Доклад Развитие речи
Документы для скачивания
Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования( ФГОС ДО) . Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по- прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, Содержание образовательной деятельности речевого развития в ФГОС ДО овладение речью как средством общения и культуры, ( это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим) , обогащение активного словаря, ( происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно- тематическом планировании работы) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, ( наша связная речь состоит из двух частей- диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения) развитие речевого творчества, ( работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, ( Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения- слушания, книга должна стать спутником детей) формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, ( ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи) Принципы развития речи: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип коммуникативно- деятельностного подхода к развитию речи, принцип развития языкового чутья, принцип формирования элементарного осознания явлений языка, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной языковой практики. Методы развития речи: 1. Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности( Наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам) 2. Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. 3. Практические: дидактические игры, игры- драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Средства развития речи: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи на занятиях, художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр, занятия по другим разделам программы. Основные направления работы по развитию речи детей Все задачи развития речи детей дошкольного возраста( обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Развитие связной речи: решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи- диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог( спрашивать, отвечать, объяснять и др. ) , пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т. д. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей. Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения. Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Именно поэтому определение направлений педагогического воздействия и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Успешное решение этих задач возможно только при комплексном подходе к их рассмотрению, а также при создании необходимых условий для речевого развития детей, при тесном сотрудничестве всех участников воспитательно- образовательного процесса. Так же о дно из значимых направлении системы дошкольного образования является: Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с художественной литературой. Цель: формирование интереса и потребности в чтении( восприятии книги) Задачи: вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщать к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте развитие литературной речи. Формы чтение литературного произведения, рассказ литературного произведения, беседа о прочитанном произведении, обсуждение литературного произведения, инсценирование литературного произведения, театрализованная игра, игры на основе литературного произведения, продуктивная деятельность по мотивам прочитанного, сочинение по мотивам прочитанного, ситуативная беседа по мотивам прочитанного. Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову: ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция, в отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда, создание по поводу художественной литературы детско- родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно- исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско- родительских праздников и др. , отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения. Воспитание звуковой культуры речи, одна из важных задач дошкольных учебных учреждений, так как именно дошкольный возраст наиболее сензитивный. Звуковая культура речи сочетает в себе: развитие речевого дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, постановку и уточнение произношения звуков, выработку нормального темпа, ритма речи, развитие выразительности речи, развитие фонематического слуха, воспитание навыков звукового анализа и синтеза. Звуковая культура речи является частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель и родители. Перед педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка; воспитание выразительности детской речи. Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи. Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы: Работа должна проводиться систематически, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными; Работа должна вестись поэтапно в течение дня во всех видах деятельности. Это, дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка; При организации развивающей работы, должны учитываться индивидуальные особенности ребенка ( темперамент, способности) . В настоящее время обучение грамоте осуществляется аналитико- синтетическим методом. Само название говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В его основе лежит изучение звуков живой речи; метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки ( анализ) , наряду с чем осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д. ( синтез) . Однако педагогические наблюдения показывают, Дошкольники затрудняются делить предложения на отдельные слова. У детей старшего дошкольного возраста слабо развит фонематический слух. Затруднятся делить слова на слоги. Недостаточно сформированы умения выполнять звуковой анализ. Затрудняются давать характеристику звукам. Не выделяют ударный гласный в словах. Не подбирают к звуковым моделям соответствующие слова. На основе проведенного анализа недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности были выявлены противоречия: согласно федеральному государственному образовательному стандарту на этапе завершения дошкольного образования одним из критериев является сформированная аналитико – синтетическая активность, ребёнок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, может выделять звуки в словах, однако существующая практика не достаточно реализует эту работу в системе. Необходимо изменение в системе работы со старшими дошкольниками по развитию звуковой аналитико – синтетической активности посредством использования игровых технологий, а также усовершенствование работы педагогов по взаимодействию с семьями воспитанников, организация предметно- развивающей среды, с вариативностью дидактических пособий, которые бы стимулировали игровую деятельность детей. В оспитательно — образовательная деятельность по формированию звуковой аналитико — синтетической деятельности должна строиться: с учётом интеграции образовательных областей; в соответствии с возрастными, индивидуальными психическими и физиологическими особенностями воспитанников; планово, систематически, постоянно; с охватом различных видов деятельности; должно осуществляться в ходе непосредственно- образовательной деятельности с учётом дидактических принципов, в ходе режимных моментов; на мотивации детей к самостоятельности; в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. Образовательный процесс, направленный на формирование звуковой аналитико- синтетической деятельности строится на основании перспективного планирования по следующему принципу: непосредственно- образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа, взаимодействие с семьями воспитанников. Работа по формированию звукового анализа и синтеза предполагает последовательное использование специальных упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия, то есть на дифференциацию фонем, имеющих сходные характеристики в произносительном и слуховом плане. Это выделение звука на фоне слога, определение наличия и места звука в слове, определение места звука по отношению к другим ( какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове) , выделение звука в предложении, в тексте. Обогащение активного словаря Задачи: - расширять, уточнять и активизировать словарь в процессе чтения произведений художественной литературы, показывая детям красоту, образность, богатство русского языка; - обогащать словарь детей на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности; - побуждать использовать в своей речи, обобщающие и родовые понятия( к «обобщающим словам»( или «родовым понятиям») относятся известные всем нам слова, обозначающие какой- то класс предметов: овощи, фрукты, грибы, транспорт, мебель, цветы, одежда, головные уборы, инструменты, игрушки, посуда, деревья, кустарники, травы и другие) . - р асширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы( существительные, глаголы, прилагательные) ; - активизировать словарь прилагательных и глаголов через синонимы и антонимы; ( Сино́нимы — как правило, принадлежащие к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение: к слову веселый — радостный, праздничный, ликующий, радужный. Антонимы — слова, принадлежащие одной части речи, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположное значение: бедный- богатый, легкий- т яжелый) ; - поощрять стремление детей подбирать слова- синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания; - объяснять и использовать переносное значение слов и побуждать использовать в своей речи для более точного и образного выражения мысли( Переносное значение слова может закрепиться за предметом( признаком, действием) и стать его прямым значением: носик чайника, ручка двери, ножка стола, корешок книги ) ; - знакомить с многозначными словами и словами- омонимами и с фразеологическими оборотами( омонинимы- слова у которых одно и то же и произношение, но значения разные: коса( у девушки, инструмент) , ( Фразеологический оборот —в ыражение, состоящее из двух и более слов и воспроизводимое также, как слово, фразеологизм указывает на соотнесённость с определённой реалией: бить баклуши( бездельничать) , седьмая вода на ки селе( сомнительное родство) . Развитие речевого творчества В подготовительной к школе группе наряду с такими занятиями по развитию связной речи, как пересказ; рассказывание с использованием игрушек и предметов; по картине; на темы из личного опыта, включается рассказывание по предложенным сюжетам или творческое рассказывание, и как часть этого вида – сочинительство и переделывание сказок. Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию, является вопрос о выборе сюжета. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумывать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности. Дошкольники любят сочинять сказки, в которых действуют их любимые игрушки и сказочные персонажи. Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены самые разнообразные сюжеты сказочного характера. Овладение детьми навыками творческой продуктивной речевой деятельности способствует развитию фантазии и воображения ребенка; памяти и внимания, развитию восприятия; активизации и обогащению словарного запаса; при этом совершенствуется структура речи и произношение; усваиваются нормы построения предложения и целого текста, а также происходит активизация мыслительной и речевой деятельности детей. Вывод: В с оответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно- образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе! ». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести: здоровье сберегающие технологии; технологии проектной деятельности технология исследовательской деятельности информационно- коммуникационные технологии; ( сегодня ИКТ начинают занимать свою нищу в воспитательном - образовательном пространстве ДО, компьютерные программы, интерактивный DVD, система презентаций по развитию речи, компьютерные игры) личностно- ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя игровая технология технология ТРИЗ Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.