«Включение младших дошкольников в первые трудовые действия»
Документы для скачивания
«Включение младших дошкольников в первые трудовые действия»
(консультация для педагогов МБДОУ)
Основной задачей трудового воспитания младших дошкольников является формирование предпосылок положительного отношения к трудовому процессу.
Наблюдения показывают ,что попытки поставить перед детьми прямую трудовую задачу не достигали желаемых результатов. На предложение помочь взрослому убрать участок, дети часто отказываются: «Я не смогу! Пусть Алеша помогает, а я играю и т.д.»
Действия взрослого заинтересовывают детей тогда, когда цель поставлена им игровым методом. Например ,набрав листьев ,воспитатель быстро скрепляет их черенками между собой, получается пестрая шапочка. Малыши начинают просить и им сделать такую же ,на что следует предложение педагога набрать побольше осенних листьев .Никто не отказывался.
В данном случае , очевидно, что интерес, возникающий у детей в результате действий взрослого, поддерживается и закрепляется понятным и желаемым для каждого ребенка результатом. Если интерес удерживал внимание малышей на протяжении выполнения всех действий воспитателя, то результат явился толчком для включения сами детей в активные действия. Эти мотивы используем далее, когда из собранных листьев выкладываем на дорожке всевозможные узоры.
Главным в действиях воспитателя здесь было, скорее достичь результата, пока не исчезло внимание детей. Конечно, эти действия малышей трудно назвать трудовыми, это только элементы художественного труда, но они необходимы.
Когда дети привыкают, что их помощь приводит к какому-то интересному результату, получение этого результата можно отодвигать на более длительное время, постепенно включая малышей в совместные действия со взрослыми.
Например: « Сейчас сгребу снег и буду делать для вас что-то интересное. Угадайте что?» Для снеговика снега, собранного воспитателем оказывается мало, и дети охотно приходят на помощь воспитателю. Главное здесь, помочь оценить значимость собственных усилий в достижении цели. Заканчивая постройку, необходимо подчеркнуть, что без помощи детей ни за что нельзя было справиться.
Приобретение личного опыта в совместных со взрослым действиях, результативность действий при сооружении того или иного объекта для игры изменяют поведение малышей. При выходе на прогулку они по собственной инициативе подходят к воспитателю, сооружающему постройку, уточняют, как можно с ней играть, радуются предстоящей игре. По просьбе взрослого дети уже охотно приносят необходимый инвентарь (лопатку, веник и т.д.), включаются в завершение действий.
Возрастающая активность детей, участие в завершении сооружаемого объекта вместе со взрослым, желание участвовать в совместных действиях создают условия для достижения заранее запланированного результата.
За это время воспитатель начинает учить детей необходимым трудовым действиям, порядку их выполнения. Можно делить выполнение трудового поручения на циклы последовательных действий.
Нужно отметить, что малыши от начала и до конца выполняют трудовое поручение только вместе со взрослым. Он активизирует деятельность детей, поощряет их , контролирует, направляет, учит необходимым навыкам и правилам выполнения действий от цикла к циклу. Это убеждает нас в том, что не поручение детям, а совместные со взрослым действия следует считать начальной формой труда.
Интерес к поручениям поддерживается тем, что взрослый предлагает детям разнообразный инвентарь. Например, овладели все навыком правильного пользования лопаткой, можно предложить самым ловким расчищать только что выпавший снег на дорожках с помощью веничков.
Взрослый постоянно учит детей четко выполнять один цикл действий за другим, не торопиться, знакомит их с правилами : помоги товарищу , умей подождать, аккуратно поставь инвентарь на место. Все это создает условия не только для совместных действий взрослого и ребенка, но и для совместных действий самих детей.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий