Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ
Документы для скачивания
27 октября 2016 года Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ Семинар Цель: познакомить коллег с методами и приемами использования информационно коммуникационных технологий; формировать желание коллег оценивать уровень интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду, анализировать возможности ИКТ; выбирать и использовать инструменты ИКТ, электронные образовательные ресурсы в соответствии с задачами своей профессиональной педагогической деятельности. Задачи: ознакомить с основными нормами ИКТ для реализации интеграции и внедрения информационных технологий в процессы воспитания и обучения; сформировать личностно- ориентированные формы взаимодействия субъектов, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка; о бобщение знаний требования ФГОС, регламентирующих профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ; довести информацию о соответствующих санитарные правила и нормы( СанПиН) . Значимость: материал будет полезен педагогическим работникам для активизации использования информационно – коммуникативные технологии в работе с детьми. Ожидаемые результаты: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ. реализация личностн о- профессионального роста педагогов. активно используют информационные технологии в образовательном процессе; Актуальность проблемы В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ( информационно- коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Сегодня много говорят о необходимости внедрения инновационных технологий. В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников. В настоящее время многие педагоги в своей практике активно применяют информационно- коммуникационные технологии- технологии доступа к различным информационным источникам, помогающим в решении многих задач: в воспитательно – образовательной, коррекционно- развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и, наконец, в саморазвитии. При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ. По направлениям использования информационно- коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на: использование ИКТ при организации воспитательно- образовательного процесса с детьми; использование И КТ в пр оцессе взаимодействия ДОУ( педагога) с родителями; использование И КТ в пр оцессе и организации методической работы с педагогическими кадрами. Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе: привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной; формировать информационную культуру у детей; активизировать познавательный интерес; реализовывать личностно- ориентированный и дифференцированный подходы в обучении; дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе; активизировать мыслительные процессы( анализ, синтез, сравнение и др. ) В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно- коммуникативных технологий: Компьютер Мультимедийный проектор Принтер Видеомагнитофон, DVD плейер Телевизор Магнитофон Фотоаппарат Видеокамера Электронные доски Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем: • При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная « аутизация » и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости. • При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств. • Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет. Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе: позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала; использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно- образное мышление детей дошкольного возраста; одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация; при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов; с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни( например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д. ) . Между тем, не стоит забывать при внедрении ИКТ в образовательный процесс и о взаимодействии с родителями. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями: минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации; возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы; обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации; оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой; рост объема информации; обеспечивает диалог субъектов коммуникации( электронная почта, форум) ; оперативное получение информации; расширение информационных потоков; создание электронных газет, журналов; на родительских собраниях, можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные консультации с наглядностью; онлайнсультации специалистов для родителей; дистанционное обучение для часто болеющих детей. Правила и нормы СанПин при использовании информационно – коммуникативных технологий. По требованиям СанПин занятия с использованием компьютера предполагают для детей 5лет – 10 минут, для детей 6- 7 лет- 15 минут. Но если использовать компьютер только в качестве экрана, то позволяется при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физминуткой. В конце занятия обязательно проводится гимнастика для глаз. Конечно, обязательно проветривание помещения до и после занятия. Занятия с использованием ИКТ проводятся не более 2 – 3 раз в неделю, все занятия проводятся с подгруппой детей. СанПин нам определяет размер экрана 28 дюймов или от 69 см( для всей группы) . Вывод: Таким образом, использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя может дать возможность внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, информационные технологии значительно расширят возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Возможности использования современного компьютера позволят наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Использование компьютера в ДОУ может вполне оправдать и принести большую пользу для развития всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя. Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей. В этот процесс вовлекаются и родители- начинают активнее участвовать в групповых проектах. АНКЕТА ИКТ компетентность воспитателя. Уважаемые коллеги! Заполните, пожалуйста, данную Анкету с целью определения направления развития информационного службы и оказания методической помощи по освоению новых информационных технологий. Фамилия И. О. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Должность_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Дата_ _ _ _ _ _ _ _ 1. Работа с файлами и каталогами Работа с файлами и каталогами в среде одной из операционных систем( в том числе работа с копированием, удалением, переноса файлов из одной папки в другую) умею не умею умею и могу научить других 2. Работа в текстовом редакторе ( например, MS Word) набор текста, редактирование и форматирование умею не умею умею и могу научить других 3. Создание презентаций умею и могу научить других не умею 4. Обработка графического изображения изменение качества картинок/ фотографий( в т. ч. для дальнейшего размещения в дистанционных пространствах учителя; обрезка, настройка цвета и т. п. ; сохранение различным форматом умею и могу научить других не умею, нет необходимости в работе 5. Работа с видеофайлами. Работа со звуком умею и могу научить других не умею, нет необходимости в работе 6. Работа с электронной почтой. Работа с Интернет не умею умею и могу научить других 7. Цифровые Образовательные Ресурсы Подбор и использование ЦОР для занятия. Поиск, ссылки с банком ЦОР. ( ЦОР- например, видео, цифровые плакаты, цифровые лаборатории, анимации, презентации, тесты, тренажеры и т. п. ) умею и могу научить других не умею 8. Что для вас является самым сложным при работе на компьютере можно выбрать несколько вариантов ответа отправка писем по электронной почте находить информацию в Интернете внесение данных в электронные таблицы создание презентаций к уроку создание дистанционного курса( наполнение его ресурсами и заданиями) создание заданий для учащихся для работы в интерактивном кабинете создание заданий для учащихся для работы на интерактивной доске у меня нет сложностей при работе с ПК другое: 9. Использование ИТ В каких из предложенных вариантов Вы используете ИТ? можно выбрать несколько ответов самообразование( в т. ч. вебинары, видеоуроки, новости и научно- популярные ТВ- программы и сюжеты) использование проектора или телевизора( демонстация или интерактивные задания с рабочего места учителя во время демонстрации на экране) размещение своих разработок или результатов мероприятий( проведенных Вами) в информационной среде( сайт доу, сайты педагогических сообществ) родительские собрания электронная переписка с родителями( в том числе с использованием электронной почты, сообщения в социальных сетях) использование тренажеров и виртуальных лабораторий( в том числе ресурсы, предлагаемые" Единой коллекцией ЦОР" ) использование устройствами сбора данных( в том числе видеокамера, фотокамера и т. п. ) подготовка к НОД( мероприятию) с использованием Интернета разработка дидактических материалов на компьютере( презентаций, раздаточного материала и т. п. ) интернет- олимпиады, дистанционные конкурсы и игры проект с использованием ИТ другое 10. Вы применяете санитарные нормы и правила при работе с компьютером? да нет Е. С. Волошина заведующий Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №33» Консультация Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий Развитие современного общества неразрывно связано с научно- техническим прогрессом. Одним из приоритетных современных и важнейших направлений процесса информатизации современного общества является информатизация дошкольного образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого- педагогических целей обучения, воспитания. Система дошкольного образования на современном этапе предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, внедрению новых образовательных технологий, методов и приемов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их внутренних возможностей. Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ, и использование информационных технологий в воспитательно- образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании. Ведь использование информационных технологий открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно- образовательного процесса. Используя в воспитательно – образовательном процессе информационно – коммуникационных технологий мы учитывали санитарно- эпидемиологические правила, ФГ ОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и требования к условиям. С целью развития у детей устойчивого познавательного интереса к различным видам деятельности педагоги начали использовать в своей деятельности мультимедийные презентации, которые построены с учетом возрастных особенностей дошкольников, с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасными помощниками при проведении НОД. Так в ходе недели знакомства с космосом и его пространством с учетом его возрастных особенностей позволило преподнести материал логично, последовательно с опорой на наглядность. Преподнесение материала по данной теме осуществлялось через экран с помощью проектора – иллюстрации, видеоролики, карта солнечной системы, карта звездного неба. Использование информационных технологий совершить путешествие по космосу в установленные временные рамками СанПиН. Чередование теоретического и наглядного материала позволяет добиться поставленных целей. Ведь просматривая «живую» картину дети быстрее и лучше воспринимают и усваивают материал. Грамотно подобранный материал, лаконичный позволяет отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу. Процесс освоения и внедрения информационно – коммуникационных технологий педагогами позволило: создавать графические и текстовые документы( самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д. ) ; применять электронные дидактические и педагогические программные средства; использовать информационные технологии в образовательной деятельности; овладеть элементом программы MO Power Point для создания мультимедийных презентаций; делать образовательную деятельность более наглядными и интенсивными; формировать информационную культуру у детей; активизировать познавательный интерес; реализовывать личностно- ориентированный и дифференцированный подходы в процессе воспитательно – образовательного процесса; активизировать деятельность самого воспитателя, сформировать у него интерес к работе. А в процессе работы с детьми можно сказать следующее: у детей повысилась мотивация к познавательной деятельности; формируется активная позиция субъекта обучения; дети легче усваивают преподносимый материал; значительно сокращается время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций. В заключении хотелось бы сказать, что: преимуществом использования информационных технологий является уход от словесного преподнесения материала на поисковую и творческую деятельность педагога и детей. Следовательно, меняется и роль воспитателя в образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником; использование информационных технологий в деятельности педагога ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании, совершенствовать все звенья управления в сфере образования, расширяя возможности доступа к информационным ресурсам, помогает развивать навыки работы на компьютере и повышать творческую фантазию и воображение.