Гиперактивные дети.
Документы для скачивания
Импульсивность - это особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций.
Импульсивный человек не продумывает своих действий , не взвешивает всё « за» и « против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях. Однако нельзя говорить об импульсивности как об изолированном проявлении эмоциональных нарушений. Импульсивность является одним из проявлений синдрома дефицита внимания гиперактивности ( гипер – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы, а слово « активный» означает « действенный», « деятельный»).
В психологическом словаре внешними проявлениями гиперактивности указываются невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность.
Гиперактивности обычно сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка; при этом уровень интеллектуального развития детей не зависит от степени гиперактивности и даже может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются у детей в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни.
Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми, профессор Ю.С. Шевченко, « ни одна таблетка не может научить человека, как надо вести себя2. Неадекватное поведение возникает в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться».
1
Вот тут-то и должны прийти на помощь психолог и воспитатели, которые только в тесном контакте с родителями могут научить ребёнка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребёнком, знает, сколько хлопот и неприятностей он доставляет окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребёнок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребёнку трудно сидеть долго неподвижно, не ёрзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы, наказания, на которые так щедры взрослые, не способны скорректировать его поведение, а порой они даже становятся источником новых конфликтов. Кроме того, такие наказания способствуют формированию отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребёнок, и взрослые, и дети с которыми он общается.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребёнок стал послушным и покладистым, не удавалось ещё никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ними вполне посильная задача для взрослых.
Как выявить гиперактивного ребёнка? (критерии гиперактивности)
- непоследователен;
- не слушает, когда к нему обращаются;
- избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;
- часто забывает;
- постоянно ёрзает;
- проявляет признаки беспокойства ( барабагнит пальцами, двигается в кресле, бегает постоянно)
- начинает отвечать, не дослушав задание;
- не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговор;
- плохо сосредотачивается, прерывает разговор;
- 3-
- не контролирует свои действия;
- плохая координация, недостаточный мышечный контроль;
- неуклюж, часто роняет вещи:
- ломает игрушки;
- проливает жидкую пищу и т.д.
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных выше признаков, можно предположить ( но не поставить диагноз), что ребёнок гиперактивен.
Педагог может в тактичной форме посоветовать родителям обратиться к психологу и невропатологу. Ответственность за постановку диагноза может поставить только врач.
Как помочь гиперактвному ребёнку?
Появление гиперактивного ребёнка сразу осложняет жизнь в детском саду, всего коллектива. Он мешает проводить занятия, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает воспитателя. Безусловно, даже самого терпеливого педагога это может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребёнком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.
Итогом такой работы может стать выработка единой стратегии воспитателей и родителей.
Каждый раз нужно анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого ребёнка, стратегию взаимодействия. Это, конечно, очень ответственный шаг. Ведь если выбор окажется неверным, положение ребёнка в коллективе и дом может только ухудшиться. Поэтому возникает потребность совместной работы медиков, психологов, педагогов.
Иногда, даже работая в одном ключе, педагоги не могут добиться желаемого результата.
Гиперактивный ребёнок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы, поэтому сначала обеспечить тренировку одной функции.
-4-
Например, если вы хотите, чтобы ребёнок был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ёрзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребёнок, конечно, постарается какое-то время вести себя хорошо, но уже не сможет сосредоточиться на задании.
В другой раз в подходящей ситуации вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребёнка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребёнка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше попытаться научить его выплёскивать энергию приемлемыми способами: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, спортивными и подвижными играми.
Гиперактивному ребёнку легче заниматься в первую половину дня, чем вечером, а также в начале занятия, чем в конце.
Нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка. Если дети в группе д\с могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребёнок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять продолжать занятие дальше. Пользы это не принесёт Разумно переключить его на другой вид деятельности.
Ребёнку старшей группы, удобно будет если занятие разделить на части, например, если занятие разделить на части. Провести гимнастику для пальцев.
Психологи заметили, чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребёнка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребёнка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.
В процессе обучения, особенно на первых порах. Такому ребёнку очень трудно следить за аккуратностью в работе. Педагог может снизить требовательность к выполнению
-5-
работ, это позволит сформировать у ребёнка чувство успеха, а как следствие учебную мотивацию. Когда воспитатель даёт новое задание, то именно гиперактивному ребёнок нужно « дать озвучить» задание, правило его выполнения, рассказать сверстникам, как надо это сделать. Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться через каждые 15-20 минут. Один из вариантов поощрения – выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды.
Правила работы с гиперактивными детьми:
- работать в первую половину дня, а не вечером;
- уменьшать нагрузку ребёнка следует по времени, но не облегчать её.
- делить работу на более частые, а не на длительные периоды;
- снизить требования к аккуратности;
- посадить во время занятий со взрослым;
- использовать элементы массажа, прикосновения, поглаживания;
- давать короткие, но чёткие конструкции;
- предоставлять возможность выбора;
- оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
Взрослые, избежав эмоциональной вспышки, смогут лучше понять ребёнка, который так нуждается в их поддержке.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий