Консультация для родителей "Полные и худощавые дети".
Полные и худощавые дети.
- Совет – профилактический. Если ваши сын или дочь с ранних пор проявляют склонность к вкусной еде, не стоит принимать это как руководство к действию и кормить по принципу «сколько влезет». Почему?
Во-первых, потому что таким образом вы поможете сформировать у ребёнка привычку есть больше, чем он тратит энергии. Если в детском и подростковом возрасте ещё сохраняется естественная потребность в движении, то с годами она слабеет и легко утрачивается. А у «дигестивников» с их тягой к комфорту и вкусненькому – особенно.
Во-вторых, растущий организм и так в определённые периоды развития испытывает немалые трудности, связанные с возрастной перестройкой основных органов и систем, а избыток жиров и углеводов, прежде всего в мучном и сладком, а также в популярных картофельных чипсах (крахмал, жир и много соли), может усугубить эти проблемы настолько, что эндокринная система не справится с ними, следствием чего станет нарушение обмена веществ. В этом случае упитанность перерастает в ожирение, а это уже болезнь, которую не всегда легко одолеть.
Что же тогда – морить голодом? Нет, конечно. Вместо вредной привычки много есть постарайтесь сформировать у ребёнка (да и вам не повредит, так что старайтесь вместе) полезную привычку – много двигаться: ходить пешком, заниматься подходящим спортом. А вместо чипсов, конфет и пирожных предлагайте свежие овощи и фрукты; жирные жареные котлеты замените в меню постным тушёным мясом и нежирными молочными продуктами.
И ещё. «Дигестивники» очень любят соль, вплоть до того, что опускают пальчик в солонку и потом его облизывают. Соль задерживает жидкость в организме, не позволяя «таять» жиру. Именно поэтому так опасно увеличение вкусно хрустящими чипсами. Соли лучше есть немного, при необходимости можно пользоваться её безобидными заменителями, имеющимися в продаже, а можно в некоторые виды еды добавлять вместо соли соевый соус. И вообще, проявляйте больше фантазии!
- Совет – диетический. Если ваш ребёнок «тонкий и звонкий», ест мало и неохотно (и при этом не болен!), не стоит насильно заставлять его освобождать тарелку. Еда без удовольствия впрок не пойдёт, а станет нервным стрессом, к которым дети астенического и торакального телосложения очень чувствительны. Не надо есть под телевизионную передачу, делать за едой уроки и т.д.
Худеньким тоже не стоит налегать на сладкое и жирное, жареное и острое или солёное. Постарайтесь обеспечить им достаточное количество белков (мясо, рыба, молоко, яйца), овощей и фруктов, особенно свежих, и полноценных злаковых – зерновой хлеб, гречка, овёс, бобовые культуры.
- Совет – образовательный. Не прогоняйте ребёнка из кухни, когда готовите еду. Это в равной мере относится и к мальчикам, и к девочкам. Здесь столько интересного и познавательного – такого, что и знать надо, и в жизни пригодится! Можно рассказать обо всех овощах и фруктах, как и где они растут, почему не только вкусны, но и полезны. А ещё о том, где «растёт» каша, из чего и как делают тарелки, чашки и кастрюли, как разрисовывают фарфор кисточкой и красками, а также о многом другом, что в последние годы дети изучают в школе на уроках технологии. Только на кухне все эти рассказы вовсе и не учёба, и не сидение за партой или письменным столом, а взаимоприятный разговор – игра.
Если ребёнок хочет принять участие в приготовлении еды, это следует всячески приветствовать и поощрять, даже если первый опыт не слишком удачен. Пролитое или просыпанное убираем вместе, на равных, не сердясь. Очень неплохое занятие – почистить картошку обычным ножом, помыть её, порезать и самостоятельно пожарить. А потом съесть (вместе с мамой, очень вкусно!) и помыть тарелки. Смотрите-ка, в одном этом примере столько разных умений и навыков!
Для развития тонкой моторики – упражнение с кухонным ножом и картошкой. Конечно, нож должен быть небольшим, по руке, и не тупым, иначе при неловком движении он скользнёт с картофелины и попадёт по руке. Любой процесс нарезания продуктов (картошки, хлеба, овощей и фруктов) – это дополнительный ненавязчивый урок геометрии. Приготовление салата – урок эстетики, здесь и форма кусочков, и сочетание цветов разных продуктов, и букет вкуса: лимон кислый, лук горький. А всё вместе – урок химии (включая мытьё жирной тарелки). Ну а физика вообще везде вокруг нас. Почему нож падает на пол, а не летит к потолку? Почему яблоко катится, а ломтик хлеба лежит, как лежал? Почему большая тефлоновая сковородка, на которой картошку жарили, лёгкая, а старая бабушкина чугунная – тяжёлая? Если у вас плита электрическая или микроволновая – вот вам и физика электричества. Отчего нагревается электрический утюг и почему им можно гладить? И зачем на утюге регулятор температуры? Отчего молоко в холодильнике холодное, а вода в чайнике кипит и обжигает?
Попробуйте такой способ общения, и вам понравится. Темы вы легко придумаете сами, что-то вспомните, что-то почитаете. Скучно же на кухне ежедневно делать одно и то же, глядя одним глазом в телевизоре очередной боевик или бразильский «мыльник». Используйте это «кухонное» время для общения с детьми. В совместных разговорах и за их речью сумеете проследить, и кругозор развить, и, что важнее всего, станете ближе и интереснее друг для друга.
- Совет – организационный. Зная свой тип конституции, каждому человеку следует придерживаться таких правил поведения в жизни, включая повседневную двигательную активность и занятия спортом, чтобы максимально использовать свои преимущества и сгладить недостатки. Расскажите ребёнку то, что показалось вам полезным в прочитанной брошюре, в том числе объясните, что все люди разные и это хорошо, а не плохо. Каждый человек обладает своими свойствами и способностями, среди которых всегда есть выигрышные, удачно отличающие его среди других. Вы, конечно, читаете вместе с ребёнком книги, персонажи которых напоминают внешностью и характером представителей разного телосложения, например худощавые Ахиллес и Дон Кихот, атлетичные Гермес и Персей (мышечный тип), могучий Геракл, толстяк Фальстаф, любитель варенья Винни Пух.
Отсюда и выводы для практической деятельности. Детям и взрослым астено-торакального телосложения не стоит без необходимости браться за работу, требующую резких и очень интенсивных усилий. Лучше растянуть её во времени, чтобы оказаться в более выгодном положении за счёт высокой выносливости, заложенной природой. При выборе режима спортивной и оздоровительной тренировки лучше ориентироваться на велосипед, лыжи, плавание, бег на длинные дистанции – любые «циклические» виды спорта, где особенно нужна выносливость. От модных восточных единоборств или аэробики не стоит ожидать быстрых и явных результатов, вряд ли ваш ребёнок станет чемпионом в этих видах.
«Дигестивникам» при выборе вида спорта следует учитывать склонность к спринтерской, интенсивной, но сравнительно кратковременной работе, довольно быструю утомляемость и к тому же леность, несобранность. В спортивной тренировке наиболее успешными они могут оказаться в упражнениях, требующих быстрой силы, - тяжёлой атлетике, единоборствах, метаниях и т.п. Конечно, заниматься тяжёлой атлетикой младшим школьникам рано, нужно подождать несколько лет. При избыточном весе полезны велосипед или гребля, аэробика сидя или лёжа, но не бег и прыжки (слишком велика нагрузка на суставы).
- Совет – проблемный. Чем же накормить ребёнка утром, когда вам самим и поспать хочется, и времени нет, потому что надо успеть на работу, в школу, в детский сад. Всем известно, как полезны молочные продукты. Берём из холодильника йогурт (опять йогурт!), а на улице зима, мороз, и холодного не хочется. Правда, есть пачка творога, но он ещё противнее без всего Стоп! Вот здесь вы не правы, потому что творог – продукт столь же многообразный, сколь и полезный. Особенно он полезен детям – и полным, и худеньким. Вопрос в том, в каком виде творог предложить, чтобы он был съеден без остатка.
- Совет – технологический. Берём пачку творога, одно яйцо, ложку муки. Быстро всё это размешиваем, добавив немного молока. Сахара и соли (белые яды) – не надо! Точные пропорции зависят от творога, размера яйца, главное, чтобы масса стала «резиновой». Кстати, её можно заготовить с вечера или даже за два дня до использования. Между делом ставим на плиту сковородку, наливаем немного рафинированного растительного масла (а можно и нерафинированного, если оно прогреется до соприкосновения с едой, то запаха масла не будет). Если тесто для сырников достаточно плотное (резиновое), то муки не надо, лепите их мокрыми руками – и на сковородку или в подсолённый кипяток (это «ленивые» вареники).
- Совет – грамматический. Что лепить – вот здесь и начинается таинство приготовления. Вариант 1 под названием «буквы». Мокрыми руками на доске, тоже мокрой или слегка присыпанной мукой, раскатываете тесто на тонкие «колбаски», из каждой ложки теста получается полоска толщиной 1-1,5 см. и длиной около 15 см. Эту полоску вы складываете в виде любой буквы алфавита и на сковородку. Всю поверхность сковороды заняли – прикройте крышкой, но неплотно. Пока первые жарятся, можно раскатать новые полоски. Только не увлекайтесь – жарится очень быстро. Если снизу румяные, переворачивайте лопаточкой. Готовые буквы положите на плоскую тарелку, чтобы им было просторно. Есть можно, с чем хотите - подойдут сметана с сахаром или без, варенье, овощная икра (творог не всегда едят сладким, попробуйте) – или просто так. Съедается в одно мгновение. Учите буквы и читайте на здоровье!
- Совет – арифметический. То же, но для усвоения математических знаний. Из уже известного творожного материала лепим «счётные палочки». Их жарить очень удобно, потому что на сковородке помещается сразу много палочек. Ещё один вариант счётного инструментария называется «домики». Из того же теста катаем маленькие шарики диаметром примерно 2,5 см. Кладём на сковороду, обжариваем с одной стороны, потом поворачиваем на бочок, а потом на третью сторону, так что получается как крыша домика. Их тоже очень приятно считать, постепенно съедая. Цифры лепим так же, как и буквы, можно сделать плюсы и минусы и читать цифровые записи – вкусно и полезно для здоровья и ума.
- Совет – географический. Называется «белый остров». Географии в нём не много, прямо скажем. Но вкусно, полезно и интересно. И сразу понятно, что такое остров. Готовится очень быстро, почти мгновенно. Здесь творог не подвергается тепловой обработке, так что проследите, чтобы был свежий. С вечера или когда будет время, сварите кисель. Особенно хорош клюквенный или вишнёвый, довольно густой. Наливайте его в глубокую тарелку. Творог размешивайте с небольшим количеством тёплого молока и кладите пару ложек в середину кисельного озера, получается белый остров. Вместо обычного творога из пачки можно взять готовый детский творожок с фруктами или какой-нибудь другой. Эффект не теряется.
- Совет – завлекательный. Ваш ребёнок не ест яйца? Это беда поправима. Нарисуем весёлую рожицу. Для этого надо 1 яйцо (нелюбимое), ложку обычной муки, немного молока, соль – если хотите. По сути, это омлет, в который добавлено немного муки. Лучше, чтобы не было комков, размешать сначала муку с молоком. Молока возьмите 2-3 столовые ложки, добавьте яйцо, всё взбейте или просто размешайте и вылейте на горячую сковородку. Огонь сразу убавьте до минимума. Когда края «блина» поднимутся, переверните его на другую сторону. Ещё минутка – и на тарелку. «Лицо» готово, только нарисуйте на нём чем захотите глаза, нос, рот. Кушать подано!
И на прощание. Несмотря на обилие готовых к употреблению продуктов для детей, не стоит полностью переходить на магазинную пищу. Конечно, это удобно и не надо думать о содержании белков и витаминов, но и при этом ваше общение лишится части того тепла, которое и делает квартиру домом, сплачивает и согревает членов семьи. А если к приготовлению пищи относиться как к творчеству, тогда легко придумать и способы экономии времени, и приёмы приготовления вкусной и красивой еды.