"Всегда ли мы правы"
«Всегда ли мы правы?»
Прежде, чем делать вывод о поведении ребенка и, в частности, его агрессивных формах, давайте посмотрим на себя со стороны, а может мы сами даем тому повод?!
Речь пойдет об ответных реакциях ребенка на наши ошибки в общении с ним. Всегда ли мы внимательны к особенностям развития малыша? Не слишком ли мы требовательны к нему?
Думаю, многим знакома такая ситуация:
- Одевай брюки, - говорит мама,
- Не могу, - отвечает сын.
Мама: «Я сколько раз буду повторять, быстро одевайся!».
Сын: «Не могу».
Мама: «Я сказала - немедленно оделся!»
Сын (устрашающим голосом, топая ногами): «Я сейчас тебя убью!»
Вариаций у этой ситуации много, а ошибка одна. Адекватно оценивайте возможности ребенка, не возлагайте на него непосильного груза. Ведь и сами мы становимся раздражительны и агрессивны, если перед нами поставить слишком сложную задачу.
Мы хотим, чтобы 4 годовалый ребенок находил конструктивные способы выхода из конфликта. Мы в 10 раз старше него, всегда ли мы правы конфликтуя с малышом? Давайте посмотрим…
Отец с дочкой опаздывают в детский сад. Малышка бежит, огибая лужи.
- Дай руку, иди рядом, - говорит отец.
- Я бабочка, мне надо летать, у меня крылья и нет рук, - отвечает девочка.
- Быстро дай руку и идем!
- Ну, папа…
Отец хватает дочь за руку. Девочка с силой наступая в лужу: «тогда я буду всех брызгать!»
Разве нельзя было в данной ситуации уступить ребенку, его желаниям и фантазиям? Ведь по большому счету девочка не ущемляла ни чьих интересов, передвигалась быстро, бежала, аккуратно огибая лужи. Да ее траектория движения не совпадала с отцовской, но так ли это важно?!
Уметь уступить, когда поведение ребенка не несет угрозы ему, вам, окружающим это – один из способов избежать агрессии в ваших взаимоотношениях.
Зачастую агрессивное поведение малыша это – реакция на недостаток внимания, а точнее способ его привлечь. Если малыш тихо играет, занят сам собой, родители в это время с удовольствием посмотрят телевизор, займутся домашними делами. На просьбу: «мама, почитай; папа, давай поиграем», слышен ответ: «попозже». А вот если ребенок начал раскидывать, ломать игрушки, визжать, щипать вас, родители реагируют мгновенно - нравоучительными беседами, окриками, и нередко, шлепками. А это реакция на поведение, а не на его причину.
Попробуйте найти 20-30 минут в день для занятий с ребенком и вспышек гнева будет меньше.
Большой вред формированию произвольного (осознанного и контролируемого) поведения наносит родительская непоследовательность в воспитании чада. Сегодня вы счастливы, довольны жизнью, и малышу можно все, любой его поступок вызывает у вас умиление и восхищение. А назавтра - усталость, конфликты на работе, и детские забавы начинают вас раздражать, ребенку все нельзя. Тут и взрослому впору запутаться, а малышу и подавно. Его ответ агрессивные реакции: «нельзя, а я все равно буду!»
Несогласованность мамы и папы, а в случае совместного проживания, и дедушки с бабушкой, в вопросах воспитания, тоже провоцирует вспышки гнева и агрессии у ребенка.
Если мама идет на поводу у ребенка и покупает ему все, что он попросит, закономерно, что малыш устраивает истерику если отец отказывает ему.
Это основные, но далеко не все формы родительского поведения, вызывающие агрессивные реакции у ребенка, реакции защиты, самоутверждения, страха перед непонятной ситуацией.
Правила родительского поведения,
способствующие снижению агрессивных проявлений у ребенка.
- Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего малыша
- Адекватно оценивайте возможности ребенка
- Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без излишних наставлений оказать малышу необходимую помощь
- Предоставляйте малышу самостоятельность в делах, которые ему не по силам
- Умейте пойти на компромисс
- Будьте последовательны в воспитании ребенка. В сложной работе быть родителей не бывает выходных. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь ребенка
- Найдите оптимальный путь воспитания малыша, с которым согласны и папа, и мама
И самое главное правило:
любите малыша просто за то, что он у вас есть, без каких-либо других условий!