a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Свойства снега и льда.

Автор: Вингалова Светлана Александровна Опубликовано: 2017-02-05 10:44:46

Конспект  интегрированного занятия в подготовительной группе.


Образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое», «Художественно-эстетическое развитие».
Воспитатель: Вингалова С.А.
Тема: 
Свойства снега и льда.
Цель:
Расширять и систематизировать знания детей о свойствах снега и льда;
Задачи:
 - повторить правила поведения на прогулке;
- упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом;
- воспитывать умения договариваться друг с другом при работе в подгруппе.

Оборудование: поделка снеговика, снежинки, письмо, пропуска, знаки, материал и посуда для опытов.

 

Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята вы любите сюрпризы? Возьми друг друга за руки, закройте все глаза и послушайте звуки.
Слушаем звуки зимы.
Воспитатель: Докажите звуки, какого времени года вы услышали? Сейчас какой идет месяц зимы? (Последний - февраль)
А  что тут спрятала нам зима  под белым покрывалом?
Дети: Снеговик.
Воспитатель: Как он к нам попал?
Из какого снега мы лепим снеговика?  Ребята, посмотрите у него письмо.
 Текст письма: Ребята, помогите, пожалуйста, вернуть  моего друга Кая  из царства снежной королевы. Герда
Воспитатель: Как вы думаете, справимся  мы с таким заданием?
Воспитатель: Ребята, из чего состоит царство этой королевы? Чтобы спасти Кая,  мы должны с вами повторить свойства снега и льда.
 Я предлагаю отправиться в снежную лабораторию, но вход в нее непростой. Воспитатель обращает внимание детей на искусственные снежинки.
Воспитатель: Что это у нас на пути? Снежинки.
Воспитатель: Какие они? Когда и где можно увидеть настоящие снежинки?
Первое задание отгадать загадки:
Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло  (Снег).
Воспитатель: – Что вы знаете о снеге, какой он? Белый, непрозрачный, холодный, мокрый, липкий, рыхлый  (выставляются знаки – схемы).
Воспитатель: Пришло время еще одной загадки. Слушайте внимательно:
«Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно». Что это? (Лёд.)
– Что такое лёд? Как он получается?
– Какой он? (Прозрачный, холодный, твёрдый и т.п.)
Воспитатель: Деление детей на три подгруппы. Возьмите пропуска - карточки в снежную лабораторию:  снежинка, лед, вода. Теперь каждый встанет у своего рабочего столика.
 Вы знаете, какой снег и  лед на вид.  А ведь царство Снежной Королевы состоит изо льда и снега. Снеговик взял из её царства снег и лед нам для опытов.

  1. Основная часть. Опыты в лаборатории.

1.Опыт « Таяние льда» 
Оборудование и материалы: Кусочки льда, шуба (или другая теплая одежда), фольга, полиэтиленовый пакет, бумага, ткань.

Опыт: Сейчас мы узнаем, как можно растаять быстрее её царство, используя разные средства? Возьмите  льдинку ложкой,  положите в баночку и заверните в любой материал. Теперь определим время таяния льда.
Первая группа: завернёт в шубу.
Вторая группа: завернёт в фольгу.
Третья группа: завернёт в ткань.
А я, положу в газету и одну оставим  на тарелке.
 Вывод: Лед на открытом воздухе быстрее растаял, то остальные льдинки нет, а в шубе всех дольше.

2.Опыт «Определение тяжести»
Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.
Задание:
нам нужно узнать, что тяжелее: снег, комок снега или лёд?
Первая группа, ваша задача – опустить в воду рыхлый снег при помощи ложки. Вторая группа опускает в воду комок снега, а третья – лёд.
Вывод:
Первая группа – рыхлый снег тает и тонет.
Вывод: Снег это вода, он тяжелее воды.
Вторая группа – снежный комок держался на воде, постепенно утонул.
Вывод: снежный комок  чуть легче рыхлого снега.
Третья группа - лёд постепенно тает, но не тонет.
Вывод: Лед не тонет из-за того, что при замерзании в нем обычно остаются пузырьки воздуха. А воздух легче воды.

Проверка времени, затраченного на первый опыт.
– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?
Вывод: Снег и лёд – это вода, но со снегом нам будет труднее справиться, чем со льдом.

 

Игра «Хорошо – плохо»
Воспитатель:– Ребята давайте выясним, снег – это хорошо или плохо?
– Что хорошего от снега? (Зимние забавы, укрывает всё и согревает.)
– Для кого и когда снег – плохо? (Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)
Воспитатель:– Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)
– Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)

Физкультминутка «Зимние забавы» (под песенку «Сами саночки бегут….» проводится имитация игры в снежки и изображение снежных фигур).

Воспитатель:– Ребята, снеговик попросил  придумать знаки-символы по правилам поведения на улице зимой для Кая и Герды.
Определение с детьми символов: красный круг – запрещение, синий квадрат – предупреждение.
– Вспомним правила. Как надо вести себя на прогулке? (Тепло одеваться, не трогать металлические предметы, не бросать снежные комки в людей, кататься с горки по одному, не раскатывать прохожие дорожки, быть осторожными на льду.)
Объяснение  схем с правилами поведения на улице.
Экологическое задание.
3.Опыт: Чистота снега и льда.
Воспитатель: Мы вчера с вами занесли снег, лед и разложили их по баночкам. Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа). А что такое лупа? (увеличительное стекло).
Воспитатель: Что вы видите в баночке? (вода грязная). Ведь снег, когда идет чистый, почему он стал таким грязным? ( ответы).
Можно ли сделать, чтобы снег был всегда чистым? Почему  нельзя пробовать снег, сосульки на улице?
Воспитатель: Снеговик приготовил интересные опыты для вас со льдом.
4.Опыт: «Лед и соль»
Оборудование:
  Кусочки льда, соль, песок.
Положите на тарелку лед. Посыпьте его солью, что происходит и почему?
Дети: Лед трескается от соли и тает.
Вывод: Соль  растворяет лед, а соленая вода замерзает  при  сильном морозе. Треск получился от температур между льдом и солевым раствором.
Почему у людей зимой обувь сверху белая? ( дорожки посыпают солью и песком)

5.Опыт «Почему деревья в инее?»
Оборудование: Соль, снег, непрозрачная ёмкость, тарелка с водой.
Первая группа и третья: Смешайте соль, снег в непрозрачной ёмкости. 
Вторая группа - оставит снег на тарелке с небольшим количеством воды. Что появилось на поверхности банки и почему в  тарелке все замерзло?
Вывод: На поверхности бутылки появился иней, а вода в блюдце превратилась в лед. Этот опыт показывает, как на деревьях появляется зимой иней. От перепада температуры на улице.

6.Опыт «Шипящий лед»
Оборудование: Замороженные кубики льда из соды, воды, красителя; уксус с водой 1:1, пипетка.
Капаем уксус на лед. Почему происходит шипение?
Вывод: Происходит химическая реакция соединения уксуса и соды с образованием угольной кислоты, которая распадается на воду и углекислый газ, в виде пузырьков.
Воспитатель:– Вот и закончились наши исследования, подведём итог. Как  вы можете растопить царство снежной Королевы? Что вам больше всего запомнилось и что было трудно?
Дети: Использовать соль, чтобы было очень тепло на улице.

Воспитатель: Теперь вы готовы спасти Кая. Оправляемся к снеговику. А где он? Что с ним случилось? Посмотрите от него остались только следы снега, давайте соберём снеговика по частям. Ребята скоро весна сможет ли снеговик у нас сохраниться? Ведь мы должны спасти Кая, давайте поменяем их местами, отправим снеговика к Снежной королеве, а Кай вернется к своей сестре.  Садитесь в круг. Звучит музыка зимы.
Вам интересно  узнать встретились Кай и Герда или нет, давайте посмотрим на экран. Картинка Кая и Герды вместе.

 

Оставить комментарий: