a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе. Тема: «Невидимка-воздух»

Опубликовано: 2017-02-02 22:15:40

Документы для скачивания

МБДОУ « Зубово- Полянский детский сад №6 «Березка» комбинированного вида» Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе. Тема: «Невидимка- воздух» Подготовил: воспитатель Трунькина С. А. 2016 год Задачи: Образовательные: - подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; - дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами( невидим ый, лёгкий, не имеет запаха) , а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; - способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; - способствовать формированию у детей познавательного интереса; - обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; - учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов. Развивающие: - развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность; - развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности; - развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитательные: - воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; - воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде, - воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами. Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты. Предшествующая работа: - наблюдения за ветром; - проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха; - эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка; - изготовление корабликов с парусами, вееров. Оборудование: - полиэтиленовые мешочки( по количеству детей) ; - стаканчики с водой, коктельные трубочки( по количеству детей) ; - мыльные пузыри( по количеству детей) ; - игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые( пустые внутри) ; - 2 подноса; - сундучок Кузи; - игрушка « Домовёнок Кузя» и ширма; - кораблики из пенопласта с бумажными парусами; - сосуд – «море» для корабликов; - салфетки бумажные( по количеству детей) ; - веера( по количеству детей) ; - апельсин, чеснок, чеснокодавилка; - воздушные шары( по количеству детей) ; - таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов Ход занятия Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку: Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Что это? Дети: Воздух! Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. ( п одходят к лаборатории) Домовёнок Кузя( появившись из- за печки) : Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать? Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе. Кузя: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята? Воспитатель: Скажите, ребята, Кузе, вы видите воздух вокруг нас? Дети: Нет, не видим. Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух? Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. Кузя: Вот- вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Воспитатель: Погоди, погоди, Кузя! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Кузя: Ой, всё- то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть! Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё- таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Дети: Да. Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Дети: Он пуст. Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? Дети: В нём нет воздуха. Воспитатель: Смотри, Кузя! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Кузя: А мне этот мешочек что- то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! Воспитатель: Конечно, Кузя! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Кузя: Значит, если внутри чего- то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спря тался воздух? Дидактическая игра «Где спрятался воздух? »( дети поочерёдно достают из Кузиного сундучка игрушки и раскладывают на 2 подноса) Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Кузе! Теперь ты знаешь, Кузя, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть. Кузя: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть? Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим? Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Дети: Выходят пузырьки. Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать? Дети: Мыльные. Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем. Ф/ м «Мыльные пузыри»( под музыку) Воспитатель: Кузя, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей? Кузя: Конечно, же мыло! Воспитатель: Ребята, прав ли Кузя? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе. Кузя: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос? Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? Дети: Нет. Опыт 3. С салфеткой. Воспитатель: А с салфеткой видно? Дети: Да. Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер? Игра « Кораблики» Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы. Кузя: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Опыт 4. С веером. Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? Дети: В лицо дует ветерок. Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась. Кузя: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет! Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Опыт 5. С апельсином и чесноком. Кузя: Ой- ёй- ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать. Воспитатель: Что ты, Кузя! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут. Опыт 6. «Не дышу» Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Воспитатель: Кузя, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко. Кузя( говорит, а воспитатель показывает иллюстрации) : Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе! Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим; Чтоб увидеть воздух, его надо поймать( рис. 1) ; Что воздух легче воды( рис. 2) ; Что воздух есть внутри пустых предметов; И даже внутри людей( рис. 3) ; Без воздуха ничто живое не может жить; А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи( рис. 4, 5) ; А ещё я наконец- то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха( рис. 6) ; Воспитатель: А на следующем занятии я расскажу о том, почему одни воздушные шарики остаются на земле, а другие улетают высоко в небо( рис. 7) . И ещё о том, как можно на воздушных шарах путешествовать по воздуху( рис. 8) . Кузя, куда ты исчез? Что ты там делаешь? Кузя: Я тут! ( дует) . Я надувал воздухом шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания! Воспитатель: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!

Оставить комментарий: