Консультация "Адаптация в ДОУ"
Документы для скачивания
АДАПТАЦИЯ В ДОУ Консультация для родителей 09. 09. 2014 Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций( динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Адаптация к дошкольному учреждению- сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. В этом мы неоднократно убеждались, консультируя родителей и детей по поводу адаптации к детскому саду. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает анализ случаев консультативной практики- дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения. Адаптация( от лат. - п риспособлять) - в широком смысле- приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям. На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально- стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико- психолого- педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении( ДОУ) . В этой работе выделяются следующие направления: • подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему; • организация жизнедеятельности детей в период адаптации; • контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений. Психологическая готовность ребенка к ДОУ- это один из важнейших итогов психического развити я в период дошкольного детства. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды. Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в орг анизованном детском коллективе. Основные критерии адаптации ребен ка к условиям ДОУ. К основным критериям адаптации относятся: • поведенческие реакции; • уровень нервно – психического развития; • заболеваемость и течение болезни; • главные антропометрические показатели фи зического развития( рост, вес) . Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду: 1. легкая адаптация: - временное нарушение сна( нормализуется в течение 7- 10 дней) ; - аппетита( норма по истечении 10 дней) ; - неадекватные эмоциональные реакции( капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д. ) , изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20- 30 дней; - характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; - функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2- 4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца( 2- 3 недели нормативно) . 2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20- 40 дней, ориентировочная деятельность( 20 дней) , речевая активность( 30- 40 дней) , эмоциональное состояние( 30 дней) , двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30- 35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания( например, острая респираторная инфекция) . 3. Тяжелая адаптация( от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита( иногда возникает рвота при кормлении) , резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени( ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения) . Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников. 4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он « несадовский » ребенок. Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Меры, облегчающие адаптацию. Необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское учреждение. Для родителей; 1. Провести первое знакомство родителей и ребенка с ДОУ: - прийти на детский праздник; - проконсультироваться у психолога; - посетить занятия; - пройти с экскурсией по ДОУ; - посетить «День открытых дверей». 2. Приходя в детский сад, желательно познакомится с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там. 3. В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные( например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения и т. п. ) , так как это осложнит приспособление к новым условиям. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя о «особых» привычках ребенка, если таковые имеются. 4. Необходимо тренировать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения. 5. Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в ДОУ. 6. Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением ДОУ, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка. 7. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы. 8. Рекомендуется укороченный день. Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период( этот этап самый рациональный) , когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами. 9. Первые несколько дней( приблизительно неделя, иногда до трех недель) желательно присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т. к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Мама может помочь мне одеть других детей, принять участие в игре, участвовать в процессе кормления своего дитя, других ранимых малышей. В это время( период адаптации) пребывание ребенка в детском саду укорочено. Игры и игрушки вызывают у ребенка острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучиться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается за эмоциональной «подпиткой». Здесь советуем маме отпускать малыша, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень не долговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх со мной, другими детьми и чужими мамами. 10. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом. 11. Необходимо подчеркивать, что ребенок по- прежнему дорог и любим. 12. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к дошкольному образовате льному учреждению.
АДАПТАЦИЯ В ДОУ Консультация для родителей 09. 09. 2014 Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций( динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Адаптация к дошкольному учреждению- сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. В этом мы неоднократно убеждались, консультируя родителей и детей по поводу адаптации к детскому саду. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает анализ случаев консультативной практики- дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения. Адаптация( от лат. - п риспособлять) - в широком смысле- приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям. На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально- стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико- психолого- педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении( ДОУ) . В этой работе выделяются следующие направления: • подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему; • организация жизнедеятельности детей в период адаптации; • контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений. Психологическая готовность ребенка к ДОУ- это один из важнейших итогов психического развити я в период дошкольного детства. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды. Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в орг анизованном детском коллективе. Основные критерии адаптации ребен ка к условиям ДОУ. К основным критериям адаптации относятся: • поведенческие реакции; • уровень нервно – психического развития; • заболеваемость и течение болезни; • главные антропометрические показатели фи зического развития( рост, вес) . Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду: 1. легкая адаптация: - временное нарушение сна( нормализуется в течение 7- 10 дней) ; - аппетита( норма по истечении 10 дней) ; - неадекватные эмоциональные реакции( капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д. ) , изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20- 30 дней; - характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; - функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2- 4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца( 2- 3 недели нормативно) . 2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20- 40 дней, ориентировочная деятельность( 20 дней) , речевая активность( 30- 40 дней) , эмоциональное состояние( 30 дней) , двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30- 35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания( например, острая респираторная инфекция) . 3. Тяжелая адаптация( от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита( иногда возникает рвота при кормлении) , резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени( ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения) . Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников. 4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он « несадовский » ребенок. Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Меры, облегчающие адаптацию. Необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское учреждение. Для родителей; 1. Провести первое знакомство родителей и ребенка с ДОУ: - прийти на детский праздник; - проконсультироваться у психолога; - посетить занятия; - пройти с экскурсией по ДОУ; - посетить «День открытых дверей». 2. Приходя в детский сад, желательно познакомится с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там. 3. В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные( например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения и т. п. ) , так как это осложнит приспособление к новым условиям. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя о «особых» привычках ребенка, если таковые имеются. 4. Необходимо тренировать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения. 5. Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в ДОУ. 6. Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением ДОУ, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка. 7. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы. 8. Рекомендуется укороченный день. Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период( этот этап самый рациональный) , когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами. 9. Первые несколько дней( приблизительно неделя, иногда до трех недель) желательно присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т. к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Мама может помочь мне одеть других детей, принять участие в игре, участвовать в процессе кормления своего дитя, других ранимых малышей. В это время( период адаптации) пребывание ребенка в детском саду укорочено. Игры и игрушки вызывают у ребенка острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучиться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается за эмоциональной «подпиткой». Здесь советуем маме отпускать малыша, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень не долговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх со мной, другими детьми и чужими мамами. 10. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом. 11. Необходимо подчеркивать, что ребенок по- прежнему дорог и любим. 12. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к дошкольному образовате льному учреждению.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий