a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сообщение на тему «Использование музейной педагогики в работе дошкольного образовательного учреждения»

Опубликовано: 2017-01-30 20:31:28

Комитет по образованию Администрации города Подольска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 47

 

 

 

 

Сообщение на тему

«Использование музейной педагогики

в работе

дошкольного образовательного учреждения»

 

 

 

 

 

 

Составила: заместитель

заведующего по ВМР

Кузнецова Л.В.

 

Семинар в краеведческом музее

Города Подольска

2013год

 

- 1 -

  • Музей - храм муз, научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризация памятников истории, материальной и духовной культуры.
                                     (Энциклопедический словарь)
  • Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

                                                                                                                                  (По Ожегову)

 

  • Музей - это учреждение с постоянным местом расположения, которое служит на благо развития общества, будучи открытым для публики. Музеи приобретают, сберегают, изучают экспонаты, проводят выставки и презентации с целью обучения, развлечения и духовного и материального насыщения человека.

                                                                       (Из устава Международного Совета Музеев)

 

  • Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.
  • Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А.У.Зеленко. Он считал, что детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.
  • Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается, ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
  • Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.

 

      Нам  очень  повезло, что  наш  детский  сад  находится  рядом  с  таким  известным  историческим  памятником  архитектуры  и  культуры в  нашем  крае, как  усадьба  «Ивановское», где  находятся: Музей  профтехобразования  России  и  Краеведческий  музей  г.Подольска.

     Начинали работать с того, что сами педагоги отправились на экскурсию в музей, познакомились с сотрудниками музея,  с  экскурсоводами.

    

     Затем вместе наметили задачи, по которым будем работать:

     - знакомить детей с ближайшим окружением детского сада,

        - 2 -

         объектами социального назначения;

     - знакомить с некоторыми изделиями декоративно - прикладного

        искусства, художественными  промыслами Подольского края;

     - знакомить детей с археологическим и историческим прошлым

        г.Подольска,с его архитектурными  памятниками;

     - продолжать воспитывать гордость,уважение и любовь к родному

        городу,  его  историческому прошлому;

     - учить передавать полученные знания и впечатления на занятиях

        изокружка, литературно - музыкальных праздниках.

   

    Определили  разделы  занятий:

     - наш микрорайон \ его природное окружение, улицы, объекты

       социального назначения\;

     - археологическое прошлое г.Подольска \полезные ископаемые\;

     - промыслы  старины\изделия из дерева, камня, бисероплетение,фетр\;

     - мастера города Подольска \ село Бабенки, школа кружевниц поселка

       Щапово \;

     - Знаменательные даты, события прошлого г.Подольска;

     - архитектурные памятники города;

     - старый и новый город;

     - мир искусств Подольска \ поэты, писатели, музыканты, художники,

        скульпторы \;

     - народные праздники.

 

     Составили   "Перспективный план по широкому ознакомлению детей с родным краем",  наметили  формы  и  методы  реализации этого плана.  Затем  педагоги  детского сада  разработали  тематику занятий, начиная с младшей группы,  и  приступили  к  написанию конспектов, конечно же помогали и научные сотрудники Краеведческого музея и музея профтехобразования.

     Содержательный, богатый материал для занятий с детьми подобрала научный сотрудник музея, заслуженный работник культуры - Гусарева Октябрина  Андреевна и директор Краеведческого музея Слащева Любовь Михайловна. Они же проводили первые  занятия с детьми в музее, как она рассказывали...даже мы, взрослые, затаив дыхание, слушали их живой, эмоциональный рассказ. Мы много узнали  о промыслах и об умельцах Подольского края, об истории Подольской земли.

 

     Занятия проходили  в музее,  несколько занятий проводилось и  в детском саду. Вскоре появилась и эмблема детского сада – Бабенская матрешка.

 

     Материал музея носит очень глобальный характер, начиная с России, затем малая родина, все это ребенок познает в окружающей его среде, а помогают ему в первую очередь семья, а затем и воспитатели, школа, сверстники. Используются разные направления: художественная литература, музеи и мини-

- 3 -

музеи, картины и иллюстрации, путешествия с семьей, различная проектная деятельность.

    

    В ДОУ был разработан мониторинг  знаний детей о родной природе, о том, как возник город, как жили люди в старину, о ремеслах, о микрорайоне, о своей семье . Мониторинг знаний показал,  на каком уровне находятся знания детей и над чем нужно конкретно работать.

 

        В условиях детского сада невозможно создать экспозиции,соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду стали называть мини-музеями. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

 

        В связи с новыми федеральными стандартами нельзя не упомянуть и об интеграции образовательных областей  в музейной педагогике:

 

  • «Художественное творчество» (рисование, аппликация, лепка, конструирование) – организуются выставки детских работ в мини-музее, различные выставки
  • - «Познание» – организуются экскурсии, игры-занятия по ознакомлению с окружающим
  • - «Социализация» - организуются экскурсии по введению детей в мир исторического наследия, по ознакомлению с родным городом, краем
  • - «Музыка» - организуются музыкальные праздники, концерты, развлечения, посиделки

 

     Назначение экспозиций наших мини - музеев патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

 

      Любая экспозиция должна соблюдать целую логическую цепочку: восприятие, понимание, осмысливание, закрепление знаний об увиденном и то, как можно это применить на практике.

 

    Важная особенность мини-музеев участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками, поделками.

 

- 4 -

Мини – музеи несут следующие функции:

 

  • - образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
  • - развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
  • - просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
  • - воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

 

       Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, память, мышление и т.д.).

       Совместная деятельность  -  способствует  рождению поля интеллектуального напряжения каждого ребенка, эмоциональному заражению каждого,  вовлечению  детей в общественные связи и обогащению социальным опытом, предоставляет ребенку социальное пространство для проявления своей индивидуальности,  помогает выработке  образа достойной жизни и ориентирует на соблюдение норм группы.

      

         После занятий и экскурсий дети отражают свои впечатления в играх - импровизациях, в работах по изобразительному искусству,  на выставках,  на занятиях.  

     

      Рассказывая  о своей работе с музеями, мы показываем открытые занятия, распространяем опыт работы на городских  методических объединениях, на региональных семинарах .

    

       Опыт  работы  детского  сада  был  представлен  на  региональных  педчтениях  «Русские  национальные  традиции  в  воспитании  детей дошкольного  возраста », посвященных  замечательному  педагогу  и  человеку, автору программы «Народная  культура»- Пигиловой  Татьяне Александровне, в 2001 году. Участвуя в мастер – классе, было показано занятие  на  тему  « Расписная Русь, я тобой горжусь »  и   выставка « Изделия мастеров из Гжели, Жостово, Бабенок ».

        - 5 -

     Наш  опыт  работы  был  представлен   в  г.Санкт – Петербурге  на  выставке  « Музей - детям », в   г.Москве  -  на   выставке  « Интер – музей – 2003 », проходившей под  девизом  « Все  лучшее- детям ».

         

        Работа детского сада, музея  в этом направлении  продолжается  и в школе, поэтому  усвоение знаний идет по кругу: музей, детский сад, школа.  Эта работа была отражена в методическом объединении для воспитателей подготовительных групп на тему «Формы работы по преемственности со школой», было показано занятие «Путешествие в старину» с участием школьников средней школы № 19 – выпускников нашего детского сада».

 

             В 2005 году  прошло методическое объединение для заместителей заведующих по воспитательно – методической работе, посвященное 60 – летию   Великой Победы. Было показано  комплексное занятие по нравственно – патриотическому воспитанию  в Краеведческом музее г.Подольска.

    

       Итоги  были  опубликованы в статье   « Патриотами не рождаются »  в местной газете  «Подольский рабочий »  и  в газете  нашего микрорайона  «Ивановец».  Опыт работы детского сада по патриотическому воспитанию был представлен на региональном семинаре « Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста »  в 2005 году.

 

       В  2006 году  на  методическом объединении  для  воспитателей  старших групп  на  тему  « Формирование личности ребенка с помощью музейной педагогики »  провел  блиц – турнир  « Промыслы  Подмосковья ». И  опять  активными  участниками  были  наши  воспитанники: они выполняли  роль  экскурсоводов  по  внутрисадовским  мини – музеям, рассказывали  о  том, что  узнали  и  запомнили  из  экскурсий  в  музеи.

 

       В 2010 году  в  Краеведческом музее прошло методическое объединение для воспитателей старших групп на тему «Проектная деятельность в дошкольном учреждении по нравственно – патриотическому воспитанию»,  был представлен проект «Твои защитники», дети выполняли  роль экскурсоводов. Мне очень хочется поблагодарить методиста  Вуйчик  Марину Анатольевну за помощь  в проведении всех мероприятий.

 

      В декабре 2011 года наши дети, педагоги и родители участвовали в 9 – х  Московских областных рождественских педагогических чтениях. Были представлены совместные со взрослыми работы детей на выставке, а так же сообщение заместителя заведующей по ВМР Кузнецовой Л.В. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики» опубликовано в сборнике «Через просвещение к нравственности».

    

   - 6 –

      Для развития интереса дошкольников к экскурсиям  музейные работники идут в ногу с техническим прогрессом,  используют  различные технические средства обучения: компьютер, телевизор, DVD,  музыкальный центр.

     В детский сад приходят новые дети, и работают с нами другие экскурсоводы с новыми творческими  идеями, отправляются с нами в новые путешествия.

      В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а  у нас не только можно, но и нужно! В наших  музеях  можно бывать чуть ли не каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.  Дети подготовительной группы – отличные экскурсоводы и сами могут проводить экскурсии для малышей.

      20 лет прошло с тех пор, как мы стали сотрудничать с Краеведческим музеем города Подольска и как приятно осознавать, что нас – маленьких экскурсантов ждут здесь, нам рады, всегда ждем новых впечатлений, экспонатов, рассказов, интерактивных игр. Огромное спасибо всем сотрудникам музея под руководством Любовь Михайловны за их труд, умение, творчество.

 

 

Методическая литература:

Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.

М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

Оставить комментарий: