ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СО ШКОЛОЙ
ПРОБЛЕМЫ
ПОДГОТОВКИ 6- ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Сегодня в мировой образовательной практике ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов, по своей потенциальной содержательной емкости не уступающий ни одной из последующих ступеней. Не использовать этот колоссальный резерв, потенциал не дальновидно и не государственно.
Легкомысленное отношение к детям дошкольного возраста оборачивается для них в лучшем случае безвозвратно упущенными возможностями, а в худшем деформацией логики всего последующего жизненного пути – онтогенеза.
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Понимание проблемы постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание ученных и педагогов было сосредоточенно на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия необходимо создать для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание. Кроме этого, дошкольное детство современных детей, сократилось на целый год.
В дошкольном возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенные для развития детей. Шестилетки в целом еще принадлежать дошкольному миру. Если у 7-летнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у 6-летнего ее окончательное завершение осуществляется в первый год обучения.
Эксперименты почти тридцатилетней давности по их обучению показали, что ребенок шести лет действительно способен усваивать учебный материал. Но при этом у него еще сохраняется острая необходимость играть. Это ребенок играющий. Поэтому обучение шестилеток изначально задумывалось как обучение игровое. Шестилетки еще малы «психологически» т.е. не готовы к школьному типу обучения.
Сегодня мы опять обращаемся к проблеме подготовки 5 - летних детей к школе. Эту проблему необходимо рассматривать через призму таких положений:
- Подготовка ребенка к школе вообще должна начинаться не в старшей группе, не с пяти лет, а с первых дней пребывания малыша в детском саду, а может быть и раньше.
- Для того чтобы эффективно подготовить ребенка к школе, сначала необходимо готовить к этому родителей, педагогов-воспитателей и учителей.
Проблема 1.
Целевые ориентиры образовательной деятельности в процессе дошкольной подготовки не соответствуют особенностям и психолого-педагогическим закономерностям развития детей.
Цели и задачи дошкольного и начального школьного звеньев образования определены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования соответственно. Но зачастую они только декларируются. На практике имеет место несогласованность целей и задач дошкольного и начального звеньев образования.
В процессе подготовки ребенка к систематическому обучению в школе должны доминировать не содержательные, а развивающие компоненты формирования мышления детей.
Работа, нацеленная на повышение адаптивности системы дошкольного образования, имеет смысл в том случае, если на практике реализуется идеал преемственности как стремления и способности школы продолжить работу, начатую на предыдущей ступени образования.
Это касается воспитателей и учителей.
Что качается родителей - это тоже проблема. Если развивать дошкольное образование, руководствуясь интересами родителей, то система дошкольного образования неизбежно превратится в сферу услуг, образовательных, но услуг.
Как известно из педагогики, образование, в т.ч. и дошкольное – это целостный педагогический процесс, осуществляющийся в интересах личности, общества, государства.
Проблема 2.
Профессиональная пригодность педагогических кадров, проводящих работу по подготовке к школе 6 - летних детей.
Такую работу проводят педагоги в условиях дошкольного заведения и учителя в школе. Наряду с профессиональным, грамотным подходом к работе с 6 - летними детьми некоторые педагоги допускают грубые педагогические ошибки. А именно:
Воспитатели:
- Не знают содержания программы 1 класса общеобразовательной школы, т.е. работают «вслепую».
- Переносят содержание программы подготовительной группы на работу с детьми 6 - го года жизни.
- Выполняют необоснованные требования школы по обучению детей узкопредметным навыкам (чтению, счету, письму). «Идут на поводу» у родителей, выполняя их требования.
- Узко понимают «готовность детей к обучению».
- Имеют место устаревшие взгляды на задачи по подготовке к обучению в школе, на роль и место педагогов в этой работе.
- В практике работы с детьми дошкольного возраста имеет место тенденция дублирования содержания, форм и методов школьного обучения.
- Перекос в учебно-образовательном процессе дошкольного заведения в сторону формирования знаний и умений. Ориентировка на приоритет знаний.
Учителя:
- Не знают содержания программ подготовительной к школе групып дошкольного образовательного учреждения.
- В работе по подготовке детей к школе используют школьные программы. Эта работа напоминает пропедевтический курс начального обучения. Такая подготовка нацелена на решение узкого круга задач, связанных только с учебной деятельностью ребенка, забота о полноценном проживании важнейшего периода развития дошкольного детства остается за пределами внимания учителя
- Используют школьные методы и приемы работы.
В детском саду и школе - только хорошо подготовленный, имеющий высокий социальный статус, материально защищенный педагог, может быть воспитателем, проводником современных образовательных технологий.
Проблема 3.
Неоправданное завышение требований к показателям развития детей 6-го года жизни
Программы по дошкольному воспитанию, как правило, содержат раздел «Подготовительная группа» или «Старший дошкольный возраст» (от 5 до 7 лет). Воспитатели же пытаются реализовать все содержание программы, не вникая в их возрастную направленность. Необходимо развести возрастные нормативы, возможные и желательные достижения по основным направлениям развития в узловых точках дошкольного возрастного диапазона к 6 и 7 годам. Это поможет воспитателям определять соответствие достижений ребенка нормативам, может служить знаком готовности ребенка к школьному обучению.
Проблема 4.
Многоплановость ( разночтения ) в понимании «готовности к обучению».
В реальной жизни получается так, что взрослые понимают «готовность» «под себя», не учитывая интересов ребенка. Образование в этом смысле не приближается к нуждам каждого ребенка.
Проблема 5.
Некомпетентность родителей в вопросах психофизических особенностей детей и их подготовки к школе. Отсутствие просветительной работы с родителями.
Поступление в школу – значительное событие в жизни ребенка. Оно коренным образом меняет социальную ситуацию развития и во многом определяет перспективы развития личности. Это период смены ведущей деятельности и появления новой роли – роли ученика.Исследования семьи в условиях кризисного общества выявляют возросшую отчужденность родителей и детей, дефицит душевного тепла, ласки, внимания к детям и их проблемам со стороны родителей. Родители мало общаются с детьми. Родители реже, чем раньше, и с неохотой посещают консультации, родительские собрания, организованные воспитателями. Отмечается возрастание негативного восприятия родителями детей. Скорее всего, это результат воздействия общества на семью. В условиях социальной и экономической нестабильности под гнетом страха «не справится» с жизнью: потерять работу, обеднеть, заболеть, родители сами становятся неуверенными, уязвивыми, эмоционально нестабильными, появился новый социальный страх – неуспешность детей. Родители боятся, что ребенок, не подготовленный к школе или недостаточно хорошо справляющийся со школьными требованиями, может не выдержать конкуренции с другими детьми, оказаться неудачником, малоценным в глазах педагогов и сверстников, без перспектив в будущем. Поэтому хороший детский сад, по мнению родителей, это тот, в котором много занятий, где учат читать, писать, считать, и который больше похож на школу.
Несмотря на большой выбор литературы по вопросам развития и воспитания ребенка дошкольного возраста, современные родители, в большинстве, остаются психологически не грамотны.
Предложения и рекомендации:
- создать условия для повышения психологической компетентности родителей детей разных возрастных групп – курсы повышения родительской компетентности и эффективности;
- создать сайты для родителей по актуальным вопросам детского развития и воспитания, предусмотреть возможности получать советы и консультации психолога через Интернет.
Идея подготовки детей дошкольного возраста хорошая, но требует очень серьезного к ней и отношения, в противном случае дошкольное образование может быть подвержено необратимым деструкциям.