«Кризис трех лет или как устанавливать запреты»
Документы для скачивания
Консультация «Кризис трех лет или как устанавливать запреты» Кризис- это важный этап в пс ихологическом развитии ребенка. Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 лет или кризисом «Я сам». Понятие «кризиса» в психологии не имеет негативного оттенка, оно обозначает сравнительно короткий, зримый и бурный период, в который происходят качественные изменений в структуре личности( т. е. изменения сознания и личности) . Так называемый «кризис» подготовлен длительным и скрытым периодом накопления количественных изменений личности. Прежде всего, хочется отметить, что это необходимый для развития кризис. Так или иначе, все дети проходят через него. Кризисы помогают нам перейти на новую ступеньку развития. Кризис 3 лет – это важный этап в становлении психического развития ребёнка. Это кризис социальных отношений ребёнка. Немалую ответственность за правильный выход из кризиса несут близкие взрослые. Им необходимо изменить в этой критической ситуации стиль общения с ребенком, его образ жизни – все – то, что замедляет и мешает адекватному ее разрешению. Продолжительность и интенсивность протекания кризиса зависит преимущественно от реакции окружения. В период протекания кризиса трех лет у детей наблюдается: - повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды: - ранимость центральной нервной системы; - снижение адаптационно – компенсаторных возможностей детского организма. Ярко выраженно проявление негативизма – немотивированного поведения, проявляющего в действиях и словах. Негативизм. Именно негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему актуальному желанию. В сложных случаях, при резком проявлении негативизма, взаимодействие с ребенком может дойти до абсурда: на любое высказывание взрослого, ребенок отвечает наперекор — «Это холодное» — «Нет, это горячее», «Пойдем домой» — «Нет, не пойду». При этом ребенок отвечает отказом на просьбу или требование взрослого даже в том случае, если минуту назад сам страстно желал это сделать. Негативизм отличается от непослушания. При непослушании ребенок не следует указаниям взрослого, потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный момент, то есть он противится содержанию просьбы. Негативизм носит социальный характер, он адресован человеку, а непослушание — содержанию. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию, при непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого. Негативизм избирателен. Р ебенок отказывается исполнять просьбы только определенных люде й( например, только мамы или тол ько папы) . С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребенком — сделать не так как его просят, а наоборот. Негативизм ребёнка можно использовать в своих целях. Например, если вы хотите пойти с ребёнком на прогулку, то можно предложить ему остаться дома. Ребёнок, естественно, вам возразит и скажет: «Нет! Пойдём гулять! ». Если ребёнок начал капризничать, отвлеките его. Поощряйте инициативу и самостоятельность малыша. Если ребёнок пытается начать делать то, что ему пока не под силу, помогите ему. Научившись выпо лнять что- то в сотрудничестве с взрослым, вскоре ребёнок это сможет делать самостоятельно. Авторитарный стиль взаимодействия с ребенком может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдается строгий приказ: - Б ыстро ешь! - Не трогай! Упрямство. Ребенок проявляет упрямство, т. е. особенности поведения, дефект волевой сферы, проявляющийся в стремлении вопреки разумным доводам поступить по – своему. Упрямство – это такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём- либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство нужно уметь отличать от настойчивости, когда ребёнок хочет чего- нибудь и настойчиво добивается этого. Если ребёнок начал истерику в людном месте, а дети любят работать на п ублику, то лучше всего его перев ести в другое, менее людное место. Например, если ребёнок в магазине стучит ногами по полу в исте рике, то лучше его взять и отвести в сторону. Там следует подождать, пока истерика закончится( если вы не будете реагировать на истерику, то она быстро закончится) . Во время подобных истерик бесполезно что- либо объяснять ребёнку. Дождитесь окончания. Главными источниками удовольствия, радости ребенка является его активная деятельность, общение с близкими ему людьми. Большой интерес к окружающему, радость активной деятельности нужно всячески укреплять. Лишение ребенка возможности двигаться, заниматься каким- либо интересным предметом вызывает у него огорчение и плач. Очень ценным является чувство радости, удовольствия, возникающее у ребенка при завершении им определенного действия или движения( собрать все кольца пирамидки или собрать пазлы, залезть на диван, построить из кирпичиков домик или башенку) . Поддерживают хорошее настроение у ребенка и ласковый взгляд, поощрительное слово со стороны близких ему лиц, их сочувствие в его игре, но особенно радуют его веселые, подвижные игры( «Д огонялки», «Кто быстрее прибежит», «беги ко мне» и др. ) . Детям очень нравится сюжетно – ролевые игры, такие как: « В гостях у Айболита », «К нам пришли гости», «Сделай кукле Кати прическу», где дети совместно с взрослыми распределяют роли. Дети учатся правилам поведения в общественных местах, учатся уважать профессии взрослых. Неверно поступают те родители, которые, жалея ребенка, делают все, как он захочет. В результате можно «воспитать» ребенка так, что он будет считать, что он – центр вселенной, и всё должно делаться только для него. Я сам! Я негативен и упрям, Строптив и своеволен, Средою соци альной я Ужасно недоволен. Вы не даете мне шагнуть, Всегда помочь готовы. О боже! Как же тяжелы Сердечные оковы. С истема «Я» кипит во мне, Хочу кричать повсюду: Я – самость, братцы, я живу, Хочу! Могу! И буду! Л. Булдакова Любите ребёнка не за что- то, а просто так. Любите его всяким: и счастливым и заплаканным, и во время истерик и во время достижений, и настойчивым и упрямым. Любите его всегда. Пусть он это знает и видит. Помните: • как и всякая революция, этот период будет длиться какое – то время, исход его зависит от в а с и от вашего ребенка. • Оценивайте поступки вашего ребенка, а не его личность. • Не отвечайте агрессией на агрессию, если ваш ребенок кричит, дерется, пинается, кусается. • Испол ьзуйте как можно меньше запретов. • Не применяйте в это время никаких насильственных мер. • Важно, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, придерживались единого взгляда на эти запреты и никакие истерики малыша не могли бы запреты упразднить.