Проект Нетрадиционное рисование
Документы для скачивания
Наименование проекта |
«Нетрадиционные способы рисования для малышей» |
Подготовила |
Воспитатель Попова Наталья Александровна, МБДОУ «Детский сад № 1 «Берёзка»» г .Сосногорск |
Вид проекта |
творческий |
Цель проекта |
Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования |
Задачи проекта |
|
Срок и этапы реализации проекта |
Сентябрь 2015 – май 2016 года I этап – подготовительный: сентябрь 2015. 1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. II этап – основной: октябрь2015 – апрель 2016г. 1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы. III этап – завершающий: май 2016г. 1. Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами. |
Исполнители проекта и основных мероприятий |
Воспитатель Попова Наталья Александровна, МБДОУ «Детский сад № 1 «Берёзка»» г. Сосногорск |
Ожидаемые результаты реализации проекта |
В результате выполнения проекта будет достигнуто:
|
Целевые группы проекта |
Дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников. |
Предполагаемые источники финансирования |
Спонсорская помощь |
Критерии оценки результативности проекта |
Диагностику проводили по методике Комаровой Т.С. по двум направлениям:
Критерии сформированности умений:
Критерии творческого развития:
|
Введение
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина (2004); К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001)).
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
- Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).
- Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
- Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
- Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
- Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми
Срок реализации проекта: Сентябрь 2015 – Май 2016. Проект долгосрочный.
Вид проекта: творческий.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область: «Художественное творчество»
Предполагаемые результаты:
- Наличие у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Материально-техническое обеспечение проекта: альбом, гуашь, штампы, печатки; анкеты и памятки для родителей, фотоаппарат, видеозаписи сказок.
Этапы реализации проекта
Период |
Мероприятия |
Задачи |
|
Подготовительный этап |
|||
сентябрь |
1неделя |
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме;наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. |
Повысить компетентность педагогов. |
2 неделя |
Разработка содержания проекта:
|
Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты |
|
3 неделя |
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. |
Определить объем и содержание работы по проекту. |
|
4 неделя |
Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» |
Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков. |
|
Основной этап |
|||
октябрь |
1 неделя |
Непрерывная образовательная деятельность «Ведерко для Натальи Александровны». |
Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), |
2 неделя |
Совместная деятельность педагога и в индивидуальной форме. |
закрепляем технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), |
|
3 неделя |
Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» |
Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности. |
|
4 неделя |
Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме |
Развивать творческое воображение; |
|
Ноябрь |
1 неделя |
Непрерывная образовательная деятельность «Наше солнышко». |
Познакомить с техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания); |
2 неделя |
Консультация для родителей: «Рисование нетрадиционными способами» |
Продолжать знакомить родителей с основами рисование нетрадиционными способами |
|
3 неделя |
Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме. |
Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. |
|
4 неделя |
Мастер – класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста». |
Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования |
|
Декабрь |
1 неделя |
Непрерывная образовательная деятельность «Ваза с цветами» («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). |
Знакомить с техникой выдувание; |
2 неделя |
Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Снеговик» |
Закреплять технику нетрадиционного рисования (способом примакивания); |
|
3 неделя |
Оформление художественной выставки « Зимушка зима» |
Познакомить детей с понятием «выставка»; |
|
4 неделя |
Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Как красива наша ёлка» |
закрепляем технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), |
|
Январь |
1 неделя |
Развлечение « Рождественский сапожок» |
Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий; |
2 неделя |
Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме |
Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве |
|
3 неделя |
Консультация для родителей оформление в папках передвижках |
Продолжать знакомить родителей с основами изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования |
|
4 неделя |
Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме « Разноцветные шары» |
Развивать творческое воображение; |
|
Февраль |
1 неделя |
Непрерывная образовательная деятельность «Галстук для папы» |
Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания); |
2 неделя |
Совместная деятельность педагога и в индивидуальной форме |
Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами; |
|
3 неделя |
Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме. |
Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. |
|
4 неделя |
Совместная деятельность педагога и в индивидуальной форме «Зимний лес» |
Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. |
|
Март |
1 неделя |
Непрерывная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию |
Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования пластилинография; |
2 неделя |
Совместная деятельность педагога и в индивидуальной форме |
Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками; |
|
3 неделя |
Совместная деятельность педагога и в индивидуальной форме. |
Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. |
|
4 неделя |
Совместная деятельность педагога и в индивидуальной форме |
Продолжить знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительныенавыки и умения. |
|
Апрель |
1 неделя |
Непрерывная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию «Волшебные свойства яблочек» |
Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), |
2 неделя |
Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Ранняя весна» |
Закрепляем навык складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. |
|
3 неделя |
Оформление художественной выставки «Весна» |
Побуждать детей принимать активное участие; |
|
4 неделя |
Совместная деятельность педагога и в индивидуальной форме «Грачи прилетели» |
Закреплять навыки у детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц |
|
Завершающий этап |
|||
май |
1 неделя |
Развлечение «В гостях у солнышка». |
Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий; |
2 неделя |
Участие воспитанников в международном конкурсе рисунка « Галерея победы». |
Представить опыт детей на международном конкурсе. |
|
|
4 неделя |
Оформление художественной выставки « Чудесные краски» |
Продолжать знакомить детей с понятием «выставка»; |
Ожидаемые результаты реализации проекта
В результате выполнения проекта будет достигнуто:
- формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;
- представление проекта «Нетрадиционные способы рисования для малышей» на городском, областном, Всероссийском уровнях.
Мониторинг проектной деятельности
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-4 лет по освоению образовательной области «Художественное творчество» предполагает
- формирование навыков и умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, используя цвет как средство передачи предметного признака; умение изображать живые объекты, игрушки, используя изображение из пятен обобщенных округлых форм ;изображать обобщенный образ предмета( например, здание: пол, крыша, стены, окна);
- развитие творческого воображения.
Следовательно, диагностику овладения детьми изобразительной деятельностью необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
- анализ продуктов детской деятельности;
- выявление уровня творческого развития.
Диагностику проводили по методике Комаровой Т.С.
Критерии сформированности умений |
Критерии творческого развития |
Передача формы |
Продуктивность |
Строение предмета |
Разработанность образа |
Передача пропорции предмета в изображении |
Оригинальность |
Композиция |
Качество |
Передача движения |
|
Цвет |
Результаты диагностики овладения детьми младшей группы изобразительной деятельностью представлены в Приложении 1.
Дальнейшее развитие проекта
После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.
Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования:
- Определить цель, задачи, основные направления и ожидаемые результаты реализации проекта «Нетрадиционные способы рисования для малышей», ориентированного на воспитанников средней возрастной группы;
- Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное творчество»;
- Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников;
- Обобщение и распространение педагогического опыта на различных уровнях.
Заключение
Проект «Нетрадиционные способы рисования для малышей» направлен на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают не только наш детский сад, но и принимают участие в международном конкурсе детского рисунка «Мир во всем мире».
Список литературы.
- Детство: основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] Т.И Бабаева, А.Г Гогоберидзе, З.А Михайлова и др. – СПб : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011. – 528 с.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] /Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с.
- Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»» [Текст] / В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001. – 392с.
- Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе « Детство» [Текст] / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.
- Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка[Текст] /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005.
- Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие/Г.Ю.Ксензова. – М., 2000.
- Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] /Т.С.Комарова.– М. :Мозаика-Синтез, 2005.
- Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина. – Ярославль, 1998.
- Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.
- Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет[Текст] /Пособие для ДОУ/Н.В.Квач. – М.: ВЛАДОС, 2001.