a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста"

Автор: Корнилова Наталья Борисовна Опубликовано: 2017-02-25 19:13:18

Документы для скачивания

«Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста» А. С. Макаренко подчер кивал, что игры ребенка с игрушками- материалами, из которых он кон струирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельнос ти: из материалов человек создаё т ценности и культуру». Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает   создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.       Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.       Конструирование, как вид деятельности, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, отвечает интересам и потребностям детей, носит познавательный и творческий характер. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются основы волевого по ведения и таким образом занятия конструированием способствуют развитию личностной готовности к школе.       Иногда папы и мамы стремятся как можно больше накупить игрушек. Им кажется, что, чем их больше, тем лучше ребёнок станет играть. Но это ошибочное мнение. Перена сыщать игрушками так же вредно, как и пищей. Лучше, если у ребёнка имеются не только готовые игрушки, но и легко трансформирующиеся большие пустотелые кубики и кирпичики, коробки картонные и спичечные, лоскуты ткани и искусственного меха, листы плотной бумаги, дощечки и т. п. Из них ребёнок может самостоятельно делать разнообразные игрушки. Это не только забавляет ребёнка, но и даёт простор его фантазии, благодаря которой он легко включается в любую игру, исполняет самые разные роли. Игрушка тогда удовлетворяет ребёнка, когда она отвечает его потребностям. Ведь с какой лёгкостью он приспосабливает для игр окружающие предметы!      Выдел яются два типа конструирования: техническое – это конструирование из строительного материала( деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы) ; конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков и  художественный тип конструирования, к которому относятся  конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.       Игры и занятия с конструктором позволяют в интересной для ребенка деятельности сформировать у него усидчивость, стремление к познанию, умение планировать свою деятельность и добиваться результата.       Существуют различные виды конструктивной деятельности детей, каждая из которых способствует формированию познавательных и социальных мотивов учения: Конструирование по образцу-   детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материала.   В основе деятельности детей лежит подражательная деятельность, она   является важным обучающим этапом. Этот вид конструирования способствует формированию у ребенка умения организовывать самостоятельную поисковую деятельность творческого характера. Конструирование по условиям- детям не дают образца постройки, рисунков и способов ее возведения, а лишь определяются условия, которым постройка должна соответствовать( например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п. ) . Для ребенка   это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. В процессе такого   конструирования у детей сформируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность. А так   же ребенок учится подчиняться определенным правилам и условиям, причем в игровой деятельности эти правила легко становятся для него внутренними, не принудительными. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам-   имеет моделирующий характер  деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создается возможность для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эта   возможность успешно реализуется при обучении детей сначала построению простых схем- чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам- схемам.   Данный вид конструирования способствует развитию у детей развивать образного мышления – моделирующее познавательное действие, которое состоит из операций замещения( частей предмета деталями конструктора) , пространственного   объединения заместителей в целостное образование( модель объекта) , и операции отнесения модели к реальности, ее преобразования или воспроизведения. Конструирование по замыслу  -     способствует развитию творчества детей, в котором проявляется их самостоятельность, ведь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.   Однако необходимо  помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача для дошкольников, так как замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Конструирование по теме  -     эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Данный вид конструирования способствует расширению кругозора ребенка, освоению особенностей окружающего мира. Все виды конструктивной деятельности ребенка дошкольного возраста способствуют развитию его познавательных и творческих способностей, а так же формированию основ учебной деятельности  и мотивационной готовности к обучению в школе.

Оставить комментарий: