - Ребята, а сейчас тихонечко займите свои рабочие места. Работа с раздаточным материалом. Воспитатель: - Выложите в ряд столько зайчиков, сколько показывает цифра на моей карточке. ( У воспитателя карточка с цифрой 5) . - Сколько взяли зайчиков? ( 5) - Какую цифру поставим рядом с числом 5? ( Цифру 5) - Что любят кушать зайчики? ( Морковку) . - Сколько надо взять морковок, чтобы хватило каждому зайчику? ( 5 морковок) . - Поставьте цифру, которая показывает 5 морковок. ( Цифра 5) . - Сколько всего мы взяли зайчиков и морковок? ( 10) . - Как получили число 10? Дети: - Из двух меньших чисел: 5 и 5. Воспитатель: - Запишите у себя на столе равенство. ( 5+ 5= 10) . - Что можно сказать про количество зайчиков и морковок? Дети: - Их поровну, одинаково, по пять. Воспитатель: - Молодцы. - Ребята, сейчас мы с вами узнаем из каких еще двух меньших чисел можно составить число 10. - Обратите внимание на дом. - Скажите, как он называется? ( многоэтажный) . - Молодцы. Правильно. А какие еще есть дома? ( одноэтажные) . Молодцы. - Назовите № дома. ( №10) . - Ребята, помогите мне заселить цифры в квартиры так, чтобы вместе они составили число 10. - Сначала посчитаем, сколько этажей в доме? ( 5) - На каждом этаже сколько квартир? ( Две) . - Молодцы. Ребята, заселять цифры мы будем снизу вверх. - Вика, засели цифры в квартиры на первый этаж. ( 1 и 9, а вместе 10) . ( Дети заселяют цифры в квартиры, а в конце проверяем все варианты состава числа 10) . 1 и 9, а вместе 10 2 и 8, а вместе 10 3 и 7, а вместе 10 4 и 6, а вместе 10 5 и 5, а вместе 10- Ребята, а какие еще варианты состава числа 10 существуют? ( называют наоборот 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4) . - Давайте вспомним стихотворение С. Я. Маршака «Веселый счет». Ноль катился по странице И не значил ничего. Рядом встала единица, Сделав Д есять из него! - Молодцы, ребята. Справились с заданием, и Незнайка благодарит Вас. Воспитатель: - А сейчас, ребята, проявите находчивость, смекалку и юмор. Послушайте задачи- шутки: Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? ( 2 кг) . У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного? ( 4) . Сколько лап и двух медвежат? ( 8) . Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь немножко отдохнем. ( Тихо встают возле столов) . Физкультминутка. Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим! Воспитатель: - А теперь вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять и решать задачи по картинкам. - Давайте вспомним, из чего состоит задача. Дети: задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа. ( На доске появляется таблица) . УСЛОВИЕ( то, что известно в задаче) . ВОПРОС( то, что нужно найти) . РЕШЕНИЕ( то, что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос) . ОТВЕТ( результат от ответа на поставленный вопрос) . Воспитатель: Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? ( «+ ») . - А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? ( «- ») . - Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи? ( 2) . - Обратите внимание на картинку. Посчитайте, сколько птичек сидит на ветке? ( 8) , а сколько летит птичек? ( 2) . Попробуйте составить задачу по этой картинке. Дети: На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек на ветке? Воспитатель: - Назовите условие задачи. ( На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички) . - Назовите вопрос. ( Сколько стало птичек на ветке? ) . - Эта задача на сложение или вычитание? ( Сложение) . - Нужно записать решение задачи. - …, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. ( 8+ 2= ) - Чему равно узнаем с помощью счетных палочек. - …, сколько надо взять палочек? ( 8) - …, сколько надо добавить палочек к 8? ( 2) - Сколько стало палочек? ( 10) - Запишите ответ и прочитайте решение задачи. ( 8+ 2= 10) - Какой же ответ? ( На ветке стало 10 птичек) . - Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу. Дети: У девочки было 9 шаров. Один шар улетел. Сколько шаров осталось у девочки? Воспитатель: - Назовите условие задачи. ( У девочки было 9 шаров, один шар улетел) . - Назовите вопрос. ( Сколько шаров осталось у девочки? ) . - Эта задача на сложение или вычитание? ( Вычитание) . - Нужно записать решение задачи. - Максим, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. ( 9- 1= ) - Чему равно узнаем с помощью счетных палочек. - Света, сколько надо взять палочек? ( 9) - Ваня, сколько надо отложить палочек от 9? ( 1) - Сколько осталось палочек? ( 8) - Запишите ответ и прочитайте решение задачи. ( 9- 1= 8) - Какой же ответ? ( У мальчика осталось 8 шаров) . - Ребята, мы видим, что действие «сложение» приводит к увеличению числа, а действие «вычитание»- к его уменьшению. Работа со вторым десятком. ( Дети встают перед фланелеграфом полукругом) . Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами продолжаем учиться считать до 20. - Саша, выложи цифры от 11 до 20. Прочитайте эти числа по порядку. - Соня, посчитай обратно от 20 до 11. - Миша, найди число 15 и покажи сколько в нём десятков и единиц. ( р ебенок обводит указкой десятки и единицы) . - Один десяток, это сколько счетных палочек? ( 10 палочек) . - Даша, найди число 20 и расскажи про него. ( 2 десятка и 0 единиц) . - 2 десятка, это сколько счетных палочек? ( 20 счетных палочек) . - Молодцы. - А сейчас поиграем в игру «Найди ошибку». - Ребята, обратите внимание на счетный ряд. Все числа идут по порядку. По моей команде, вы закрываете глаза, а теперь откройте и найдите ошибку. Исправьте её. ( Ребенок находит ошибку и исправляет ее. Теперь этот ребенок становится ведущим) . Воспитатель: - А сейчас тихонечко займите свои места. - Перед вами у каждого карточка с двухзначными числами. Сравните эти числа с помощью арифметических знаков. ( Дети выполняют задание) . ( По окончании дети с воспитателем проверяют по образцу правильность выполнения задания. Образец на доске) . 17= 17 Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием и помогли Незнайке. - А теперь Незнайка приготовил вам графический диктант. - Перед вами листок в клетку и простой карандаш. Послушайте задание. Отступи 5 клеток слева, поставь маленькую точку, 3 клетки сверху, ставь точку и начинай рисовать: 1 – вправо 3 – вниз 2 – вправо 2 – вниз 1 – влево 2 – вниз 3 – вправо 3 – вниз 1 – влево 1 – вверх 1 – влево 2 – вниз 1 – вправо 2 – вниз 2 – вправо 1 – вниз 6 – влево 1 – вверх 1 – влево 1 – вверх 1 – вправо 12 – вверх- Что получилось? Как ты догадался, что это заяц? ( У зайца длинные уши и маленький хвостик. ) - Дорисуйте зайчику глазик. Воспитатель: - Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в зайчиков. Наденьте шапочки. ( У воспитателя на столе маски зайчат) . Воспитатель: - Были ребятки, а стали зайчатки. Встаньте вкруг и проговаривайте вместе со мной. - К нам сегодня в детский сад Прискакали зайчики. Полюбили очень их Девочки и мальчики. Пригласили их плясать, Дружно ножки выставлять, Присядь вправо, присядь влево, А затем кружись ты смело. И ладошки у ребят Словно листики шуршат. Воспитатель: - Молодцы. Снимите шапочки. Были зайчатки, стали ребятки. Итог занятия. Воспитатель: - Ребята, вот вы и выполнили все задания, и этим самым помогли Незнайке. - Что же мы сегодня нового узнали? - Какие задания с вами выполняли? ( ответы детей) - Незнайка благодарит вас за помощь и дарит вам вот такое улыбающееся солнышко. - А сейчас покажите, какое у вас настроение. - У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы!