Сюжетно ролевая игра как средство развития коммуникативной деятельности детей
Документы для скачивания
Сюжетно ролевая игра как средство развития коммуникативной деятельности детей Воспитатель МБДОУ № 4 «Уголек» Бердникова Е. Г. Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно- ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. Сюжетно- ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения. Любимым сюжетом у детей младшего возраста остается игра в больницу, в которой ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Дети младшего дошкольного возраста овладевают умениями принимать игровую роль, обозначать ее для партнера, развертывать элементарное парное ролевое взаимодействие, ролевой диалог с партнером – сверстником. Игра должна развертываться особым образом, так, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий: 1. использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; 2. отказ от однозначного соответствия числа персонажей( ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников. Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой материал, поэтому при планировании сюжетно- ролевой игры нужно не только определить цель и разработать игровые действия, но и составить список оборудования для создания предметно- игровой среды. В группах обязательно должны быть всевозможные атрибуты для сюжетно- ролевых игр разного характера, иллюстративный материал для бесед, книги о профессиях, предметы изготовленные для игры детьми совместно со взрослыми. Предметно- игровая среда должна быть организована так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно- ролевых, строительно- конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия.