Консультация "Управление вниманием"
Документы для скачивания
Управление вниманием как важнейший фактор реализации ФГОС в ДОУ. Внимание- психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения- доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает. В нашем детском саду, в условиях воспитания и обучения воспитанников в разновозрастной группе, обучение управлению вниманием играет ведущую роль. Из опыта работы: Проведенное тестирование по уровню развития концентрации, объема и устойчивости внимания( управление вниманием) показало, что воспитанники, имеющие высокие показатели уровня развития внимания справляются быстрее, отвечают точно на поставленные вопросы, чем дети имеющие низкие и средние показатели. В процессе работы дети используют 100% внимания на решение поставленных задач, не отвлекаясь на внешние раздражители. Представим, например, что во время занятия в детском саду из- за двери раздадутся громкие звуки, или на соседнем столике появится яркая игрушка, или начнет двигаться машинка на дистанционном управлении, которой исподтишка руководит увлеченный отнюдь не занятием сверстник. Можно быть почти стопроцентно уверенным в том, что детишки непроизвольно направят свою психическую активность на эти события и, конечно же, отвлекутся от темы занятия. Воспитатель может исправить ситуацию, используя этот же метод- вернуть внимание детей к занятию, используя яркий предмет и т. п. Но цель работы с воспитанниками- научить их отключать своё внимание от внешних факторов и удерживать его на поставленной задаче. Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности. Основная задача на раннем этапе работы- научить ребенка словесно формулировать то, на что он будет ориентироваться. На шестом году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем- либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. Вид внимания, при котором человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем- либо, называется произвольным. В этом случае постановка и достижение цели требуют затрат физической энергии, которую дают эмоции и воля. Ребенок, проявляя произвольное внимание, расходует не только свое время, но и часть своей энергии. Вот почему важно благодарить ребенка за проявление произвольного внимания. Доказано, что в среднем взрослый человек сосредоточивает свое внимание не более чем на семи объектах. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет( как это было в четыре- пять лет) , а даже три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Но объем внимания сужается, если ребенок воспринимает одновременно несколько незнакомых ему предметов или же предметов, которые близко расположены друг к другу или, наоборот, рассредоточены на большой площади. Например, если ребенку предъявляется две сходные картинки, то происходит" спутывание" воспринимаемых объектов. Рассеянность внимания в детском возрасте проявляется в неумении ребенка надолго сосредоточиться на чем- то одном, в частом отвлечении. Взрослым необходимо помнить, что отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности у детей- явление естественное, обусловленное особенностями их нервной деятельности. Но существует ряд причин, которые усиливают возможность ребенка быть рассеянным. В- основном, причиной рассеянности может быть неправильное воспитание ребенка в семье. Освобождение ребенка от всех его обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей, отсутствие нормирования времени занятий, отдыха, развлечений, разбросанность интересов также может вызывать быстрое утомление и отключение внимания у ребенка. Поэтому родителям важно организовать жизнедеятельность ребенка в домашних условиях, развивать самостоятельность, учитывать индивидуальные особенности ребенка.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий