Опыт кружковой работы"Будь здоров"
Документы для скачивания
Управление образования Кушвинского городского округа Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 54 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей Опыт кружковой работы по теме « Будь здоров». Автор: воспитатель МКДОУ №54 Марченко. С. Н 2012 год. Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т. е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того до 25- 35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания. Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах этого. Одной из главных причин является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. В связи с этим возникает уверенность, что воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Что же такое валеологическая культура? Под валеологической культурой ребенка мы понимаем совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а так же самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В связи с этим можно выдвинуть конкретные задачи воспитания валеологической культуры дошкольников: формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации и мотивации к здоровому образу жизни; накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье; - становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях; оказание элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного. Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 8- 10% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 50- 60% от его образа жизни. Так же очевидно, что становление валеологической культуры человека обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов. Социальный заказ родителей и свой личный интерес к спорту, к здоровому образу жизни способствовало выбору кружковой работы «Будь здоров». Здоровье – более широкое понятие, под которым подразумевают состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Следовательно, здоровым можно назвать лишь того, кто способен к трудовой и творческой деятельности и полноценному выполнению социальных функций, к развитию духовных способностей. Цель кружковой работы – охрана и укрепление здоровья детей. Задача – формировать у детей на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры. Для себя определила, что необходимо обеспечить: Становление ценностей здорового образа жизни. Представление о полезности и целесообразности физической активности. Профилактика, и снижение заболеваемости, используя здоровьесбереаемые технологии( дыхательные гимнастики, массаж, закаливание и т. д. ) Представление детей о строении организма, его функциях, условиях его гигиены. Соблюдение правил ОБЖ. Для решения этой проблемы разработа ла календарно – тематический план по разделам: «Знай, свое тело», «Чистота – залог здоровья», «Помоги себе сам», «Правила питания», «Откуда берутся болезни», «Овощи и фрукты – нужные продукты», В разделе «Знай, свое тело» ставила перед собой задачи ознакомления детей со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования. Человек не может прожить без тепла, света, без пищи и гигиенических навыков, без труда, человеческого общения и занятия спортом. В разделе «Чистота – залог здоровья» формирова ла у детей элементарные гигиенические умения и навыки. Как правильно ухаживать за зубами и что влияет на здоровье людей, как водой и мылом можно предупредить различные болезни, закаливание организма водой, солнцем и воздухом. В разделе «Помоги себе сам» ф ормирова ла у детей элементарны е навык и оказания первой медицинской помощи, умение вести себя умело в экстремальных ситуациях, обращаться за помощью в службу милиции, скорой помощи, пожарную службу. В разделе «Правила питания» формировала представление о полезных и вредных продуктах, учила детей этикету за столом, и сервировке стола. В разделе «Откуда берутся болезни» формировала представление о первых признаках заболеваний и их профилактика. В разделе «Овощи и фрукты – нужные продукты» формировала представление о витаминах, в каких продуктах они содержатся, и какую пользу приносят организму человека. Тематический план. Сентябрь «Знай, свое тело» 1. Из чего мы состоим? ( наличие основных жизненно важных органов и систем) 2. Органы чувств 3. Что необходимо для роста и развития человека( пища, вода, воздух, тепло, одежда, жиль, режим, человеческое общение) 4. В здоровом теле – здоровый дух ( формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям, подвижным играм. Октябрь. «Чистота – залог здоровья» 1. Как правильно ухаживать за зубами 2. Как ухаживать за столами 3. «Кто на полочке живет»( гигиена тела) 4. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья( закаливание организма) Ноябрь «Помоги себе сам» 1. Если случится с кем- то беда, помощь сумею я вызвать всегда ( службы 01, 02, 03) 2. Правила поведения на улице 3. Если трудно станет вдруг, мне поможет старший друг( учить избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью к взрослым) 4. Оказание первой помощи при порезах, ссадинах. Декабрь Январь «Правила питания» 1. Полезные и неполезные продукты 2. Здоровая пища для всей семьи 3. Правила поведения за столом 4. Сервировка стола( приглашаем в гости) Февраль «Откуда берутся болезни» 1. Признаки заболевания 3. Как вести себя во время болезни 4. Профилактика заболеваний Март «Овощи и фрукты – нужные продукты» 1. Ценность овощей и фруктов 2. Лук – от семи недуг( о пользе лука и чеснока) 3. Зачем нужны соки и фрукты. Витамины – маленькое чудо природы 4. «Именины витаминов» Апрель Май «Знай свое тело» Глаза- главные помощники человека Забота о глазах Сделай компьютер своим другом Привычки человека Такая содержательная основа способствовала поддержанию интереса детей и создала условия для самореализации каждого ребенка и организации разнообразных видов детской деятельности: Д вигательная деятельность: - организовываю с детьми подвижные игры, народные подвижные игры, игры – соревнования, хороводные игры. Участие детей в этих играх способствует развитию основных движений, совершенствуются физические навыки и умения, укрепляется здоровье ребенка. - проведение физкультурных занятий в форме занятия игры, занятия – путешествия, круговой тренировки, динамических часов. И гровая деятельность: развивающие игры, где дети в ходе выполнения правил игр получают представления о частях тела человека, о разнообразных видах спорта, об элементарных навыках укрепления своего здоровья; К оммуникативная деятельность: при рассматривании книг, альбомов, развивающих карточек, учу детей размышлять, рассуждать, общаться друг с другом и делать выводы о том, что нужно делать, чтобы вырасти здоровым. П родуктивная деятельность: дети с удовольствием отражают в своих рисунках полученные знания о здоровом образе жизни. В ходе работы у детей проявляется инициативность, индивидуальность развивается воображение, дети творчески проявляют себя. Т еатрализованная деятельность: помогает воздействовать на осмысление приоритета здоровья для каждого ребенка, формированию здорового образа жизни, занимательный и поучительный кукольный спектакль использую в своей работе, как отличное дополнением к мероприятиям по воспитанию здорового образа жизни у дошкольников. Музыкальная деятельность дети слушают музыку Чайковского И. П. «Времена года», «Вальс снежинок», Кабалевского Д. Прокофьева С. и т. д. учатся элементам культуры слушательского восприятия. В музыкально – ритмичных движениях «Дождик», «Собираем урожай», «Солнышко и дождик» и т. д. дети развивают ритмичность, согласованность движений и музыки. У детей формируются представления о зна чении для здорового образа жизни развития творческих возможностей человека. Такая разнообразная детская деятельность позволила мне успешно интегрировать кружковую работу со всеми образовательными областями и проводить тематически е недели. Неделя «Здоровья», неделя «Спорта», неделя «Закаляйся, если хочешь быть здоров», неделя« Полезная еда», неделя «Витамины на грядке», неделя «Я, будущий спортсмен», «Моя семья» и др. Воспитывать у детей интерес к своему здоровью через кружковую работу «Будь здоров» помогают родители. Они принимают активное участие в жизни группы, стали верными помощниками в организации предметно – развивающей среды, выставок совместного детского творчества «Мой спортивный уголок», «Я, занимаюсь спортом», «Как провел выходной день», «Летние денечки», «Спортивные игры». Особую радость у детей вызывает, когда родители приобретают детям спортивные уголки, когда всей семьей встают на лыжи и коньки, когда дети могут похвастаться новым велосипедом, самокатом. Или когда дети рассказывают, что научили маму прыгать через скакалку, а папу отжаться от пола. Эффективными формами работы стали индивидуальные консультации и беседы, родительские собрания, и нформация в родительском уголке « Нехворайка ». Такие формы работы интересны детям, позволяют мне постепенно приобщить к здоровому образу жизни, стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость. Мониторинг достижений детей по воспитанию здорового образа жизни через кружковую работу «Будь здоров». контингент Критерии оценки эффективности здоровье сберегающей деятельности 2009- 2010г средняя группа 2010- 2011г старшая группа 2011- 2012г подготовительная группа дети Количество пропущенных дней по болезни одним ребенком, % 7, 9 7, 4 7, 2% часто болеющих детей 4, 2 4, 1 3, 9% детей, испытывающих психоэмоциональное напряжение средней степени 12, 1 11, 1 9, 5% информированности детей о здоровье 58, 3 76, 7 89, 9% детей имеющих высокий и средний уровень гигиенической культуры 70, 1 78, 5 90, 5 Литература: 1. Авдеева, Н. «Безопасность глазами ребенка» Учебно- методическое пособие по работе с детьми старшего дошкольного возраста. / Авдеева Н. , Князева О. , Стёркина Р. / / Основы безопасности жизни. – 2000. - №4. – С. 10- 13. 2. Белая, К. Ю. « Как обеспечить безопасность дошкольника » методическое пособие изд. – М: 2000. - 108 с. 3. Богина, Т. Л. « Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях » методическое пособие/ Т. Л. Богина. – М. : Мозаика- Синтез, 2005. – 112с. - ( Библиотека воспитателя) 4. Борисова, Е. Н. « Система организации физкультурно- оздоровительной работы с дошкольниками » методическое – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 144 с. –( Дошкольное образование) 5. « Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка » – М. : Школьная пресса, 2007. – 24с. –( Я – человек) . 6. Деркунская, В. « Как воспитать ребенка валеологически культурным? »: / В. Деркунская, Н. Поведенок/ / Дошкольное воспитание. – 2004. - №11. - С. 12- 15. 7. Змановский, Ю. Ф. « Во спитаем детей здоровыми» методическое пособие – М. : 2001. - 94 с. 8. Лоскин, В. А. , Голубева, Л. Г. «Растем, играя» Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физической культуры. – М. : Просвещение, 2002. – 110с. 9. Маханева, М. Д. «Воспитание здорового ребенка» пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М. : АРКТИ, 2000. – 107с
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий