a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ: тематические дни.

Опубликовано: 2017-03-02 15:55:17

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого ребёнка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям. Процесс познания у ребёнка-дошкольника происходит эмоционально-практическим путём. Ребёнок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка, тем успешнее идёт его развитие. Вот почему одной из основных задач дошкольного образования является поиск разнообразных форм работы с детьми, которые способствовали бы полноценному развитию личности.

Поисковая активность является одним из главных и естественных проявлений детской психики, которая выражается в потребности исследовать окружающий мир. Организация познавательно-исследовательской деятельности направлена на создание условий, в которых ребенок дошкольного возраста смог бы проявить себя как пытливый исследователь окружающего мира.

В основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях. Наша задача – развитие личностных, физических и интеллектуальных качеств дошкольника.

Известно, что ребенок усваивает  прочно и надолго все то, что слышит, видит, и делает сам.

В основе идеи   проведения  тематических дней положен приём погружения детей в тему, которая позволяет объединить их в деятельности. Наиболее близкие, естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность и детский труд. Используя интегрированный подход при организации тематических дней, т.е. объединяя различные виды детской деятельности  общей темой, становится возможна более эффективная реализация задач воспитания и обучения. Взаимосвязь различных видов деятельности более мощно воздействует на человека, углубляет вызываемые ими впечатления, чувства и процесс их осознания.

Ценность тематических дней заключается в том, что являясь необычными по форме, они особенно увлекают детей, побуждая их активно осваивать общечеловеческие ценности. При проведении тематических дней дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность, инициативу, что создаёт благоприятные условия для развития индивидуальности и позитивных качеств личности. Тема не огра­ничивает возможности планирования разных видов деятельно­сти, задач развития, обучения и воспитания детей, она лишь является канвой, которая позволяет объединить все виды дет­ской деятельности, сделать их интересными, максимально по­лезными для детей.

Тематические дни в учебном процессе наполняются разнооб­разными познавательными занятиями, поисковой деятельностью, экспериментированием.

Практика показала, что тщательная подготовка педагогов к тематическому дню сполна окупается эмоционально-положи­тельной реакцией детей, их максимальной активностью в тече­ние всего дня, впечатлениями, которые наполняют детей.

Каждый педагог может проявить свое творчество, видение, опираясь на уровень знаний и уме­ний детей своей группы, внося приемы индивидуально-диффе­ренцированного подхода. Важно, чтобы тематические дни наполнялись не только орга­низованными мероприятиями, у детей должно быть достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности.

Тематическая неделя «Хочу все знать!»

Целевые установки

Совершенствование работы детского сада по познавательному развитию детей дошкольного возраста путем вовлечения их в познавательно-исследовательскую деятельность;

развитие познавательной активности и любознательности дошкольников в процессе экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности, формирование представлений у детей целостной «картины мира»;

взаимодействие детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования.

Образовательный потенциал тематической недели 
 Педагоги

Систематизация работы методической службы дошкольного образовательного учреждения по организации практико-познавательной деятельности; создание условий для эффективной реализации задач данного направления.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности.

Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм и методов работы по развитию познавательной активности дошкольников.

Организация сотрудничества детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования; использование активных форм и методов взаимодействия.

Дети

Формирование познавательных потребностей, развитие исследовательского интереса и творчества в процессе практического познания.

Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, накопление «багажа» исследовательских умений, овладение различными способами познания окружающего мира, мыслительными операциями.

Формирование представлений о целостной «картине мира», осведомленности в разных сферах жизни.

Развитие самостоятельности, инициативности, расширение кругозора.

Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности.

Родители

Знакомство родителей с направлениями педагогического поиска по проблеме познавательного развития дошкольников; повышение педагогической грамотности родителей.

Развитие практических навыков родителей в вопросах организации  детского экспериментирования.   

Мотивация родителей на сотрудничество с педагогами детского сада по данной проблеме, развитие творческого потенциала семьи, популяризация детского экспериментирования как эффективного метода познавательного развития ребенка. 

План тематической недели «Хочу все знать!»

 

 

Дни недели.

Содержание

 

 

День сюрпризов и загадок «Необычное рядом»

 

Понедельник

Открытие тематической недели. Музыкальное развлечение «Загадочные гости».

Игровые прогулки на участке. Сюрпризы и загадки.

«Необычное рядом» (рассматривание экспонатов на полочке «неясных» знаний, вечерние занимательные игры).

 

День экспериментирования «Маленькие исследователи»

 

Вторник

Занятия с элементами экспериментирования, поисковой деятельности; интегрированные занятия.

Опыты и эксперименты во время прогулки.

Организация экспериментальной деятельности во всех возрастных группах (индивидуальная и подгрупповая работа в вечернее время).

 

День следопытов и интересных открытий «Искатели приключений»

 

 

     

 

 

 

Среда

Занятия-путешествия во всех группах.

Физкультурно-театрализованные развлечения с элементами поисковой деятельности во время прогулки.

Тематическая выставка детских энциклопедий «Хочу все знать!»: работа в вечернее время в книжном уголке.

 

День викторин и занимательных игр «В гостях у Почемучки»

 

 

 

 

Четверг

Познавательные викторины,   турниры, игровые занятия.

Тематические прогулки с элементами эвристических бесед «Прогулка с Почемучкой»

Вечерний познавательный досуг  совместно с родителями.

 

День коллекционеров «Пещера сокровищ»

 

 

 

 

 

Пятница

Экскурсии по мини-музеям коллекций (взаимопосещение в группах).

Целевые прогулки по группам «Соберем коллекцию для творчества» (сбор природного и бросового материала).

Закрытие недели. «Путешествие в страну Знаний». Музыкальное развлечение в вечернее время 

 

Познавательно-исследовательская деятельность  актуальна как никогда, инновационные технологии, разрабатываемые в этой сфере должны реализовываться в каждом детском саду, в каждой группе, с каждым воспитанником. И только тогда ребенок, выпускающийся из детского сада, будет подготовлен и интеллектуально, и социально, и психически.

Оставить комментарий: