a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Бородастова Ю.Г

Опубликовано: 2017-01-30 20:15:15

Методические рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста Сенсорное развитие — это развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. В процессе восприятия он постепенно накапливает зрительные, осязательные и двигательные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребёнок воспринимает, были обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более чёткими, стойкими. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Чтобы вовлечь ребёнка в познание мира необходимо использовать игры, которые научат малыша различать предметы и определять их свойства. Игры на развитие зрительного восприятия: форма, величина, цвет В процессе дидактических игр, действий с предметами ребёнок учится определять, различать форму предметов и соотносить её с формами других предметов. Величину, так же как и форму, ребёнок учится различать практически: зрительное восприятие величины, умение вычленять её, соотносить предметы по величине. Величина имеет разные параметры — высоту, длину, ширину. Поэтому помимо общего определения « большой — маленький» существуют частные: «длинный — короткий», «высокий — низкий», «широкий — узкий». Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путём проб и ошибок — цвет нужно увидеть. Действуя с цветом, дети начинают запоминать и сами цвета, и их названия. Сначала закрепляются названия осно вных цветов( жёлтый, красный, зелё ный, синий, белый, чёрный) , а затем дополнительных цветов и оттенков. «Аптека» Цель: научить вычленять контур предмета, соотносить объёмную форму с плоскостной, отыскание формы. Оборудование: карточки с изображением одноцветных форм( например, на одной — круг, квадрат, треугольник: на другой — круг, овал, квадрат; на третьей — квадрат, прямоугольник, треугольник и т. п. ) ; набор мелких карточек с изображением одной формы для наложения на большие карточки. Ход игры: I вариант Покупатель приходит в аптеку покупать таблетки. Взрослый( п окупатель) даёт ребёнку большую карточку с разложенными на ней маленькими, а себе берёт маленькие карточки, предварительно разложив их по формам. Поднимает одну карточку, например, круг, и спрашивает: «Где такая таблетка? »( форма не называется) . Ребенок показывает, отдаёт её покупателю. Правильность выбора подкрепляется( покупатель отдаёт жетон) . Таким образом, ребёнок отдаёт взрослому все маленькие карточки. II вариант. У взрослого маленькие карточки, у ребёнка одна большая. Взрослый- продавец предлагает ребёнку- покупателю таблетки, если ребёнок находит такую у себя, он называет фор му и отдаёт за неё жетон. Если на большой карте нет такой формы, он должен сказать: «Спасибо, круг( квадрат…) мне не нужен ». По мере усвоения игры ребёнку можно дать по две, а затем и по три карты. Выбор производится уже не из трёх, а из шести — девяти форм. «На ферме» Цель: научить ребёнка различать предметы по величине, развитие мелкой моторики. Материал: 4 — 5 больших бутылочек из- под «Р астишки » и 4 — 5 маленьких бутылочек из- под «Р астишки ». Бутылочки должны быть одинаковой формы и цветов, два грузовика Ход игры: взрослый предлагает ребёнку помочь ферм еру доставить молоко в магазины, н о в один магазин нужны маленькие бутылки, а в другой большие. Необходимо в один грузовик поставить большие бутылочки, а в другой – маленькие. Ребёнок должен разложить бутылочки по размеру. При необходимости взрослый помогает ребенку при помощи вопросов: « Почему ты поставил эту бутылочку сюда? Какие бутылочки по размеру в грузовике? » и т. д. «Бабушкин клубок» Цель: формирование величины, как значимого признака; учить обращать внимание на длину, обозначать предметы словами «длинный», «короткий». Материал: Два клубка, закреплённые одним концом на палочках: один из них длинный( 50 см) , а другой короткий( 20 см) ; клубки одинаковой толщины и одного цвета. Ход игры: взрослый предлагает ребёнку свернуть клубок и показывает, как это сделать. Затем отдаёт ребёнку длинный, а себе оставляет короткий и просит посмотреть, кто первый свернёт свой клубок. Естественно побеждает взрослый, т. к. его нитка короче. После чего взрослый раскладывает нитки на столе так, чтобы разница д лин была хорошо видна ребёнку, н о ничего не говорит. Потом взр ослый и ребёнок меняются клубками. Теперь выигрывает ребёнок! Взрослый подводит итог игры. Показывает и называет нитки —«короткая», «длинная», обобщает действия: «Короткая нитка сворачивается быстро, а длинная медленно». Таким образом можно закрепить знания детей о форме, цвете, величине, выбирая различный материал и придумывая различные сюжеты.

Оставить комментарий: