Сообщение «Приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»
Документы для скачивания
Комитет по образованию Администрации города Подольска
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 47
Сообщение
«Приобщение дошкольников
к традиционной праздничной культуре
русского народа»
Подготовила:
Воспитатель
Кузнецова Л.В.
Октябрь
2015года
Г.Подольск
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность.
В начале 90-х годов 20 века, в перестроечное время, яркой страницей в педагогике стали разработки многоступенчатого предмета «Народная культура», предложенные Татьяной Александровной Пигиловой и её сотрудниками.
В течение нескольких лет мы используем в работе с детьми материалы по блокам из книг Т.А.Пигиловой по народной культуре. Творческой группой коллектива нашего детского сада был разработан «Перспективный план по широкому ознакомлению дошкольников с родным краем», где одним из разделов были включены народные промыслы. А совсем недавно мы решили разработать блок «народные праздники». Начинали работу с того, что определили цель и задачи.
Основная цель – развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей.
Воспитательно – образовательные задачи:
- - знакомство детей с различными формами культуры;
- - воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства;
- - поддержание у детей интереса к познанию жизни своих предков;
- - содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры;
- - формирование нравственно – патриотических чувств;
- - развитие художественно – творческой активности детей.
В интегрированную работу по ознакомлению с русской праздничной культурой вошли:
- Беседы по картинкам русских художников
- Ознакомление с художественной литературой
- Праздники и развлечения
- Ознакомление с музыкальными произведениями
- Занятия по ИЗО деятельности
- Народная музыка на музыкальных занятиях
- Занятия по развитию речи
- Экскурсии в музеи
- Работа по физической культуре
- Работа с педагогами
- Работа с родителями
В 2013 году мне посчастливилось побывать на конференции, которая проводится ежегодно 25 января в Татьянин день фондом «Школы народной культуры имени Т.А.Пигиловой». Приезжают на семинары – практикумы учителя, преподающие этот предмет, начинающие и опытные. На этой встрече я познакомилась с педагогами, которые увлечены народной культурой, узнала много интересного и познавательного для себя и для своей работы: как проводятся народные праздники, народные игры, какие поделки можно изготавливать с детьми: крестьянские куклы, обереги, женские украшения. Поняла, какую ценность в воспитательно-образовательной работе несут в себе народная культура и народные традиции и что надо очень внимательно подходить к подбору материала к занятиям.
А в январе 2014 года я уже представляла свой опыт работы по народным праздникам в Академии образования в презентации «Приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа».
Знакомство с народными праздниками – эта работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, проведение народных игр, обучение детей игре на народных музыкальных инструментах и проведение самих народных праздников в детском саду. Народные праздники проводятся с обрядами, хороводами, песнями и играми - это сильнейший и обильнейший источник к познанию народной жизни.
Многие народные праздники - напрямую связаны с земледельческим циклом. Народ, не зная классической астрономии, тем не менее достаточно точно составил свой практический календарь, а основные даты закрепил в памяти в виде праздников. В свою работу мы включили не только привычные, широко известные праздники (Святки, Рождество, Масленица, Пасха), но и древние (Наум-грамотник, Петр и Павел Рябинники, Соловьиный праздник), о которых большинство людей знают лишь понаслышке. Нам хотелось оживить, возродить то, чем жили наши предки, чтобы дать возможность нашим воспитанникам почувствовать свою причастность к великому народу, который всегда умел трудиться, а потому умел и праздновать.
Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к культуре, музыке, живописи, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка. Подойдя творчески к реализации программы, нами были разработаны конспекты занятий, праздников, развлечений, занятий с народными играми, элементами театрализации, фольклора, экскурсий в музеи и практической деятельности.
Русские народные игры - привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для развития ребёнка. Игры развивают певческие навыки, различные танцевальные движения. Разученные считалки, скороговорки, попевки, речитативы делают процесс игры более интересным и увлекательным. Нами разработана картотека народных игр для детей по возрастам; план совместных мероприятий взрослых и детей по приобщению к русским народным играм.
К участию в традиционных народных праздниках и развлечениях привлекаются родители: совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам; к театрализованным постановкам, исполнение музыкальных номеров на праздниках, и подготовка номеров с детьми в домашней обстановке. Чтобы сделать их своими союзниками, внедряем интересные формы работы: родительские собрания - посиделки, совместные экскурсии в музей на праздники, народные праздники и развлечения в детском саду. Например, очень запомнилась «Масленица» - праздник с участием родителей и жителей микрорайона; родительские собрания «Капустные посиделки» и «В гостях у Хозяюшки», родителям было предложено своими руками сделать книги о капусте, о ягодах, об осенних праздниках.
Результативность работы - за время работы по ознакомлению детей с народными календарными праздниками у детей появились знания о крестьянском быте, о народных праздниках и играх, знают много народных сказок, мелодий, хороводов, песен. Дети с удовольствием участвуют во всех мероприятиях, связанных с народной русской культурой; у них развивается интерес и желание заниматься музыкальной, речевой и изобразительной деятельностью, в которой они отражают интерес к жизни и быту русского народа.
В октябре 2015 года в нашем городе был проведен семинар «Народная культура как средство формирования духовности и нравственности детей в процессе реализации образовательной программы». Семинар проходил в музее Профтехоборазования России, вместе с детьми мы показывали занятие «Покровские посиделки» с играми, хороводами, игрой на музыкальных народных инструментах; была представлена презентация и сообщение из опыта работы по народным праздникам нашего детского сада.