a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Дикционная гимнастика и дикционные упражнения.

Автор: Шубина Наталья Юрьевна Опубликовано: 2017-02-10 14:31:50

« ДИКЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА И ДИКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: СКОРОГОВОРКИ, МИМИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ » В наше время большинство людей плохо пользуются речью. Безграмотно ставят ударения, неверно произносят звуки в словах. В наших школах не учат ни красноречию, ни правильной дикции, зачастую сами учителя страдают неверным произношением. Ситуация осложняется активным проникновением в наш язык иностранных слов и развитием сленга. Иногда считается, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи невозможно. Но мы считаем, что, приложив ежедневные усилия и выполняя рекомендации можно улучшить свою речь и устранить дефекты звукопроизношения. В работе над дикцией очень помогают артикуляционные упражнения, с помощью которых утрируются согласные звуки и максимально открывается рот на гласных звуках, и тем самым уменьшается давление на связки и, следовательно, голос будет меньше уставать. Работа над дикцией – это работа над правильным произношением звука. Дикция является средством донесения текстового содержания песенного произведения и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия образа. Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо, прежде всего: • укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти; • наладить правильное речевое дыхание. Для этого разработан ряд упражнений, который позволит развить вокальные данные и помочь в постановке голоса – это одно из важнейших условий для качественного пения. Предлагаемые дикционные упражнения помогут обучающему пению овладеть голосом, речью, дыханием, что необходимо для красивого пения. Четкая дикция – непременное условие успешного выступления на сцене артиста в любом амплуа. Для вокалиста работа над артикуляцией имеет особое значение, потому что влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания. Все упражнения для губ и языка делаются перед зеркалом. Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата и произношения. Упражнение №1. Вытяните губы трубочкой, будто хотите поцеловать кого- то на расстоянии, или произнесите звук « у- у- у » и затем широко улыбнитесь во весь рот, растягивая губы и обнажая зубы. Повторите это упражнение не менее 10 раз на счет « раз, два ». « Раз » – губы вытянуты трубочкой, « два » – переведены в широкую улыбку. В результате тренинга начальное напряжение губ и щек должно исчезнуть. Упражнение №2. Убедившись, что губы, сложенные в трубочку- « хоботок », устойчиво зафиксированы, подвигайте « хоботком » вправо- влево. Щеки должны быть неподвижны. Это получается не сразу, поэтому в начале их можно придержать ладонями. Если не удается двигать губами- трубочкой сидя или стоя перед зеркалом, положите зеркало на стол и выполняйте упражнение, опустив голову вниз. Повторите упражнение 10 раз. Упражнение выполнено правильно, если « хоботок » свободно движется влево и вправо при неподвижных мышцах щек. Упражнение №3. Глядя в зеркало, зафиксируйте « хоботок », а затем поднимите его вверх на счет « раз » и опустите вниз на счет « два ». Подбородок и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Проделайте это упражнение не менее 10 раз. Не торопитесь, медленно поднимайте « хоботок » и так же медленно опускайте. Это нелегкое, но очень эффективное упражнение для улучшения дикции. Не старайтесь добиться большой амплитуды движения. Следите за свободой движения « хоботка » и неподвижностью нижней челюсти и мышц щек. Упражнение №4. Упритесь кончиком языка в щеку и растяните ее, а затем – другую, словно вы катаете во рту конфету: раз – два, раз – два. Постепенно усиливайте давление языка на щеки. Повторите упражнение не менее 19 раз. Для снятия напряжения сделайте несколько жевательных движений и проглотите слюну. Упражнение №5. Упритесь кончиком языка в верхнюю губу, затем – в нижнюю. Повторите упражнение не менее 10 раз. Для снятия напряжения сделайте несколько жевательных движений и проглотите слюну. Дикционные упражнения, направленные на развитие дыхания и силы голоса. После разминки из предыдущих пяти упражнений можно начать тренинг на четкое и правильное произношение звуков. В русском языке 6 гласных звуков и начинать тренинг именно с них: У О А Э И Ы Эта последовательность образует линейку гласных. При выполнении этих упражнений надо следить за дыханием и правильной осанкой. Упражнение №1. Вдохните, задержите дыхание и на выдохе слитно( как одно слово) произнесите линейку гласных, пока не закончится воздух. Засеките время по секундомеру. С каждым следующим разом время должно увеличиваться. Повторите упражнение не менее 5 раз. Далее следует повторить все то же самое, только гласные в линейке надо произносить отрывисто, отделяя каждый звук друг от друга. Упражнение выполняется не менее 5 раз. Упражнение №2. Вдохните, задержите дыхание и на выдохе, « Посылая звук в темя или в « маску »( в нижнюю часть лба) , стремясь, чтобы гласная звучала коротко и резко. Как выстрел, а согласная – длинно, произнесите следующие слоги: ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ БУ БО БА БЭ БИ БЫ Каждая линейка произносится на новом вдохе. При выполнении этого упражнения не нужно следить за выдохом – он естественным образом получится правильным. Повторить упражнение не менее 5 раз. Надо проконтролировать, чтобы все звуки звучали четко, в голосовых связках не было напряжения, а в горле не першило. Упражнение №3. Соблюдая рекомендации к предыдущему упражнению произнесите следующие слоги: ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ БУ БО БА БЭ БИ БЫ КУ КО КА КЭ КИ КЫ ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ Повторите упражнение 5 раз. ПУ БУ ПО БО ПА БА ПЭ БЭ ПИ БИ ПЫ БЫ КУ ГУ КО ГО КА ГА КЭ ГЭ КИ ГИ КЫ ГЫ Повторите упражнение не менее 5 раз. Следите за четкостью произнесения и легкостью в связках и горле. Дыхание берите по мере необходимости. Упражнение №4. После того как вы сможете оценить выполнение предыдущих заданий на « отлично », можно расширить объем произносимых слогов и усложнить их. Каждый пример повторяйте трижды: ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ БУ БО БА БЭ БИ БЫ ПУ БУ ПО БО ПА БА ПЭ БЭ ПИ БИ ПЫ БЫ КУ КО КА КЭ КИ КЫ ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ КУ ГУ КО ГО КА ГА КЭ ГЭ КИ ГИ КЫ ГЫ РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ РЛУ- ЛРУ РЛО- ЛРО РЛА- ЛРА РЛЭ- ЛРЭ РЛИ- ЛРИ РЛЫ- ЛРЫ Важно постоянно контролировать свои ощущения в ходе занятий, следовать всем изложенным рекомендациям, не забывать о дыхании и ровной спине. Упражнение №5. Это упражнение более объемное и сложное. По описанному выше методу 3- 5 раз повторите следующие звукосочетания: ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ БУ БО БА БЭ БИ БЫ БУ- БУ- БУП БО- БО- БОП БА- БА- БАП БЭ- БЭ- БЭП БИ- БИ- БИП БЫ- БЫ- БЫП КУ- ГУ КО- ГО КА- ГА КЭ- ГЭ КИ- ГИ КЫ- ГЫ СУ- ЗЗУ СО- ЗЗО СА- ЗЗА СЭ- ЗЗЭ СИ- ЗЗИ СЫ- ЗЗЫ ФУ ФО ФА ФИ ФЫ ВУ ВО ВА ВЭ ВИ ВЫ ФУ- ВУ ФО- ВО ФА- ВА ФЭ- ВЭ ФИ- ВИ ФЫ- ВЫ СТУ- ЗДУ СТО- ЗДО СТА- ЗДА СТЭ- ЗДЭ СТИ- ЗДИ СТЫ- ЗДЫ Выполняя эти упражнения, тренируется весь речевой аппарат и развиваются мышцы органов речи( губ, языка, мягкого неба, голосовых связок) , которые необходимы для произнесения звуков. Упражнение №6. Предлагаем еще один комплекс звукосочетаний: ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ БУ БО БА БЭ БИ БЫ КУ- ГУ КО- ГО КА- ГА КЭ- ГЭ КИ- ГИ КЫ- ГЫ СТУ- ЗДУ СТО- ЗДО СТА- ЗДА СТЭ- ЗДЭ СТИ- ЗДИ СТЫ- ЗДЫ ПКТУ- ТПКУ ПКТО- ТПКО ПКТА- ТПКА КТЭ- ТПКЭ ПКТИ- ТПКИ ПКТЫ- ТПКЫ КПТУ КПТО КПТА КПТЭ КПТИ КПТЫ РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ ДБГУ- БГДУ ДБГО- БГДО ДБГА- БГДА ДБГЭ- БГДЭ ДБГИ- БГДИ ДБГЫ- БГДЫ Повторите упражнение 3- 5 раз. Следите, чтобы звуки произносились внятно, четко, легко воспроизводились на слух. Порядок звукосочетания можно менять. Важна системность занятий. Тренировки могут быть не долгими, но ежедневными. Если каждый день уделять такой гимнастике 15 минут, то можно довольно скоро заметить не только улучшение вокальных возможностей, но и ясность произношения в повседневной речи. Занятия можно комбинировать по дням. Например, сегодня вы занимаетесь 15 минут дыхательными упражнениями, завтра дикционными и т. д. Скороговорки Чтобы отработать правильную постановку губ и языка во время речи и пения, их нужно тренировать, упражняясь со скороговорками. Тщательно выговаривая каждый звук. Надо медленно по складам прочитать: О- т т- о- п- о- т- а к- о- п- ы- т П- ы- ль п- о п- о- л- ю л- е- т- и- т От то- по- та ко- пыт Пы- ль по по- лю ле- тит Особое внимание нужно уделять последним согласным в слове( они выделены жирным шрифтом) . Если их выговаривать в скороговорке, то ив песне не станете « проглатывать » буквы, и текст будет понятен. Повторяйте скороговорку до тех пор, пока не почувствуете, что можете медленно прочитать ее без запинки и четко. Затем слегка увеличьте темп до темпа обычного разговора. Убедитесь, что текст звучит четко и уверенно. Повторяя скороговорку, постепенно надо увеличивать темп, но не забывать, что в скороговорке – не темп, а четкость и ясность произношения. А потом можно прочитать на пределе возможностей. По этой методике упражняйтесь и с другими скороговорками, на другие группы звуков: Кто хочет выговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Ученикам желательно каждое утро начинать с речевой гимнастики. Когда они овладеют основными артикуляционными навыками, речевой гимнастикой полезно заниматься в движении или в танце, следя за прямой осанкой и правильным дыханием. Обучающиеся пению должны не забывать, что четкость произношения касается не фразы в целом, не слова в отдельности, а каждой буквы. И проговаривать их надо не так, как они пишутся, а как произносятся, согласно транскрипции. Чаще возвращаться к медленному темпу, четко артикулируя каждую букву. По принципу работы со скороговоркой можно и нужно заниматься с текстом песни: • выпишите слова на лист бумаги; • прочитайте их достаточно громко( но не переходя на крик) , медленно, четко, разделяя каждую букву, как показано на примере со скороговоркой « От топота копыт… »; • помните о последнем согласном звуке в словах и не « теряйте » его; • текст песни учите частями, например, выучите таким способом сначала первый куплет. Потом приступайте к припеву и т. д. Не переходите к следующему этапу, не выучив предыдущий. Работа с текстом песни будет идти быстрее, ведь там не такие сложные фразы, как в скороговорке. Мимический тренинг. Упражнение №1 Встаньте перед зеркалом, высуньте язык и подразните себя. А потом улыбнитесь. Цель упражнения научиться наблюдать за своими гримасами и управлять ими. Упражнение №2 Внимательно посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь: • благожелательно, как при встрече; • официально, как при встрече с посторонними людьми; • иронично; • надменно, то есть с чувством собственного превосходства. Упражнение №3. Глядя в зеркало, изобразите удивление: • будто вы видите что- то очень приятное; • будто вы впервые заметили нечто ужасное, отталкивающее; • покажите при помощи мимики страх перед безысходностью, создав удлиненную паузу. Упражнение №4. Глядя в зеркало, изобразите любовное томление: • перед скорым свиданием; • в период долгой разлуки; • страдания неразделенного чувства; • муки ревности; • и другие варианты, которые подскажет вам собственный опыт. Когда вы убедитесь, что ваши ученики свободно владеют мимической техникой, можно проводить занятие только перед зеркалом, глядя на себя как бы со стороны, глазами воображаемого зрителя. Важно, чтобы ученикам как зрителю нравилось то, что они видят в зеркале. Особое внимание надо уделять выражению глаз, которые должны быть « живыми », излучать свет, быть источником энергии, передавать все чувства и эмоции зрителю. Ученик должен показать максимальное количество вариантов мимических оттенков по предложенным позициям, уверенно изображая все вышеперечисленные выражения лица и свободно владея своей мимикой. Все эти упражнения помогут развить речевые и голосовые способности, и с их помощью можно овладеть процессами дыхания, звукообразования и произношения. Литература 1. Датский А. А. Воспитание основ вокального исполнительства на начальном этапе обучения: Методическая статья/ / в книге Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе. Вып. 1. / Редактор А. И. Обухова. - Саратов: МП РСФСР СГПИ им. К. А. Федина, 1978. С. 50- 58. 2. Мастерство актера в терминах и определениях Станиславского К. С. : Учебное пособие для театральных вузов. – М. : Советская Россия, 1961. – 509 с. 3. Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению: Учебное пособие для студентов пед. ин- тов. – М. : Просвещение, 1987. – 95 с. 4. Морозов, В. П. Тайны вокальной речи. – Л. : Наука, 1967. – 204 с. 5. Первушина Е. Как выявить и развить способности вашего ребенка. – М. : ЗАО Центрполиграф, 2005. – 350 с. 6. Стулова Г. П. Дидактические основы обучения пению: учебное пособие. – М. : МГПИ им. В. И. Ленина, 1988. – 69 с. 7. Ханин М. И. Практикум по культуре речи, или как научиться красиво и убедительно говорить: Учебное пособие. – СПб. : « Паритет », 2003. – 192 с. 8. Читай, играй, веселись/ Автор- составитель В. Т. Гридина. – М. : ЗАО « БАО- ПРЕСС », ООО « ИД РИПОЛ классик », 2005. – 320 с.

Оставить комментарий: