a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развиваем слуховое внимание у ребенка. Консультация для родителей

Автор: Мироедова Ирина Владимировна Опубликовано: 2017-02-08 01:17:40

         " Развиваем слуховое внимание у ребенка"

                                                                                                                               

              Звуки обрушиваются на новорожденного мощной волной. Когда он был в мамином животике, околоплодные воды смягчали и приглушали всю эту какофонию. Зато теперь. От испуга кроха разражается оглушительным криком и сам удивляется: он и не думал, что способен на подобное! Так начинается процесс слухового восприятия и активного участия малыша в познании окружающего звучащего мира. Большинство мам и пап думают, что этот процесс может происходить сам собой, без их непосредственного участия, и ошибаются.

Нередко на прием к отоларингологу и сурдопедагогу приходят мамы с малышами 2-5 лет и примерно такими жалобами: «Он меня не слышит! Я ему сто раз говорю одно и то же, а он не понимает! Может быть, он глухой? » В ходе проверки выясняется, что со слухом у крохи все в порядке. Отчего же возникает подобная ситуация? Порой ребенок не может сосредоточиться и воспринять звуковую информацию. Подобные явления встречаются в семьях, где постоянно слышна громкая музыка, телевизор работает без перерыва, взрослые разговаривают на повышенных тонах. Ребенок просто вынужден выработать своего рода защитную реакцию. Иначе не миновать проблем с нервной системой. А так — отключился и здоровье сохранил. Некоторые дети не улавливают смысла высказываний. Это означает, что у ребенка не сформировано понимание звуковых образов слов.

                                          Упражнения на развитие слухового внимания

                                                 «Узнаем длительность звучания»

  Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш. Сами возьмите дудочку или свисток. Пусть малыш изобразит услышанный звук. Если он короткий, то и след от карандаша на бумаге будет коротеньким. Если же музыкальный пассаж длится долго, то и черточка для его обозначения получится длиннее!

                                                «Различаем интенсивность звучания»

         Предложите ребенку найти барабан. Объясните: чем ближе малыш будет подходить к  спрятанной         игрушке, тем громче зазвучит барабанная дробь; чем дальше — тем она будет тише.

                                             «Подражаем голосам животных»

                                  Сможет ли кроха узнать, кого пытается изобразить мама?     

                                 Поменяйтесь ролями! «Играем в жмурки»

  Это прекрасная возможность потренировать умение находить источник звука. Завяжите малышу глаза и попросите определить, какой музыкальный инструмент (бубен, дудочку, металлофон, барабан, губную гармошку) он услышит.

        А теперь пусть различит щелчок выключателя и пальцев, звон будильника и трель звонка, звук               льющейся воды и шелест бумаги. Если в доме есть разные крупы, стоит попробовать различить на слух, какие из них пересыпаются из одной емкости в другую, издавая при этом характерные звуки. Как видим, для развития слухового внимания можно привлекать все подручные средства. Было бы желание. Упражнения на развитие фонематического слуха

  Работу над ним целесообразно начинать уже с четырех лет. Чтобы кроха не заскучал, возьмите в помощники мяч. Поиграем!

     Упражнение «Эхо»

  Вы бросаете мяч и произносите, например: «А-а-а. » Малыш ловит мяч и, возвращая его, повторяет услышанный звук. Переберите так все гласные звуки. Кроха уже хорошо усвоил их звучание? Тогда продолжим.

«Какой звук начинает слово? »

  Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный. Например, аист, осы, утка, эхо, иней, лучше - с ударением на первый гласный. Тогда ребенку легче его определить, а маме - выделить голосом. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет вам мяч.

«Что за звук спрятался в середине слова? »

  Игра похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т. д.  Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но гласная буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях звук-буква еще неведома.

«Что за звук в конце слова? »

  Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т. д. Ударение опять падает на искомый звук. И не случайно: в безударной позиции некоторые гласные, например «о», «э», меняют звучание. Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Для работы с ними берем только первую и третью из названных выше игр («Какой звук начинает слово? » и «Что за звук в конце слова? »). Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т. д.

  Чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться! Чем раньше вы начнете, тем больше шансов, что в школе у него не будет проблем.

 

                                              

 

Оставить комментарий: