Мастер-класс
Документы для скачивания
Тема мастер-класса: Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения в условиях ФГОС
Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов.
Задачи:
- Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей.
- Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе работы.
Программа:
- Обобщение педагогического опыта по теме.
- Отрабатывание утрированного чтения слогов и письмо с их проговариванием.
- Рефлексия опыта:
Б) что взял полезного (интересного).
В) чем запомнился мастер-класс.
Требования ФГОС предусматривают готовность младшего школьника решать познавательные задачи, для этого одним из необходимых компонентов является осмысленное чтение.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. А так как в нашем детском саду детям не оказывается своевременная и квалифицированная помощь в преодолении речевых нарушений, да и отдаленность нашего села не позволяет родителям организовать получение помощи в специализированном учреждении, цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что на пороге школы мы обнаруживаем до 80% первоклассников, имеющих нарушения речевого развития. Поэтому в своей работе нам приходится сталкиваться не только с профилактикой, но и с преодолением нарушений письма и чтения. К тому же у школьников с проблемами обучения письму и чтению часто не сформированы мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение и др.) В этом случае призывы педагога «не ленись», «больше занимайся» не приносят пользы ученику, т.к. он не понимает, как же ему лучше заниматься, и учится, если он и так учит уроки до позднего вечера. Школьников 2-5-х классов важно обучать основным мыслительным операциям – анализу, сопоставлению и объединению понятий по сходным признакам, обобщению и установлению разных видов логических связей. Все эти операции составляют основу для рассуждений и умозаключений.
Работая логопедом в массовом учреждении, хочется отметить сложности, с которыми сталкиваюсь ежедневно. В первую очередь, это то, что логопед встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно, как это принято в речевых учреждениях.
Занятия кратковременные (20-40минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на небольшой срок обучения. Логопед вынужден включаться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети речевых школ.
Поэтому передо мной встала необходимость подбора собственной системы работы не только над звукопроизношением, но и по коррекции и профилактики нарушений письма и чтения у учащихся начальных классов. За основу своей работы я взяла методику Натальи Генриховны Свободиной. Которая предлагает для профилактики и коррекции чтения и письма использовать таблицы.
На первом этапе работы используем буквенные таблицы. При этом мы сначала работаем с буквами, которые при чтении можно петь, интонировать, а после с таблицей, где согласные буквы нельзя интонировать. Буквы Я, Е, Ё, Ю при чтении не тянем.
На втором этапе работы используем таблицы с закрытыми слогами.
Далее работаем с открытыми слогами, после отрабатываем использование Ь и работаем по таблицам с открыто-закрытыми слогами.
На третьем этапе работаем с таблицами слов: существительных, глаголов.
Практическая часть
Сегодня я хочу вам предложить поработать по таблице с закрытыми слогами.
- Чтение слогов по строчкам (не более 2-4 строк). Читаем четко, не спеша, не оглушая последний звук. Письменная работа ведется с прочитанными слогами.
- Письмо слогов под диктовку с утрированным проговариванием вслух (7-10 слогов).
- Предполагаем от какого слова могли «оторваться» эти 2 буквы. Начинаем со слов, в которых эти буквы стоят в конце. Записываем только односложные или двусложные слова, без стечения согласных и мягкого знака.
- Записать слова, в которых эти две буквы стоят в середине слова.
Подводя итоги мастер-класса, я благодарю вас за совместную деятельность, активное участие в освоении приёмов обучения чтению и письму. Надеюсь, что мой опыт будет полезен вам в построении собственной системы работы по профилактике и коррекции нарушений письма и чтения у детей.