Районный открытый урок "Преемственность ДОУ и начальной школы"
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Открытое занятие «СКАЗОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Основные задачи открытого занятия:
- Воспитательные:
воспитание культуры поведения, умения вести себя в коллективе.
- Образовательные:
обучение элементам техники выразительных движений: умению правильно выражать эмоции удивления, страха, грусти, радости посредством мимики.
- Развивающие:
развитие познавательных способностей и эмоционально-личностной сферы детей:
способности эмоционально откликаться на «нелепость» рисунка и умения объяснить смысловые ошибки изображения;
ориентировки в пространстве;
быстроты реакции;
координации слова с движением;
обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
развитие у детей внимания;
развитие наглядно-образного мышления;
развитие пальцевой моторики.
- Коррекционные:
коррекция длительного плавного выдоха;
Основные принципы в работе:
Отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.
Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его
ценность, значимость, уникальность.
Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
Положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.
Большое внимание на занятиях уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы, так как самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослых.
Создание на занятиях чувства безопасности, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои чувства и эмоции.
Основные методы обучения
Беседа;
Импровизация;
Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;
Мимические этюды;
Коммуникативные упражнения;
Психомышечная тренировка;
Физкультминутка для развития пальцевой моторики;
Развивающие упражнения;
Использование наглядных пособий.
Материал:
Разноцветные бумажные кораблики;
Емкости с водой;
Пиктограммы с изображением эмоций удивления, страха, грусти;
Костюмы медведя, зайца;
Картина «Нелепицы»;
Конверты;
Тетради на каждого ребенка;
Разрезная картинка «Солнышко»;
Аудиозаписи «Звуки моря», М. Пляцковский « Улыбка»;
Волшебная палочка;
Угощения; Рисунки островов( ватман ).
Для проведения занятия необходимо просторное помещение с ковровым (мягким) покрытием.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Играет музыка и входят дети.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный день. Мы с вами отправимся в путешествие и побываем на островах, где встретимся с разными героями. Нас ждут невероятные приключения и множество загадок. Если мы их разгадаем, то в конце путешествия сможем открыть секрет хорошего настроения. Вы готовы отправиться в путь?
Дети: да!
Воспитатель:Для этого нужно выбрать себе кораблик, на котором вы хотели бы плыть, произнести волшебные слова и запустить его в море. Таз наполненный водою - это море голубое, И плывут там не скорлупки- Это шлюпки, это шлюпки! Наклоняюсь к парусам Вместо ветра дую я.
Дети выбирают кораблик понравившегося цвета и запускают его в воду. Дуют на него, чтобы он поплыл.
Воспитатель: Молодцы! Вот мы с вами приплыли на первый остров. Как вы думаете, ребята, как он называется? (Дети смотрят на пиктограмму).
Дети: Удивление.
Воспитатель: Правильно. А вы умеете удивляться?
Дети изображают эмоцию удивления с помощью мимики (рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты).
Воспитатель: На этом острове живет необычное, удивительное животное. Посмотрите на него и познакомьтесь с ним.
Дети: Как тебя зовут?
Необычное животное Я сам не знаю. Помогите мне разобраться, кто я такой.(Одет в костюм: голова от медвежонка, туловище от зайца).
Воспитатель: Ребята, чтобы помочь нашему герою, надо решить небылицы.
Воспитатель раздаёт на столы картины-небылицы. Дети по-очереди говорят, что неправильно изображено на картинке. В это время необычное животное, незаметно переодевается в костюм медвежонка.
Воспитатель .Молодцы, ребята. Вы все правильно определили. Ой, посмотрите, что же произошло с нашим героем?
Дети: Он стал медвежонком!
Необычное животное Спасибо вам, ребята. Вот вам за это волшебный конверт.
Воспитатель Ребята, возьмем конверт с собой и отправимся на второй остров. Для того что бы нам добраться до следующего острова необходимо выполнить следующее волшебное задание. (Дети выполняют физкультминутку «Море»).
Физкультминутка «Море»
МОРЕ
По морю гуляют волны, одна маленькая волна, другая маленькая волна:
Волнообразные движения правой и левой рукой по-очереди.
Вот большая волна, цунами:
Сцепив руки в замок выполнять волнообразные движения двумя руками сразу.
По волнам плывут дельфины - мама и папа:
Синхронные волнообразные движения руками вперед.
Один нырнул, другой вынырнул:
Попеременные волнообразные движения руками вперед.
За ними плывут их дельфинятки - сыночек и дочка:
Синхронные волнообразные движения кистями рук.
Один нырнул, другой вынырнул:
Попеременные волнообразные движения кистями рук.
Вот плывут их хвостики:
Руки в кулаки, большие пальцы делают круговые движения вместе.
Вот один плавничок, а вот другой:
Руки в кулаки, указательные и средние пальчики делают круговые движения вместе.
А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так:
Кулаки сжать - разжать несколько раз.
Все они смеются, радуются, и танцуют:
Потрясти руками.
Воспитатель. Приплыли! Посмотрите на эмблему этого острова. Как вы думаете, как он называется?
Дети: Остров Страха.
Воспитатель. Давайте попробуем изобразить эмоцию страха на своем лице.
Дети изображают чувство страха с помощью мимики (глаза широко открыты, брови приподняты, рот открыт).
Воспитатель. Ребята, а кто это там?
Дети: Мальчик.
Воспитатель. Давайте спросим, что с ним случилось?
Мальчик-герой. Ребята, я не слушался маму, убежал от нее и потерялся. Я не могу найти дорогу. Кругом темно. Мне страшно, я боюсь.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, чтобы не потеряться, что нужно знать?
Дети: Домашний адрес.
Воспитатель. А кто знает свой домашний адрес? (Дети отвечают). А знаете ли вы адрес нашего детского садика? (Дети отвечают).
Воспитатель. Молодцы! А теперь давайте поможем мальчику найти дорогу домой. У вас на столах лежат волшебные карты, пододвиньте их к себе и возьмите простые карандаши. Теперь найдите точку отправления и следуя моим указаниям внимательно выполняйте задания. Игра «Пройди лабиринт»
Мальчик: Спасибо вам, ребята.
Я нашел дорогу домой. Теперь мне не страшно. Вот возьмите волшебный конверт. Он вам пригодится.
Воспитатель. : Поплыли дальше. Ребята, что бы доплыть до третьего острова, необходимо выполнить следующее волшебное задание. Я буду давать вам задания по картинкам, а вы внимательно слушайте и выполняйте задания.
До 5 считаем, руки мы сгибаем;
Сколько звёздочек морских, столько раз подпрыгни ты;
Сколько рыбок будет в круге, столько раз поднимем руки;
Сколько водорослей зелёных, столько сделаем наклонов;
Сколько камешков морских, столько раз присядем мы.
Воспитатель. Смотрите, на горизонте появился последний третий остров. Это необычный остров - заколдованный. Все его жители все время плачут. Посмотрите на эмблему этого острова. Какое чувство на ней изображено?
Дети: Грусть.
Воспитатель. Правильно, ребята. А вот одна из жительниц этого острова.
Грустинка: Я, маленькая Грустинка. Я знаю зачем вы приехали — давайте поревем вместе.
Дети вместе с Грустинкой изображают эмоцию грусти (брови
приподняты и сдвинуты, уголки губ опущены).
Воспитатель. Стоп, стоп, стоп. Ребята, это же волшебный остров Плакс. Вот видите, вы уже поддаетесь волшебству. Мы же с вами добрые волшебники. Может быть, мы сможем помочь маленькой Грустинке. Но, как же тебе помочь, Грустинка?
Грустинка: Меня может расколдовать волшебная картинка. Но у меня есть только два кусочка. Злая колдунья, заколдовавшая наш остров, раскидала остальные кусочки на других островах.
Воспитатель. Ребята, а давайте посмотрим, что лежит в волшебных конвертах.
Дети открывают конверты, находят остальные кусочки.
Воспитатель. Нам нужно сложить эти кусочки правильно и тогда мы расколдуем остров Плакс.
Дети складывают картинку, на которой изображено улыбающееся солнышко.
Воспитатель. Ребята, как же перестать грустить?
Дети: Нужно улыбнуться друг другу. Звучит музыка М.Пляцковского «Улыбка».
Воспитатель. : Правильно. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение.
Воспитатель. : Ребята, нам пора возвращаться. Давайте немного отдохнем перед дорогой домой. Дети садятся за столы. Сейчас я дотронусь до каждого из вас волшебной палочкой и вы заснете. А когда проснетесь, очутитесь опять в своей группе.
Дети ложатся и закрывают глаза. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель. Открыли потихоньку глаза и потянулись. Ребята, а вам понравилось наше путешествие? А что больше всего? (Ответы детей). Давайте поблагодарим друг друга. Спасибо.
Грустинка: Спасибо вам, ребята. Вот вам угощение. Но это не просто гостинцы, на каждом угощение нарисованы эмоции. Грустинка раздает детям угощение. Уходит.
Воспитатель. На этом наше путешествие подошло к концу.