Обобшение педагогического опыта работы.
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 « Дюймовочка » ст. Б рюховецкой муниципального образования Брюховецкий район Обобщение педагогического опыта воспитателем младшей возрастной группы М. И. Ревиной по теме: «Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными». 4 февраля 2017г. В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания наших детей. Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке жука или улитку. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном. Одновременно нельзя забывать и о том, что успех в воспитании невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый ч еловек, в том числе и маленьки й- неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера. Все педагоги знают, что ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес. Поэтому первая и главная задача воспитателя – сначала заинтересовать ребенка, а уж потом говорить об объекте, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире. Все мы знаем, что детей легче всего заинтересовать не готовыми знаниями, а играми, загадками, проблемными ситуациями, задачами. В окружающей нас природе их так много, что мы разгадываем их всю жизнь. Но чаще всего мы предпочитаем знать то, что лежит на поверхности наших представлений. А ведь решать задачи и отрывать что- то новое можно по- разному. Можно гадать – так в природе или нет? Можно слушать взрослого или сверстника, можно призвать на помощь фантазию и придумать, как это могло бы быть. Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее дело сложное. Для этого мы – педагоги должны сами уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому нашему движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам, хорошо отмечают положительные и отрицательные действия взрослых. Некоторое время назад наблюдалось противоречие: дети, проживающие в сельской местности, имели преимущество перед городскими детьми- у них была возможность познакомиться с домашними животными «напрямую»( лошади, козы, коровы, кролики) . Однако в настоящее время картина изменилась, и, следовательно, объем знаний и представлений воспитанников младшей группы о домашних и диких животных ограничен. Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание- это познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Содержание работы нашего детского сада по ознакомлению дошкольников с представителями животного мира носит традиционный характер, направлено больше на подачу детям конкретных знаний, что не способствует развитию творческого и исследовательского поиска. Работая над опытом работы, изучив различную литературу по экологической тематике, я обратила внимание на такой прием, как выявление и разрешение экологических противоречий. В чем его суть? Выявление противоречий позволяет ребенку выявить самую суть проблемы, поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые помогут решить эту задачу так, чтоб не навредить окружающим. Выяснить почти самостоятельно, не только как это всегда бывает, но и почему это так происходит. Основная формулировка противоречий звучит не сложно – даже дети младшего дошкольного возраста быстро ее осваивают и охотно ее используют в своих дальнейших рассуждениях. Основа рассуждения такова: если я( или кто- то) сделаю что- то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет и плохого. Если наоборот: я( или кто- то другой) не сделаю что- то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет и плохого. Решить противоречие – значит, найти такое действие, которое будет обеспечивать все необходимые основные и дополнительные требования для решения возникшей задачи. Есть масса приемов и принципов разрешения противоречий, которые дети сначала с подачи взрослого, а потом и самостоятельно используют. Экологическое воспитание должно содержать не только информационный материал, но и будить воображение дошкольников, опираться на наглядно – зрительные игровые образы. Например, рассматривая с малышами картинку «Ежи», мы пытались выяснить колючие иголки у ежа, это хорошо или плохо. И пришли к выводу: для ежика хорошо, ему будет удобно носить на спинке яблоки и грибы, его не обидят лиса и медведь. А нам, ребятам, не очень хорошо – ежа не погладишь, не возьмешь в руки, уколешься. Или, разгадывая загадку «Летом- серенький, зимой – беленький? » я, не просто сообщала детям, что к зиме шубка зайчика становиться белой, а акцентировала внимание дете й- для чего так происходит в природе, следовательно для кого это польза, для кого вред. В основу игр с младшими дошкольниками для формирования нравственно- оценочного опыта поведения в природе мы вкладываем определенные ситуации. В ходе игр уже с младшими дошкольниками мы обсуждаем последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстников. Остановлюсь на некоторых играх, известные многим педагогам, и которые я применяю в работе с детьми младшей разновозрастной группы: Игры на развитие чувственного восприятия: «На что похоже? ( ассо циации по цвету, форме, размеру) , «Узнай по запаху», «Какой овощ ты съел? », «Узнай по описанию( по контуру) животное( овощи или фрукты) ». Начинаю использовать при этом схемы, модели, символические рисунки. Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира: « Чем похожи и чем отличаются? », «Назови одним словом», «Рыбы, птицы, звери», «Дерево во все времена года», «Кто медведя весной разбудил? » и другие, с использованием опорных картинок, альбомов. Игры по формированию основ экологического самосознания: «Что будет, если…. », «Хорошо- плохо», «Один- хорошо, мног о- плохо», «Откуда пожар пришел? », «Если бы я стал деревом, бабочкой, зайчиком»( ребята рассуждают, кого бы боялся зайчик, где бы жил и т. д. ) . Для поддержания интереса и вызова эмоционально- положительного отклика у малышей использую так же загадки, потешки, небольшие стихи, физминутки и пальчиковые игры. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений и формирует определенные свойства личности. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний. Мною были разработаны презентации: «Дикие животные», «Кто живет в зоопарке», «Животные наших лесов», «Мамы и их детки». Для успешной реализации поставленных задач мною разработаны: - примерный план проведения дидактических игр младшей разновозрастной группы; - картотека дидактических игр на развитие чувственного восприятия, на познание и классификацию объектов окружающего мира, а также игры природоведческого характера; - создана картотека, включающая подборку физкультминуток, загадок и стихотворений о домашних и диких животных; - разработаны консультации для родителей на экологическую тематику. Следует отметить: игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Осуществляя работу по ознакомлению младших дошкольников с миром природы, важным условием её эффективности считаю связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными: во многих домах держат собак, кошек, рыб и др. Поэтому, я даю родителям рекомендации по использованию художественной литерату ры природоведческого содержания; по организации взрослыми совмест ных наблюдений и игр во время прогулок по дороге домой и в детский сад. Предлагаю практические советы по уходу за животными, их содержанию дома, организации живого уголка. Кроме того, я советовала родителям не забывать давать положительную оценку любому проявлению детьми заботы, подавать собственный пример заботливого и бережного отношения к животным. В целях педагогического просвещения родителей в уголок для родителей были помещена информация по темам «Значение домашних животных для нравственного воспитания ребёнка», «Правила поведения по отношению к животным», «Если дома есть животное», «Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы- наши друзья» и другие. Была создана папка – передвижка «Животные – наши друзья», «Лекарственные растения», «Поиграем вместе», организована выставка книг природоведческого содержания. Повышают уровень экологической культуры совместные выходы с родителями и детьми в природу, посещение музеев, а также выставки поделок и рисунков( «Умелые руки не знают скуки», «Осенние фантазии») . Используя дидактические игры о животных в своей работе, мы расширили и обогатили знания детей о животном мире, у детей стали ярко проявляться познавательные интересы, вопросы: «Зачем? Почему? Где? », сформировался широкий круг представлений о жизни различных животных. В результате наблюдения и ежедневного общения с детьми я могу отметить, что в процессе проведения различных дидактических игр у детей сформировались элементарные знания о жизни домашних и диких животных. Таким образом, я могу сделать вывод, что начиная формирование экологических знаний у детей с младшего дошкольного возраста, мы способствуем активизации словаря, развитию психических процессов( воображения, памяти, мышления, внимания, повышению в будущем уровня экологической культуры, нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.