a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мероприятия Макаровой Н.А.

Опубликовано: 2017-01-30 16:57:06

Внеклассное мероприятие по биологии и химии в 12 классе «Нобелевская премия. Лауреаты Нобелевской премии по химии, медицине и биологии- граждане России и СССР» Провёл учитель химии Макаров Н. А. Учитель:   У открытий, как у людей, свои судьбы. Одни с самого начала становятся баловнями судьбы, другие же входят в мир неприметно и долго остаются в тени. А бывает золотая середина? Оказывается, да. И подтверждение этому- жизнь и творчество основателя громадной промышленной империи, доктора философии, академика, учредителя премии, увековечившей его имя в человеческой памяти- Альфреда Нобеля. В день его смерти, 10 декабря, по установившейся традиции, счастливые лауреаты получают премии и награды по шести нобелевским номинациям. И сегодня  о Нобелевской премии, ее учредителе, а также о лауреатах Нобелевской премии в области химии, медицины и биологии- наших соотечественниках вам расскажут ученики 12 класса. В конце мероприятия вам будут предложены вопросы викторины. 1 ученик.   Альфред Нобель родился 21 октября 1833 в Стокгольме, Швеция.   2 ученик.  Его отец- гражданин Швеции Иммануэль Нобель, человек очень энергичный, владел в Швеции резиновой фабрикой, был архитектор и строитель, изобретал хитроумные механизмы, плавающие мосты, надувные матрасы, но с особым интересом он занимался взрывчатыми веществами. 3 ученик.  Отец Альфреда Нобеля потерпел неудачу в производстве каучука и эластичной ткани. И в 1837 г. чтобы избежать тюремного заключения за долги, он ищет своё счастье в России. Он переезжает в Россию, в Петербург, где  живо заинтересовались его изобретениями. В 1842 г. Э. Нобель основал  в нашем городе компанию по производству боеприпасов и механические мастерские, в которых производили станки и паровые машины. 4 ученик.  Здесь же были отлиты и декоративные пушки, которые и сейчас стоят в музее артиллерии С. - Петербурга. Компания «Нобель и сыновья» процветала. Разбогатев, Иммануил Нобель  вызывает в Россию семью.  В 1842  вся семья переехала в Санкт- Петербург. 1 ученик.   В семье было восемь детей. Но только трое из них стали взрослыми Роберт, Людвиг, Альфред. В Санкт- Петербурге отец даёт своим сыновьям блестящее образование. 2 ученик.  Альфред Нобель рос слабым, страдал удушьем. Но, тем не менее, получил отличное домашнее образование. Отец не жалел средств на обучение сына.  До 16 лет Альфред Нобель занимался с частными преподавателями, хорошо знал физику и  химию, к 17 годам прекрасно владел 5 иностранными языками, интересовался техническими науками, литературой, историей, медициной.   3 ученик.  В  16 лет отец отправил  Альфреда Нобеля в путешествие по Европе и Америке. 4 ученик.  Большую часть времени Альфред Нобель провёл в Париже, где изучал химию.  Здесь он впервые услышал о нитроглицерине и способе его получения, что сыграло решающую роль в его дальнейшей жизни.   1 ученик.  В 1853 году в возрасте 20 лет Альфред Нобель вернулся в Петербург, где стал работать  на  фирме отца" Нобель и сыновья" . 2 ученик.   В 1859 году отец Нобеля  возвращается в Швецию, а Альфред и братья остаются в Петербурге. Альфред Нобель  контролирует оружейные заводы в Ижевске.  Проводит опыты с нитроглицерином. Ему было  26 лет. 3 ученик:  Братья Нобель высоко ценили талант и трудолюбие русских инженеров и рабочих. В 70- годах 19 века братья организовали в Баку товарищество по добыче и переработке нефти. Благодаря их деятельности Россия уже в 1901г. вышла на первое место в мире по нефтедобыче. 4 ученик:  Почти все крупнейшие открытия Альфреда Нобеля связаны с нитроглицерином. В те годы в России было запрещено производство взрывчатых веществ частными лицами, поэтому в 1862 году Альфред Нобель вернулся в Швецию. 1 ученик:  В 1863 г. он делает крупное изобретение, сконструировав детонатор с гремучей ртутью, применяемый и в настоящее время. 3 сентября 1864 г. его мастерская взлетела на воздух, но это его не напугало. 2 ученик:  7 мая 1867 г. Альфред Нобель получает «взрывной порошок Нобеля»- динамит. Ему было 34 года. Динамит был запатентован сначала в Англии, затем в Швеции, России, Германии. 3 ученик:  В 1868 г. Шведская академия наук наградила Альфреда Нобеля и его отца золотой медалью «За заслуги в использовании нитроглицерина как взрывчатого вещества». 4 ученик:  Работая в Париже, Нобель  пытался найти замену динамиту, который был неудобен в применении под водой и портился при хранении. И в 1887 г. Нобель получил новое взрывчатое вещество – бездымный порох.   Ему было 54 года. 1 ученик.   После возвращения в Швецию всю оставшуюся жизнь Нобель занимается благотворительностью, помогает молодым учёным. 2 ученик.  За два года до смерти он завещал почти всё своё состояние фонду, который должен был ежегодно отчислять определенные суммы на премии для лиц, деятельность которых принесла человечеству наибольшую пользу. 3 ученик:  Исключительное трудолюбие Нобеля, его ум и предпринимательский дар принесли свои плоды: к моменту смерти Альфред был обладателем 355 патентов, построил 90 предприятий в 20 странах мира. Нобель- фабрикант, инженер, изобретатель. Самое известное его изобретение-  получение динамита. 4 ученик:  27 ноября 1895 г. за год до смерти Нобель завещал св ое состояние в 31 миллион шведских крон  для поощрения научных исследований во всём мире. 1 ученик.   Умер Нобель в Сан- Ремо( Италия) 10 декабря 189 6 года в возрасте 63 лет. 2 ученик:  Согласно завещанию Нобеля, средства от продажи принадлежащих ему предприятий поместили в специальный фонд ценных бумаг. 3 ученик:   Первые премии составляли 150 000 крон. 4 ученик:  Размер премии в этом году, как и в предыдущие два, составляет 8 млн. шведских крон. При этом в связи с ослаблением курса шведской валюты эта сумма впервые за 15 лет будет меньше 1 млн. д олларов и составит примерно 977 тыс. долларов. 1 ученик:   21 октября 1991 года по инициативе шведского Нобелевского фонда на средства Международного фонда истории науки в Санкт- Петербурге на Петроградской набережной вблизи Нахимовского училища был открыт бронзовый монумент Альфреду Нобелю. 2 ученик:  В честь Нобеля назван астероид Нобель, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории 4 августа 1983 года. 3 ученик:  В его честь назван синтезированный химический элемент нобелий. 4 ученик:   В честь Нобеля назван физико- химический институт в Стокгольме и университет в Украине в Днепропетровске. 1 ученик.  Нобелевская премия — одна из самых престижных международных наград — учреждена 29 июня 1900 года согласно завещанию Альфреда Нобеля. 2 ученик.  Первая церемония вручения премий состоялась в пятую годовщину смерти Нобеля, 10 декабря 1901 года. 3 ученик:  Кандидаты на Нобелевскую премию отбираются в соответствии с Уставом Нобелевского комитета. 4 ученик:  Здание Нобелевского комитета находится в Стокгольме, на фасаде — табличка и портрет Альфреда Нобеля. Внутри помещение напоминает музей: старинная мебель, интерьеры, отделка. 1 ученик:   Ежегодно   Нобелевский комитет   рассылает   по 3–4 тысячи писем известным ученым с предложением указать среди своих коллег достойных присуждения премии. 2 ученик:   Обычно ответы приходят на 15% обращений. Лауреатом премии может быть один учёный или группа, имеющая в составе не более трёх человек. 3 ученик:  Уставом Нобелевского фонда с 1968 года не допускает ся получения премии одним человеком более трёх раз. 4 ученик:  Почётный диплом, медаль и денежный чек вручает лауреатам сам король Швеции. Подобная же церемония в тот же день проводится в городской ратуше Осло, где награждают лауреата Нобелевской премии мира. 1 ученик:   В золотом зале стокгольмской ратуши устраивается пышный приём. До начала церемонии лауреаты репетируют процедуру, чтобы ничто не помешало её торжественности. На следующий день каждый лауреат выступает с докладом в университете.   2 ученик:  в соответствии с завещанием Альфреда Нобеля, премии присуждаются в пяти номинациях:  3 ученик:  Первая- за открытие в области физики,  4 ученик:  вторая – в области химии, 1 ученик:  третья – тому, кто совершит наиболее важное открытие в области физиологии и медицины,  2 ученик:  четвертая – создавшему наиболее значительное литературное произведение идеалистической направленности,  3 человек:  пятая – тому, кто внесет весомый вклад в сплочение народов, ликвидацию и сокращение численности постоянных армий или развитие мирных инициатив.   4 человек:   таким образом, в завещании Нобеля предусматривалось выделение средств на награды представителям только пяти направлений: литература   физика   химия   физиология  и  медицина   дело мира   1 человек:  Среди неотмеченных Нобелем дисциплин – математика. Ходит легенда, что известный математик Госта Метах- Лефлер соблазнил и увел то ли жену, то ли невесту Нобеля.   2 человек:  Гораздо более вероятна другая версия. Как предполагали современники, он не считал математику практической наукой и не видел в ней никакой пользы.    3 человек:  В 1968 году Шведский банк по случаю своего 300- летия внес предложение о выделении премии в области экономики. Теперь эта премия присуждается 10 декабря, вслед за презентацией других Нобелевских лауреатов. Официально именуемая как Премия по экономике памяти Альфреда Нобеля, впервые она была присуждена в 1969 году.  4 ученик:   Правила Нобелевского фонда не позволяют присуждать премии посмертно. Этим можно объяснить, что русские учёные Александр Попов — создатель радиосвязи, и Пётр Лебедев, опыты по световому давлению которого имели мировое признание, премию не получили. 1 человек:  На церемонии вручения Нобелевской премии прис утствует около 1200 челов. 2 человек:  В день рождения основателя премии, 21 октября, ежегодно в прессе публикуются сообщения о награждённых Нобелевской премией.  3 человек:   Из завещания Альфреда Нобеля:   « Моё особое желание заключается в том, чтобы при присуждении премий не принималась во внимание национальность кандидатов».  4 человек:  К сожалению, с самого начала существования премии зародилась весьма нелицеприятная тенденция, в соответствии с которой кандидатуры будущих лауреатов чаще всего выбирались членами Нобелевского комитета не согласно завещанию основателя фонда, а исходя из определенной политической конъюнктуры или каких- то там личных пристрастий.  1 человек:  Поэтому ничем иным, как только необъективностью и явной « несимпатией » сначала к России, а затем и к Советскому Союзу, а теперь снова к России можно объяснить тот факт, что только 17 из наших соотечественников в списке Нобелевских лауреатов, значительно меньш е, чем представители  США  ( 326) , Великобритании  ( 115) ,   Германии  ( 102) или  Франции  ( 57) . 2 человек:  Как бы там ни было, при всех недостатках Нобелевская премия остается самой престижной в мире.         3 человек:  Назовём Лауреатов Нобелевской премии по химики, медицине и биологии:         4 человек:  И. П. Павлов( 1904 г. ) ; «за работу по физиологии  пищеварения »         1 человек:  И. И. Мечников( 1908 г. ) . « з а труды по  иммунитету »         2 человек:   Нобелевские премии по химии:         3 человек:  Н. Н. Семёнов( 1956 г. ) ; «за исследования в области механизма  химических реакций »         4 человек:  И. Р. Пригожий( 1977 г. ) . « з а работы по  термодинамике   необратимых процессов, 2 человек:  Можно предположить, что Нобелевскую премию по медицине в ближайшие годы получат ученые, которые изобретут «чудо – лекарство» от смертельных заболеваний – лихорадки Эбола и от рака. 4 человек:    Секрет успеха Альфреда Нобеля: 1 человек: 1. Получи образование у самых лучших учителей. 2 человек:  2. Ознакомься с последними научными разработками. 3 человек: 3. Изобрети что- то своё. 4 человек:  4. Женись только по любви. 1 человек: 5. Не делай своих потомков ещё богаче. 2 человек:  6. Не имей вредных привычек. 3 человек: 7. Не трать деньги впустую. 4 человек:  8. Защищай свои изобретения. Учитель:  Швеция- его место рождения, в России жил он сам и его семья, в русские предприятия им были вложены значительные средства, в Германии находится его крупнейшая фирма, в Париже – дом и лаборатория, в Шотландии – летняя усадьба, в Швейцарии – вилла, во всех странах мира – его предприятия. Викторина 1. Как отбираются кандидаты на Нобелевскую премию? ( в соответствии с Уставом фонда) . 2. Сколько писем известным учёным Нобелевские комитеты рассылают ежегодно? ( по 3–4 тысячи писем известным ученым с предложением указать среди своих коллег достойных присуждения премии) 3. Сколько процентов ответов приходит? ( Обычно ответы приходят примерно на 15% обращений) . 5. Кто может быть Лауреатом премии? ( Лауреатом премии может быть один учёный или группа, имеющая в составе не более трёх человек) . 6. Чем примечательно здание Нобелевского фонда? ( Здание находится в Стокгольме, на фасаде — табличка и портрет Альфреда Нобеля) . 7. Что напоминает это здание внутри? ( Внутри помещение напоминает музей: старинная мебель, интерьеры, отделка) . 8. Может ли один человек получить премии более трёх раз? ( Уставом Нобелевского фонда и с 1968 года не допускает получения премии одним человеком более трёх раз) . 9. Кто вручает награду лауреату? ( Лауреат получает награду из рук председателя Норвежского нобелевского комитета) . 10. В скольких номинациях присуждаются премии? ( в соответствии с завещанием Альфреда Нобеля, присуждаются в пяти номинациях) . 1 1. Почему в число её лауреатов не вошли видные представители науки нашей страны? ( Правила Нобелевского фонда не позволяют присуждать премии посмертно. Этим можно объяснить, что русские учёные Александр Попов — создатель радиосвязи, Пётр Лебедев, опыт по световому давлению которого имели мировое признание, премию не получили) . 1 2. Сколько человек присутствует на церемонии? ( около 1200 человек) . 1 3. Когда в прессе публикуются сообщения о награждённых? ( В день рождения основателя премии, 21 октября) 1 4. Сколько изобретений было сделано Нобелем? ( 355 изобретений) . 1 5. Какое самое известное изобретение было сделано Нобелем? ( динамит) .  

УКП при ИК – 18 Открытый урок по астрономии в 1 2 классе на тему « Солнечная система: строение, история и перспективы изучения » Подготовил и провёл учитель физики Макаров Н. А. Тип урока:   комбинированный урок. Дидактическ ие цел и:   сформировать понятия о планетах, астероидах, метеоритах, кометах, добиться усвоения представления о строении солнечной системы, об общих свойствах планет земной группы и планет- гигантов, о природе тел Солнечной системы. Развивающие цели: развитие логического мышления путём систематизации фактов, развитие наблюдательности, формирование мировоззрения, развитие познавательной активности, умений делать выводы, умение применять полученные знания для объяснения явлений. Воспитательные цели: развивать коммуникационные компетенции; развивать умение говорить и слушать других, содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира, формировать чувство гордости за свою страну. Метод обуч ения: объяснительно- иллюстративный. Формы обучения: фронтальная, групповая. Эпиграф к уроку: «Только две вещи в мире достойны подлинного изумления — звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». ( И. Кант) План урока № Этапы урока Время, мин Приемы и методы Деятельность учителя 1. Организационный момент 1 Сообщение учителя Проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха 2. Целеполагание и мотивация 1 Сообщение учителя Разъясняет цели работы, объясняет, в какой форме и как будет проходить в конце занятия проверочная работа 3. Актуализация знаний и умений 2 Фронтальный опрос Формулирует тему обсуждения, определяя основные вопросы для повторения 4. Изучение нового материала 20 Объяснение учителя, диспут Объясняет новый материал, показывает слайды на экране, организует дискуссию 5. Закрепление учебного материала 5 Беседа. Работа с учебником. Заполнение таблицы Предлагает вопросы с целью закрепления учебного материала, организует работу учащихся 6. Проверочная работа: тест 10 Контроль учителя. Цель работы – выявить уровень обученности 7. Выступления учащихся 5 Индивидуальные сообщения Закрепление изученного материала 8. Подведение итогов урока. Домашнее задание 1 Запись на доске Ход урока 1. Вводная часть( Слайд) Мы живём в интересное время, когда весь мир для одной половины человечества сузился до экранов телевизора, а для другой до размеров компьютерного монитора. Но если ночью оторвать взгляд от экрана и посмотреть на небо, то перед Вами может открыться мир, который удивлял и восхищал не одно поколение людей. Мир, который вызывает мысли о вечности и бесконечности, который притягивает своей красотой. Называется этот мир – звёздное небо. В этом мире у вас наверняка есть знакомые. ( Слайд)   Узнаёте созвездие? Как оно называется?  ( Слайд) Если соединить прямыми линиями семь звёзд созвездия, то получится большой ковш. Вторая звезда от ручки ковша позволяет проверить зрение. Кто видит две звезды, у того зрение хорошее. Называются эти звёзды Мицар и Алькор. Какой известный объект помогает найти Большая Медведица?  ( Полярную звезду)   Как?  ( Смотрим слайд. )   Чем интересна Полярная звезда?  ( Обычно отвечают: самая яркая звезда, помогает найти точку севера. ) На небе много более ярких звёзд. А эта звезда отличается тем, что не перемещается по небу в течение суток. Если фотографировать Полярную звезду с большим временем экспозиции, то можно заметить, что все звёзды оставят следы на фотографии в виде дуг и только одна звезда останется на своём месте. Эта звезда совпадает с точкой, вокруг которой совершают суточное вращение остальные звёзды. Положение звёзд и созвездий меняется не только в течение суток, но и в течение года. Посмотрите на слайд и определите, в  какое время года сделана фотография? Всё звёздное небо разделено на 88 созвездий. Некоторые из них вы может е легко найти на небе. ( Слайд) Вот эти 5 звёздочек, образующих букву W составляют созвездие Кассиопеи. Находится это созвездие по Большой Медведице. В северном полушарии созвездие Кассиопеи можно наблюдать в течение всего года. ( Слайд) Летом, когда стемнеет, высоко в небе появляются три звезды образующие летний треугольник: Вега, Денеб и Альтаир. Вега, самая яркая звезда из созвездия Лиры, является самой яркой звездой летнего неба. Альтаир – самая яркая звезда из созвездия Орла. Денеб –? Лебедя. Из этих трёх созвездий хорошо запоминаются контуры Лебедя. Шесть звёзд созвездия Лебедя образуют крест. ( Слайд) На зимнем небе ярких звёзд намного больше. Среди звёзд легко находится созвездие похоже на бабочку, древние греки видели в нём охотника Ориона. Самая яркая звезда созвездия называется Бетельгейзе. Охотник удерживает на небе двух псов: Большого Пса и Малого Пса. В созвездии Большого Пса находится самая яркая звезда и северного и южного полушария – Сириус. Веками расположение звезд не меняется. Древние греки более двух тысяч лет тому назад заселили небо своими героями. И мы, по прошествии многих лет, видим те же созвездия, восхища емся теми же звёздами! ( Слайд) Есть среди звёзд необычные светила. Они перемещаются среди звёзд и светят ровным немерцающим светом. Эти “блуждающие” светила назвали планетами. Планета Венера может быть намного ярче Сириуса. Если посмотреть в телескоп то можно увидеть, что Венера меняет фазы, как Луна. Эта планета всегда находится близко к Солнцу, поэтому она бывает видна утром, перед восходом Солнца, или вечером, после заката. Немногим по яркости Венере уступает Юпитер. В телескоп виден не только диск планеты, но и четыре спутника Юпитера, которые меняют своё положение относительно друг друга. У Сатурна хорошо видны кольца, у Марса можно разглядеть полярные шапки. Подведём итог,   подумайте, как можно отличить планету от звезды? 2. Строение Солнечной системы Вы уже знаете, планеты вращаются вокруг Солнца. А какие ещё тела есть в Солнечной системе? Какова природа этих тел? Эти и другие вопросы мы рассмот рим сегодня на уроке. ( Слайд) Тема урока: “Строение Солнечной системы”. Изучать строение Солнечной систе мы мы будем по плану. ( Слайд) Наша Солнечная система состоит из центрального тела Солнца и планет, которые вращаются по своим о рбитам вокруг Солнца. ( Слайд) Чем ближе к Солнцу расположена планета, тем быстрее движется и меньше времени она тратит на один оборот. Всего вокруг Солнц а вращается 8 планет. ( Слайд) Свои имена планеты получили в честь римских богов. Между орбитами Марса и Юпитера находится пояс астероидов, за орбитой Нептуна находится пояс Койпера и за поясом Койпера, вероятно, расположено облако Оорта. Расположите тетрадь в альбомном формате и в центре страницы зарисуйте строен ие Солнечной системы. ( Слайд) Рассмотрим основные характеристики планет. Как вы думаете,   почему в колонках со второй по шестую стоят единицы? Сравните массу, диаметр, плотность, расположение относительно Солнца, количество спутников и ответьте на вопросы:   На какие две группы можно разделить все планеты?   Что общего у планет земной группы? Что общего у планет – гигантов? ( В опорный конспект учащиеся выписывают общие свойства планет земной группы и планет – гигантов.   По ходу урока учащиеся будут добавлять общие характеристики планет обеих групп. А над схемой строения Солнечной системы, возле каждой планеты( пояса, облака) указывать отличительные объекты и основные характеристики планет( поясов) . 3. Планеты земной группы( Слайд) Рассмотрим подробнее планеты земной группы. Самая маленькая планета Меркурий, самая большая Земля. Венера по своим размерам почти не отличается от Земли. ( Слайд) Расстояние от Солнца до планет огромное и его удобно измерять в более крупных единицах – астрономических единицах( а. е. ) . 1 а. е. = 150 000 000 км. Попытайтесь на глаз определить расстояние до других планет( проверяем по слайду варианты учащихся) .   Какая планета может ближе других приблизиться к Земле?   На каком расстоянии будут находиться при этом расположении планеты?  ( Слайд) Все планеты земной группы имеют твёрдую поверхность – литосферу. Литосфера состоит из коры, мантии( силикаты) и ядра( железно, никель) . Ядро может быть как твёрдым, так и жидким. Учёные предполагают, что внутри жидкого металлического ядра возникают токи, создающие магнитное поле планеты.   Какие планеты могут обладать магнитным полем?   Что изменится на Земле, если исчезнет её магнитное поле?  Рассмотрим отличительные особен ности каждой планеты. ( Слайд) Меркурий движется вокруг Солнца с рекордной среди планет скоростью около 50 км/ с, совершая один оборот за 88 суток. При этом он медленно вращается вокруг собственной оси, совершая один оборот за 59 земных суток. В полдень поверхность планеты прогревается выше 400? C, ночью охлаждается до- 170? C. Как вы думаете,   почему на Меркурии такой большой перепад температур? Такой перепад температур возможен из- за длительных меркурианских суток и почти отсутствующей атмосферы. Поверхность Меркурия похожа на лунную, на ней много кратеров. Существование на поверхности Меркурия хорошо сохранившихся больших кратеров говорит о том, что в течение последних 3—4 млрд лет там не происходило в широких масштабах движение участков коры, а также отсутствовала эрозия поверхности. Подумайте,   почему на Меркурии много кратеров ударного происхождения?  ( Слайд) Год на Венере длится 225 суток, а один оборот вокруг оси 243 суток. В отличие от других планет, Венера вращается в сторону противоположную своему движению по орбите.   Предложите своё объяснение этого факта.  ( Слайд) Венеру иногда называют “сестрой Земли”, потому, что обе планеты похожи размерами, силой тяжести и составом. Однако условия на двух планетах очень разные. Говорят, если где- то и существует ад, то наверняка на Венере. Атмосферное давление на Венере в 90 раз больше земного и состоит на 96% из углекислого газа. Углекислый газ создаёт парниковый эффект, поэтому вблизи поверхнос ти Венеры температура около 450 0 С! Поверхность Венеры закрыта густыми облаками, состоящими из капелек серной кислоты. В атмосфере Венеры молнии бьют в два раза чаще, чем в земной. Природа такой электрической активности пока неизвестна. Из- за плотной атмосферы освещённость даже в полдень очень слабая. Проанализируйте информацию слайда и ответьте на вопрос:   почему у Венеры указана только одна температура- вблизи поверхности планеты?  ( Слайд) На поверхности Венеры обнаружены тысячи древних вулканов, извергавших лаву, разломы, горы. Как вы думаете,   много ли на Венере кратеров ударного происхождения? ( Слайд) Самая знакомая и самая изученная планета – Земля. Земля, в отличие от Меркурия и Венеры, имеет один естественный спутник – Луну. Радиус Луны всего в 4 раза меньше радиуса Земли. Поэтому Землю часто называют “двойной планетой”. Полный оборот вокруг Земли Луна совершает за 27, 3 суток. За это же время Луна делает один оборот вокруг своей оси, поэтому она повёрнута к Земле всегда одной стороной. ( Слайд) На видимой стороне Луны много тёмных участков, их называют моря. Например: Море Дождей, Море Ясности, Океан Бурь. Лунные кратеры получили имена известных учёных. Самыми крупными кратерами с лучевой системой являются Тихо, Кеплер и Коперник. Горные хребты получили названия земных гор( Кавказ, А льпы, Пиренеи и др. ) . ( Слайд) На обратной стороне Луны морей мало. Здесь много кратеров, названных в честь знаменитых людей 20 века. Из- за малого тяготения на Луне нет атмосферы. Поэтому следы, оставленные советскими луноходами и американскими астронавтами, сохранятся многие годы. ( Слайд) . Вернёмся к Земле.   Попытайтесь объяснить, в чём заключается уникальность нашей планеты?  ( Слайд) Планета Марс названа именем бога войны за красноватый оттенок, обусловленный наличием в коре окислов железа. Планета имеет два небольших спутника неправильной формы Фобос и Деймос( “страх” и “ужа с”) – спутники войны. ( Слайд) . На Марсе есть атмосфера, давление которой в 150 раз слабее земного. Поэтому на Марсе большой перепад температур от+ 25? С до- 125? С. Примечательной особенностью Марса является огромный каньон Маринер длиной почти 5000 км, шириной до 200 км и глубиной до 5 км. На Марсе находится самая высокая гора в Солнечной системе – вулкан Олимп высотой 27 км. ( Слайд) В конце 19 века итальянский учёный Скиапарелли обнаружил в телескоп линии, казавшиеся почти прямыми, которые он назвал “марсианскими каналами”. С тех пор учёные пытались найти жизнь на Марсе. Изменение цвета поверхности Марса учёные связывали с ростом растений и сменой времён года. Реальность оказалась прозаичней. Над поверхностью планеты часто дуют сильные ветры, скорость которых доходит до 100 м/ с. Небольшая сила тяжести позволяет даже разреженным потокам воздуха поднимать огромные облака пыли, образуя пылевые бури. В 70- х годах прошлого века были обнаружены русла рек, которые оказались высохшими. В настоящее время вода на Марсе обнаружена только в виде льда, который находится в полярных шапках. Позже на Марсе были обнаружены “пирамиды” и “сфинкс”. При более детальном фотографировании, обнаружилось, что человекоподобие было иллюзией, вызванной игрой света и тени. “Пирамиды” же являются обычными скалами. Жизнь на Марсе так и не обнаружена ни в прошлом, ни в настоящем. 4. Планеты- гиганты( Слайд) Рассмотрим подробнее планеты – гиганты. Впечатляют размеры планет! Юпитер больше Земли в 11 раз, Сатурн в 9, 5, Уран и Нептун почти в 4 раза. Юпитер не только имеет большие размеры, его масса почти в три раза больше ма ссы остальных планет. ( Слайд) Планеты – гиганты находятся намного дальше от Солнца, чем Земля. Юпитер дальше в 5 раз, Сатурн – в 9, Уран в 20, Нептун в 30 раз. Так как планеты находятся далеко от Солнца, на них всегда господствуют низкие температуры. ( Слайд) Все планеты – гиганты являются огромными газовыми шарами, внутри которых газ, сжимаясь до огромного давления, переходит в жидкое состояние. В центре планет – гигантов находится ядро, состоящее в основном из соединений кремния и металлов. Юпитер и Сатурн преимущественно состоят из водорода и гелия; Уран и Нептун содержат больше льда. Рассмотрите внимательно внутреннее строение планет – гигантов и ответьте,   могут ли наблюдаться полярные сияния в атмосфере планет- гигантов? ( Слай д) В телескоп у Юпитера можно рассмотреть четыре спутника и экваториальные полосы. Самым ярким объектом планеты является Большое красное пятно, которое наблюдают уже более 300 лет. Размер пятна больше размера Земли. ( Слайд) Вы видите анимационную модель вращения Юпитера. На модели видно, как перемещаются экваториальные полосы и Большое красное пятно.   Какова может быть природа Большого красного пятна?  ( Слайд) Вокруг Юпитера вращаются 67 спутников. Самые крупные из них открытые Галилео Галилеем называются: Ио, Ганимед, Европа и Каллисто. Ганимед – самый крупный спутник в Солнечной системе диаметром более 5000 км. Поверхность Европы состоит изо льда. Учёные предполагают, что на Европе находится подповерхностный океан, состоящий из воды, который может служить пристанищем для внеземной микробиологической жизни. У спутника есть крайне разреженная атмосфера, со стоящая в основном из кислорода. Ио- силикатный геологически активный спутник, на котором действует более 400 вулканов извергающие серу и диоксид серы. На фотографии хорошо видно в улканические выбросы. ( Слайд) . Самым ярким объектом Сатурна является кольцо, состоящее главным образом из частичек льда и меньшего количества горных пород и пыли. Подобными кольцами, только более слабыми окружены все планеты – гиганты. У Сатурна 62 спутника. ( Слайд) Самый крупный спутник Сатурна – Титан, второй по величине спутник Солнечной системы. Титан является единственным, кроме Земли, телом в Солнечной системе, для которого доказано существование жидкости на поверхности, единственным спутником планеты, обладающим плотной атмосферой( азот, метан, этан) . На поверхности имеются метан- этановые озёра и реки. Давление у поверхности примерно в 1, 5 раза превышает давление земной атмосферы. Температура у поверхности- минус 170- 180 °C. Интересен спутник Энцелад. На Энцеладе действуют ледяные вулканы, извергающие не лаву, а ледяную жидкость вроде сжиженного метана и холодной воды, вместе с кусками льда и газообразным метаном. Материя, покидающая Энцелад, пополняет кольца С атурна. ( Слайд)   Рассмотрите внимательно рисунок, и объясните, чем отличается вращение Урана от других планет? Его ось вращения лежит как бы “на боку” относительно плоскости обращения этой планеты вокруг Солнца. Вследствие этого планета бывает обращена к Солнцу попеременно, то северным полюсом, то южным, то экватором, то средними широтами. ( Слайд) У самой далёкой планеты Нептун обнаружено 13 спутников из них самый большой спутник Тритон диаметром более 3000 км. На спутнике Таласса обнаружены 10 действующих газовых гейзеров, выбрасывающих столбы азота высотой до 8 км. 5. Пояс астероидов и пояс Койпера( Слайд) Между орбитами Марса и Юпитера находится пояс астероидов, состоящий из огромного количества тел, размером от миллиметров до тысячи километров. ( Слайд) Тела размером менее миллиметра называют пылинками, от 1 мм до 30 метров – метеородидами, бол ее 30 м – астероидами. ( Слайд) Самый крупный астероид называется Церерой, диаметр его около 1000 км. Почти в два раза меньше Паллада и Веста. Большинство астероидов названы женскими именами, а самые необычные носят мужские имена.   Чем необычны астероиды Икар и Аполлон?  ( Слайд) Объект из пояса астероидов может столкнуться с Землёй. При нагревании в атмосфере Земли, вследствие торможения, вокруг тела образуется светящаяся оболочка, состоящая из горячих газов. Такие светящиеся шары называют болидами. Остатки тел, упавшие на Землю, называют метеоритами. Наиболее крупные метеориты при падении образуют метеоритные кратеры. На Земле найдено около 140 крупных кратеров. Один из самых крупных находится в Аризоне( США) . Диаметр кратера 1200 м, глубина 175 м. Аризонский кратер оставило тело, имевшее в момент удара размер от 25 до 40 м. ( Слайд) По химическому составу все метеориты делят на железные, каменные и железо- каменные. Примерно 90% всех найденных метеоритов каменные, со стоящие из силикатов. ( Слайд) За орбитой Нептуна на расстоянии от 30 до 50 а. е. находится Пояс Койпера. В отличие от объектов пояса астероидов, которые в основном состоят из горных пород и металлов, объекты пояса Койпера состоят главным образом из летучих веществ( называемых льдами) , таких как метан, аммиак и вода. С тех пор, как в 1992 году пояс был открыт, число известных объектов пояса Койпера превысило тысячу, и предполагается, что существует ещё более 70 000 тел с ди аметром более 100 км. ( Слайд) Перед вами самые крупные из открытых объектов пояса Койпера.   Почему в 2006 году Плутон исключили из списка планет? 6. Кометы( Слайд) Учёные предполагают, что на расстоянии от 50 000 до 100 000 а. е, примерно световой год, находится облако Оорта. Хотя подтверждённых прямых наблюдений облака Оорта не было, астрономы считают, что оно является источником ядер комет, прилетающи х в Солнечную систему. ( Слайд) На небе комета выглядит как “хвостатая” звезда. Кометы состоят из ядра и окружающей его светлой туманной оболочки( комы) , состоящей из газов и пыли. У ярких комет с приближением к Солнцу образуется “хвост” — слабая светящаяся полоса. Ядро кометы состоит в основном из обычного льда( с небольшими включениями углекислых и метановых льдов) , а также пылевых частиц. ( Слайд) Послушайте, как в озникает хвост кометы. ( Слайд) После того, как ядро кометы полностью испарится, по вытянутым эллиптическим орбитам исчезнувших комет продолжают вращаться мелкие твёрдые частички- метеорные тела. Если поток таких частиц пересекает орбиту Земли, можно наблюдать красивое явление “звёздный дождь”. Частицы сгорают в атмосфере Земли, не долет ая до её поверхности. ( Слайд) Такие “падающие” звёзды называют метеорами. Метеоры кажутся вылетающими из определённой области неба, которая называется радиантом метеорного потока. Положение радианта на небе определяет название метеорного потока. Например, метеоры, наблюдающиеся 10- 12 августа, радиант которых находится в созвездии Персея, называют Персеидами. ( Слайд) . 7. Самостоятельная работа( тест) Подберите название планеты к известной её особенности: 1 вариант Нерукотворные пирамиды Наличие литосферы Наличие гидросферы Большое красное пятно Изрытая кратерами ударного происхождения поверхность Самая большая планета Самая высокая гора Олимп Самая близкая к нам планета Самая близкая к Солнцу планета Бог морей Температура атмосферы 450˚С Два спутника Самая маленькая плотность Плотность не больше 1, 7ρ воды На его спутнике Ио действует вулкан 2 вариант Полярные шапки Наличие биосферы Облака- капельки серной кислоты Самое большое кольцо Самая маленькая планета Самая удалённая от Солнца планета Атмосферное давление 90 земных атмосфер Бог торговли Высохшие русла рек Самое большое количество обнаруженных спутников Один спутник Нет твёрдой поверхности Нет спутников Вращается лёжа на боку Плотность 3, 9ρ воды – 5, 5ρ воды 7. Домашнее задание:  прочитайте параграф 37 п. 1, 2, 3.

УКП при ИК – 18 Открытый урок по физике в 10 классе на тему «Электрический ток в различных средах» Подготовил и провёл учитель физики Макаров Н. А. Тип урока:   повторение,   обобщение и систематизация знаний. Дидактическая цель:   создать условия для активного структурирования систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Электрический ток в различных средах» Задачи урока: образовательные:   повторить и обобщить с учащимися представление о природе электрического тока в различных средах; проконтролировать знания по данной теме, воспитательные: продолжить формирование бесконечности процесса познания на примере основных закономерностей протекания тока в различных средах; содействовать воспитанию таких личностных качеств, как чувство ответственности, самостоятельности, инициативы, бережного отношения к технике; продолжить формирование у учащихся правильного восприятия мира, интереса к изучаемому предмету, понятия о познаваемости мира, значения эксперимента в научном познании, развивающие: совершенствовать познавательные умения: анализировать, обобщать, делать выводы, вести диалог, делать обобщения; развивать познавательные интересы школьников, используя разные формы закрепления изученного материала. План урока № Этапы урока Время, мин Приемы и методы Деятельность учителя 1. Организационный момент 1 Сообщение учителя Проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха 2. Целеполагание и мотивация 1 Сообщение учителя Разъясняет цели работы, объясняет, в какой форме и как будет проходить в конце занятия проверочная работа 3. Актуализация знаний и умений 2 Фронтальный опрос Формулирует тему обсуждения, определяя основные вопросы для повторения 4 Закрепление учебного материала 10 Беседа. Работа с учебником. Заполнение таблицы Предлагает вопросы с целью закрепления учебного материала, организует работу учащихся 5 Совершенствование, применение знаний и умений, их систематизация 10 Решение задач. Взаимопомощь Предлагает систему задач разного уровня сложности 6 Проверочная работа: тест 10 Контроль учителя. Цель работы – выявить уровень обученности 7 Выступления учащихся 10 Индивидуальные сообщения Закрепление изученного материала 8 Подведение итогов урока. Домашнее задание 1 Запись на доске Ход урока 1.   Организационный момент. 2. Целеполагание и мотивация. 3. Актуализация знаний и умений. Определение и формулировка темы обсуждения: Что такое электрический ток? При каких условиях он возникает и существует? В каких средах может существовать электрический ток? 4. Закрепление учебного материала. В ходе урока учащиеся работают с учебником и на протяжении урока заполняют таблицу, тем самым углубляя свои знания по данной теме. Металлы Полупроводн. Вакуум Газ Жидкость Носители электрического заряда Способ образования носителей Особенности протекания тока в среде Применение в науке и технике 5. Совершенствование, применение знаний и умений, их систематизация. Задача для самостоятельного решения. Определить, какое вещество выделилось в процессе электролиза за 10 минут при силе тока 1, 6 ампер, если масса выделившегося вещества равна 0, 316 г? 6. Проверочная работа( контроль усвоения темы) Тест по теме: «Электрический ток в различных средах» вариант 1. Какие частицы являются носителями электрического тока в металлах? А. Только электроны. Б. Электроны и протоны. В. Электроны и положительные ионы. Г. Положительные и отрицательные ионы. 2. Как и почему изменяется электрическое сопротивление полупроводников при увеличении температуры? А. Уменьшается из- за увеличения скорости движения электронов. Б. Увеличивается из- за увеличения амплитуды колебаний положительных ионов кристаллической решетки. В. Уменьшается из- за увеличения концентрации свободных носителей электрического заряда. Г. Увеличивается из- за увеличения концентрации свободных носителей электрического заряд. 3. Чистая вода является диэлектриком. Почему водный раствор соли NaCl является проводником? А. Соль в воде распадается на заряженные ионы Na+    и Cl- . Б. После растворения соли молекулы NaCl переносят заряд В. В растворе от молекулы NaCl отрываются электроны и переносят заряд. Г. При взаимодействии с солью молекулы воды распадаются на ионы водорода и кислорода. 4. Каким образом освобождаются из катода электроны, создающие изображение в электронно- лучевой трубке телевизора? А. В результате действия электрического поля между катодом и анодом. Б. В результате электролиза. В. В результате термоэлектронной эмиссии. Г. В результате ионизации атомов электронным ударом. 5. Что из перечисленного ниже способно пропускать ток только в одном направлении, а, значит, служит для выпрямления переменного тока? 1. Электронная лампа.         2. Полупроводниковый диод.         3. Раствор электролита.         4. Резистор. А. Только 2. Б. Только 1 и 2. В. Только 3. Г. Только 4. 6. Если цилиндрическую катушку с проводом с замкнутыми концами привести в быстрое вращение вокруг оси цилиндра и затем резко остановить, то в цепи обнаруживается электрический ток. Почему? А. Под влиянием магнитного поля Земли. Б. В результате электростатической индукции. В. В результате электромагнитной индукции. Г. В результате движения электронов по инерции. 7. Какие эффекты из перечисленных ниже наблюдаются при протекании электрического тока в сверхпроводнике? Нагревание проводника. Медленное убывание силы тока со временем. Возникновение магнитного поля. А. Только 1. Б. Только 2. В. Только 3. Г. 1 и 3.   2 вариант 1. Какие частицы являются носителями электрического тока в электролитах? А. Только электроны. Б. Электроны и протоны. В. Электроны и положительные ионы. Г. Положительные и отрицательные ионы. 2. Как и почему изменяется электрическое сопротивление металлов при увеличении температуры? А. Увеличивается из- за увеличения скорости движения электронов. Б. Уменьшается из- за увеличения скорости движения электронов. В. Увеличивается из- за увеличения амплитуды колебаний положительных ионов кристаллической решетки. Г. Уменьшается из- за увеличения амплитуды колебаний положительных ионов кристаллической решетки. 3. Чистая вода является диэлектриком. Почему водный раствор соли CuSO 4  является проводником? А. Соль в воде распадается на заряженные ионы Cu 2+    и SO- . Б. После растворения соли молекулы CuSO 4  переносят заряд В. В растворе от молекулы CuSO 4  отрываются электроны и переносят заряд. Г. При взаимодействии с солью молекулы воды распадаются на ионы водорода и кислорода. 4. В результате какого явления освобождаются из катода электроны, создающие ток в вакуумном диоде( электронной лампе) ? А. В результате действия электрического поля между катодом и анодом. Б. В результате электролиза. В. В результате термоэлектронной эмиссии. Г. В результате ионизации атомов электронным ударом. 5. В каком из ниже перечисленных устройств сила тока не зависит от полярности приложенного напряжения? 1. Электронная лампа.         2. Полупроводниковый диод.         3. Раствор электролита.         4. Резистор. А. Только 1. Б. Только 1 и 2. В. Только 4. Г. Только 3 и 4. 6. Если два цилиндра, один из которых медный, а другой – алюминиевый, плотно прижать друг к другу, а затем на длительное время включить в цепь, то мы не обнаружим проникновения веществ цилиндров друг в друга. Почему? А. Электрический ток в металлах образован молекулами вещества. Б. Электрический ток в металлах образован положительными и отрицательными ионами. В. Электрический ток в металлах образован свободными электронами. Г. Электрический ток в металлах образован протонами. 7. Какие эффекты из перечисленных ниже не наблюдаются при протекании электрического тока в сверхпроводнике? Нагревание проводника. Медленное убывание силы тока со временем. Возникновение магнитного поля А. Только 1. Б. Только 2. В. Только 3. Г. 1 и 3. 7. Дополнительный материал к уроку ( небольшие сообщения учащихся по данной теме) 1. В 1752 г. американский государственный и политический деятель, первый Бенджамин Франклин, исследовал природу молнии, запуская в грозу воздушный змей. ( Опыт очень опасный! ) Когда верёвка намокала, по ней стекали атмосферные электрические заряды, и между нею и соединёнными с землёй металлическими предметами( столбиком, ключом) проскакивали искры. 2. Российскими учёными были разработаны и апробированы биоманипуляторы- механические устройства, управление которыми осуществляется с помощью биотоков человека. Биотоки оператора снимаются браслетом, надетым на предплечье, где расположены мышцы, отвечающие за сгибание и разгибание пальцев. Затем усиливаются и по проводам передаются манипулятору, повторяющему движения оператора. В 1960 г. на конгрессе Федерации по автоматическому управлению в Москве пятнадцатилетний мальчик, не имевший кисти руки, взял искусственной рукой мел и написал на доске: «Привет участникам конгресса! » 3. В медицине когда- то применялся «статический душ», или франклинизация. Над головой больного на расстоянии 10- 15 см помещали электрод в виде звезды, другой электрод находился под ногами на изолирующей подставке. На электроды подавалось 40- 50 кВ постоянного напряжения. Так осуществлялось воздействие на области головы, шеи, слизистую оболочку. 4. По технике безопасности все инструменты для электромонтажных работ снабжены изолирующими ручками. Сам монтёр должен работать в обуви на резиновой подошве или на резиновом коврике. Ток                 Воздействие 1 мА         не ощущается 3 мА         покалывание 3~ 5 мА         раздражающее ощущение 8- 10 мА         непроизвольное сокращение мышц до 13 мА         «отпускающие токи» 15 мА         « неотпускающие токи» 0, 1- 0, 2 А         беспорядочные сокращения сердечной мышцы   5. При нарушении ритма работы сердца используется вживляемый человеку кардиостимулятор или «водитель ритма», посылающий электрические сигналы сердечной мышце. Он покрыт биологически инертным полимером, позволяющим избежать отторжения организмом. Провода, покрытые силиконовой резиной, подводятся к сердечной мышце. 60- 70 импульсов в минуту при токе 3- 5 мА позволяют поддерживать сердечный ритм. 6. Особенно часто страдают от удара молнии дубы, имеющие глубокие корни, доходящие до водоносных слоев почвы. При попадании молнии в лиственные деревья ток идёт по сердцевине, где наибольшее количество сока. Закипая, сок разрывает дерево. А у смолистого дерева, например сосны, сопротивление сердцевины больше сопротивления смолы, и ток идёт по поверхности, по смоле. 7. Нервные клетки- нейроны- отвечают на раздражители внешней среды или самого организма при помощи электрических импульсов по отростку нервной клетки- аксону. «Проводником» сигнала можно условно считать цитоплазму, а «изолятором»- плазматическую мембрану клетки, хотя сопротивление цитоплазмы слишком велико, а изоляционные свойства мембраны слишком слабы. Поэтому нельзя считать прохождение импульса по аксону полностью аналогичным прохождению тока, в нём происходят сложные электрохимические реакции. 8. Гигантский электрический скат создаёт в воде напряжение 50- 60 В, нильский сом- 350 В, а угорь- электрофорус- более 500 В. На тело самой рыбы это напряжение не оказывает никакого действия. Мышечная ткань электрических органов- проводник, а соединительная- изолятор. 9. Из- за худшей проводимости пресной воды по сравнению ссолёной, пресноводным рыбам необходимо создавать более высокое напряжение, чем морским. Оказавшись в пресной воде, обитатель морей- ромбовидный скат не сможет использовать своё электрическое «оружие».   10. При выполнении любой работы, связанной с электричеством, необходимо соблюдать технику безопасности, работать инструментами с изолированными ручками, на изолирующей подставке. Надо помнить, что мокрые руки, повреждённая кожа или большие поверхности контакта увеличивают опасность поражения электрическим током. В этих случаях может быть смертельным напряжение 100- 120 В. ( Почему нельзя прикасаться к неизолированным электрическим проводам голыми руками? ( Влага на руках всегда содержит раствор различных солей и является электролитом. Поэтому она создает хороший контакт между проводами и кожей) ) 11. Электрокардиография- важнейшее медицинское исследование, позволяющее получать информацию о работе сердца. Электрокардиограмма кривая, полученная при регистрации электрических импульсов сердца. Чтобы уменьшить сопротивление кожи и облегчить путь электрическому сигналу по потовым и сальным железам, поверхность кожи под электродами смачивают водой. 12. «. . . Такое электрическое свечение остроконечий наблюдают не только на море, но и суше, особенно в горах. Ещё Юлий Цезарь описал, как однажды ночью в облачную погоду острия копий его солдат светились такими огоньками. В горах случается, что это свечение появляется даже на людях- на волосах, шапках. При этом слышится тихое жужжание. Этот огонь не жжёт, это свечение, холодное свечение. Если такое свечение будет вокруг спички, она не загорится». Я. И. Перельман. Занимательные задачи и опыты 13. Органические вещества плотных тканей живых организмов являются диэлектриками, жидкости- проводниками. Больше всего препятствуют прохождению электрического тока роговой слой кожи, кость без надкостницы и сухожилия. При пропускании тока очень короткими, но многочисленными импульсами происходит разогрев тканей организма, что используется при диатермии. 14. Птицы часто сидят на проводах, но им не вредит электрический ток. Ведь сидят они на одном проводе, а второй проходит от него на некотором расстоянии. ( Тело сидящей на проводе птицы представляет собой как бы ответвление цепи, сопротивление которого по сравнению с другой ветвью( короткого участка между ногами птицы) огромно. Поэтому сила тока в этой ветви( в теле птицы) ничтожна и безвредна) . 15. Электрофорез- физиотерапевтическое лечение, применяющееся в разных областях медицины. При проведении этой процедуры образуется сложная электрическая цепь растворов лекарственных средств и растворов электролитов, входящих в состав крови. 8. Подведение итогов урока, выставление оценок, объявление домашнего задания.

Оставить комментарий: