Сообщение на тему «Использование музейной педагогики в работе дошкольного образовательного учреждения»
Комитет по образованию Администрации города Подольска
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 47
Сообщение на тему
«Использование музейной педагогики
в работе
дошкольного образовательного учреждения»
Составила: заместитель
заведующего по ВМР
Кузнецова Л.В.
Семинар в краеведческом музее
Города Подольска
2013год
- 1 -
- Музей - храм муз, научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризация памятников истории, материальной и духовной культуры.
(Энциклопедический словарь) - Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
(По Ожегову)
- Музей - это учреждение с постоянным местом расположения, которое служит на благо развития общества, будучи открытым для публики. Музеи приобретают, сберегают, изучают экспонаты, проводят выставки и презентации с целью обучения, развлечения и духовного и материального насыщения человека.
(Из устава Международного Совета Музеев)
- Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.
- Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А.У.Зеленко. Он считал, что детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.
- Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается, ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
- Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.
Нам очень повезло, что наш детский сад находится рядом с таким известным историческим памятником архитектуры и культуры в нашем крае, как усадьба «Ивановское», где находятся: Музей профтехобразования России и Краеведческий музей г.Подольска.
Начинали работать с того, что сами педагоги отправились на экскурсию в музей, познакомились с сотрудниками музея, с экскурсоводами.
Затем вместе наметили задачи, по которым будем работать:
- знакомить детей с ближайшим окружением детского сада,
- 2 -
объектами социального назначения;
- знакомить с некоторыми изделиями декоративно - прикладного
искусства, художественными промыслами Подольского края;
- знакомить детей с археологическим и историческим прошлым
г.Подольска,с его архитектурными памятниками;
- продолжать воспитывать гордость,уважение и любовь к родному
городу, его историческому прошлому;
- учить передавать полученные знания и впечатления на занятиях
изокружка, литературно - музыкальных праздниках.
Определили разделы занятий:
- наш микрорайон \ его природное окружение, улицы, объекты
социального назначения\;
- археологическое прошлое г.Подольска \полезные ископаемые\;
- промыслы старины\изделия из дерева, камня, бисероплетение,фетр\;
- мастера города Подольска \ село Бабенки, школа кружевниц поселка
Щапово \;
- Знаменательные даты, события прошлого г.Подольска;
- архитектурные памятники города;
- старый и новый город;
- мир искусств Подольска \ поэты, писатели, музыканты, художники,
скульпторы \;
- народные праздники.
Составили "Перспективный план по широкому ознакомлению детей с родным краем", наметили формы и методы реализации этого плана. Затем педагоги детского сада разработали тематику занятий, начиная с младшей группы, и приступили к написанию конспектов, конечно же помогали и научные сотрудники Краеведческого музея и музея профтехобразования.
Содержательный, богатый материал для занятий с детьми подобрала научный сотрудник музея, заслуженный работник культуры - Гусарева Октябрина Андреевна и директор Краеведческого музея Слащева Любовь Михайловна. Они же проводили первые занятия с детьми в музее, как она рассказывали...даже мы, взрослые, затаив дыхание, слушали их живой, эмоциональный рассказ. Мы много узнали о промыслах и об умельцах Подольского края, об истории Подольской земли.
Занятия проходили в музее, несколько занятий проводилось и в детском саду. Вскоре появилась и эмблема детского сада – Бабенская матрешка.
Материал музея носит очень глобальный характер, начиная с России, затем малая родина, все это ребенок познает в окружающей его среде, а помогают ему в первую очередь семья, а затем и воспитатели, школа, сверстники. Используются разные направления: художественная литература, музеи и мини-
- 3 -
музеи, картины и иллюстрации, путешествия с семьей, различная проектная деятельность.
В ДОУ был разработан мониторинг знаний детей о родной природе, о том, как возник город, как жили люди в старину, о ремеслах, о микрорайоне, о своей семье . Мониторинг знаний показал, на каком уровне находятся знания детей и над чем нужно конкретно работать.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции,соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду стали называть мини-музеями. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
В связи с новыми федеральными стандартами нельзя не упомянуть и об интеграции образовательных областей в музейной педагогике:
- «Художественное творчество» (рисование, аппликация, лепка, конструирование) – организуются выставки детских работ в мини-музее, различные выставки
- - «Познание» – организуются экскурсии, игры-занятия по ознакомлению с окружающим
- - «Социализация» - организуются экскурсии по введению детей в мир исторического наследия, по ознакомлению с родным городом, краем
- - «Музыка» - организуются музыкальные праздники, концерты, развлечения, посиделки
Назначение экспозиций наших мини - музеев – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Любая экспозиция должна соблюдать целую логическую цепочку: восприятие, понимание, осмысливание, закрепление знаний об увиденном и то, как можно это применить на практике.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками, поделками.
- 4 -
Мини – музеи несут следующие функции:
- - образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
- - развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
- - просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
- - воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, память, мышление и т.д.).
Совместная деятельность - способствует рождению поля интеллектуального напряжения каждого ребенка, эмоциональному заражению каждого, вовлечению детей в общественные связи и обогащению социальным опытом, предоставляет ребенку социальное пространство для проявления своей индивидуальности, помогает выработке образа достойной жизни и ориентирует на соблюдение норм группы.
После занятий и экскурсий дети отражают свои впечатления в играх - импровизациях, в работах по изобразительному искусству, на выставках, на занятиях.
Рассказывая о своей работе с музеями, мы показываем открытые занятия, распространяем опыт работы на городских методических объединениях, на региональных семинарах .
Опыт работы детского сада был представлен на региональных педчтениях «Русские национальные традиции в воспитании детей дошкольного возраста », посвященных замечательному педагогу и человеку, автору программы «Народная культура»- Пигиловой Татьяне Александровне, в 2001 году. Участвуя в мастер – классе, было показано занятие на тему « Расписная Русь, я тобой горжусь » и выставка « Изделия мастеров из Гжели, Жостово, Бабенок ».
- 5 -
Наш опыт работы был представлен в г.Санкт – Петербурге на выставке « Музей - детям », в г.Москве - на выставке « Интер – музей – 2003 », проходившей под девизом « Все лучшее- детям ».
Работа детского сада, музея в этом направлении продолжается и в школе, поэтому усвоение знаний идет по кругу: музей, детский сад, школа. Эта работа была отражена в методическом объединении для воспитателей подготовительных групп на тему «Формы работы по преемственности со школой», было показано занятие «Путешествие в старину» с участием школьников средней школы № 19 – выпускников нашего детского сада».
В 2005 году прошло методическое объединение для заместителей заведующих по воспитательно – методической работе, посвященное 60 – летию Великой Победы. Было показано комплексное занятие по нравственно – патриотическому воспитанию в Краеведческом музее г.Подольска.
Итоги были опубликованы в статье « Патриотами не рождаются » в местной газете «Подольский рабочий » и в газете нашего микрорайона «Ивановец». Опыт работы детского сада по патриотическому воспитанию был представлен на региональном семинаре « Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста » в 2005 году.
В 2006 году на методическом объединении для воспитателей старших групп на тему « Формирование личности ребенка с помощью музейной педагогики » провел блиц – турнир « Промыслы Подмосковья ». И опять активными участниками были наши воспитанники: они выполняли роль экскурсоводов по внутрисадовским мини – музеям, рассказывали о том, что узнали и запомнили из экскурсий в музеи.
В 2010 году в Краеведческом музее прошло методическое объединение для воспитателей старших групп на тему «Проектная деятельность в дошкольном учреждении по нравственно – патриотическому воспитанию», был представлен проект «Твои защитники», дети выполняли роль экскурсоводов. Мне очень хочется поблагодарить методиста Вуйчик Марину Анатольевну за помощь в проведении всех мероприятий.
В декабре 2011 года наши дети, педагоги и родители участвовали в 9 – х Московских областных рождественских педагогических чтениях. Были представлены совместные со взрослыми работы детей на выставке, а так же сообщение заместителя заведующей по ВМР Кузнецовой Л.В. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики» опубликовано в сборнике «Через просвещение к нравственности».
- 6 –
Для развития интереса дошкольников к экскурсиям музейные работники идут в ногу с техническим прогрессом, используют различные технические средства обучения: компьютер, телевизор, DVD, музыкальный центр.
В детский сад приходят новые дети, и работают с нами другие экскурсоводы с новыми творческими идеями, отправляются с нами в новые путешествия.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а у нас не только можно, но и нужно! В наших музеях можно бывать чуть ли не каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Дети подготовительной группы – отличные экскурсоводы и сами могут проводить экскурсии для малышей.
20 лет прошло с тех пор, как мы стали сотрудничать с Краеведческим музеем города Подольска и как приятно осознавать, что нас – маленьких экскурсантов ждут здесь, нам рады, всегда ждем новых впечатлений, экспонатов, рассказов, интерактивных игр. Огромное спасибо всем сотрудникам музея под руководством Любовь Михайловны за их труд, умение, творчество.
Методическая литература:
Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.