a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Нивхи – коренной народ Севера Сахалина

Автор: Иванова Ольга Фёдоровна Опубликовано: 2017-03-05 09:47:41

Управление образования муниципального образования городской округ «Охинский» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Золушка» г. Оха.

Викторина для родителей с детьми  «Мы живём на Севере».

Подготовительная группа ФФНр.

 

Учитель-логопед Иванова Ольга Фёдоровна

2017 год

 

 Расширяем и уточняем представления родителей и детей о  нивхах,                                                    коренных народностях Севера Сахалина.


Цель:

  1. Выявление интересов родителей, уровня их педагогической грамотности.
  2. Формирование у родителей практических навыков развития речи детей.
  3. Продолжать расширять и уточнять представления детей о коренных народностях Севера Сахалина.
  4. Учим детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
  5. Развитие любознательности и расширение словаря детей, воспитывать смекалку, сообразительность, помогать друг другу в случае затруднения.

Форма организации общения:

  1. Информационно-аналитическая (анкета – тест)
  2. Познавательная (презентация).
  3. Карта Сахалинской области.
  4. Рассказ жителей посёлка Некрасовка.

Предварительная работа.

  1. Экскурсия в музей. Экспозиция- В какой стране мы живём? - Как называется наша область?                                                                                
  2. Знакомство с книгой А.В. Тарасов, «Сахалин – ожерелье России».                                                                                                                                          
  3. Разучивание детьми стихов из книги Пономарёва Б.Н. «Сахалинские картинки», изд. г. Южно -Сахалинск. 2010 г.
  4. Разучивание игры«Внимательные животные».
  5. Разучивание песни: «Мы на севере живём»

Оборудование:  

  1. Карта Сахалинской области.
  2. ИгрушкаБурундучок.
  3. «Книга мудрости».
  4. Видео презентация «Нивхи – коренные народы Сахалина».                                
  5. Столы стоят по кругу. На них карточки соответствуют четырём времени года – белая -  зима, голубая - весна,  зелёная – лето, жёлтая  - осень.   
  6. Разучивание пословиц.

- Всем народам вместе дружно жить  и  Родину любить.                                                                          - Охранять природу, значит беречь Родину.

- Родина – мать.     

- Своя земля и в горсти мила.                                                                                                                       - Что написано пером - не вырубишь топором.                                                                                          - Пословица недаром молвиться.

- Доброе дело два века живёт.

- Зачем клад, коли в семье лад.- Человек без друзей что дерево, без корней.                                                                                       

- Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.                                                                                                   - Доброе слово человеку, что дождь в засуху

Ход собрания.

  1. Добрый вечер, уважаемые папы и мамы!.

Все  вы любите путешествовать?

Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по Сахалину.                                   

 - В какой стране мы живём?    …………………                                                                                                

 - Как называется наша область?   ………

В России живет много разных народов.  На севере Сахалина в селеНекрасовкаочень давно живут  смелые и мужественные люди– нивхи. Природа Севера суровая и жить было нелегко.

Сегодня у нас в гостях жители  села  Некрасовка – нивхи Лариса и Даша Найкун.

Они расскажут - какие профессии у жителей  Некрасовка, на чём ездят по тундре, в какие

игры играют дети.

  1. Рассказ гостя.

- Профессии: рыбаки, оленеводы, строители, учителя, воспитатели, врачи

- Ездят на оленях и собаках, запряжённых в нарты.

- Игры: «Перетяни канат», «Перепрыгни через нарты, «Удочка». «Внимательные животные».

 Сейчас вы всё это увидите  в нашем фильме:

  1. Просмотр презентации: «Нивхи – коренные народы северного Сахалина».

- Дети, что вам особенно понравилось?

- Какие у нивхов основные виды занятий? – рыболовство и охота.

Дети повторите эти слова, а родители – запишите эти слова в «Книгу мудрости».«Что написано пером- не вырубишь топором».

- Смотрите,  кто это спитв норке, за книгой?                     

 - Молодцы, отгадали - это наш милый, добрый Мудрый Бурундучок.  Сейчас он спит, потому что – зима.Он проснётся и поможет в нашем путешествии: белой зимой, голубой весной, зелёным летом и золотой осенью. Живёт он в посёлке Некрасовка.    МудрыйБурундучок принёс с собой «Книгу мудрости».                                     Дети узнают новые слова, а родители помогут записать слова, чтобы лучше запомнить.

  1. Мудрый Бурундучок спрашивает: «Чем занимаются нивхи ЗИМОЙ»?

- Мужчины–занимаются  зимней  рыбалкой и охотой.                                                                                           - Какую рыбу ловят нивхи зимой?  (Навага)                                                                                                    - Женщины занимаютсярукоделиями из кожи животных и  меха. Украшают симметричными завитками.-  Чем занимаются дети зимой? - Дети, зимняя  рыбалка -  это хорошо или плохо? -   Не очень – почему?(холодно)

1 Ребёнок:- А на зимнюю  рыбалку, просто времени нам жалко.                                                                             Лучше книгу почитать, чтобы обо всём узнать.

2 Ребёнок:Из-за парты  сели в нарты.  Полетел олень – стрела. И в заснеженном уборе тундра очень хороша! 

3.  Ребёнок:Скачет белочка по веткам:  шишки я готовлю деткам,                                                                      Чтоб зимой не голодать,  нужно всё в лесу собрать.– Какие новые слова вы запишите  в «Книгу мудрости»      

- Подходит здесь русская пословица: «Готовь телегу зимой, а сани летом»?- Как называются  сани для оленей и собак? (Нарты).

- Поэтому запишите   и  это слово в «Книгу мудрости»

4.МудрыйБурундучок весной просыпается: Дети,  вы знаете, чем занимаются нивхиВЕСНОЙ»?

- Мужчины готовят лодки.- Женщины плетут невод для летней рыбалки.                                                                

– А дети готовятся  к летним каникулам, учатся у них мастерству.                                     

4.Ребёнок:Тянем невод из реки:  отдохните рыбаки.                                                                           

К вам на помощь я иду. Тащить невод помогу. 

5. Ребёнок:- Мы мечтали о подарке,  когда ехали на Арке (реке).                                                                       Но не ждали мы никак  крупной корюшки косяк.

6.  Ребёнок:Падают дождинки- светлые слезинки.                                                                                              После дождика опять будем  солнышко встречать.- Запишите новые  слова  в«Книгу мудрости»

5. МудрыйБурундучок всё лето трудится вместе с нивхами, заготавливает орешки на зиму.

- Ребята, скажите:  чем занимаются нивхи ЛЕТОМ?- Мужчины ловят горбушу.                                                                                                                                            

– Женщины  собирают ягоды, грибы, орехи, черемшу..                                                                                  - Дети помогают родителям, ведь  «Летний день - год кормит»

7. Ребёнок:Уже лето за  окошком,  на мари берём морошку.                                                                                                                         

Светит словно солнышко, закрывая донышко…

8. Ребёнок:-  Я ловлю горбушу в речке,  чешуи блестят колечки. Красивейшая из рек  наша речка – Болодек.

 9. Ребёнок:Рыба-юкола висит и на солнышке блестит.                                                                                                                                                 Улыбается рыбак: каждый год ловить бы так!   

10. Ребёнок:- Из коры построим дом,  чистота, порядок в нём.                                                                                   Рада очень ребятня  - ни забора, ни плетня. - Мамочки, запишите новые  слова  в «Книгу мудрости»

6. Мудрый Бурундучокготовиться к длинной зиме, делает запасы осеньюА чем занимаются нивхи  ОСЕНЬЮ?-  Мужчины ловят кету.                                                                                                                         

-  Женщины режут юколу и сушат на солнце или на огне.                                                                                  

– Дети пошли в школу.

11. Ребёнок:- Я стою, раскрыв глаза,  перед нами Хангуза. (Залив)                                                                     Гуси сели отдохнуть,  впереди нелёгкий путь.

12. Ребёнок:- Пролетели журавли, прокурлыкали вдали.                                                                                 Значит осень у ворот лисой рыжею идёт.                                

13. Ребёнок:- Лангры – нерпичья река, неспокойна, глубока.                                                                             На песке медведя след.  Он живёт здесь много лет. 

14. Ребёнок: Семечки берёт  из рук  полосатый  бурундук. Бурундук - бурундучок,  ну-ка прыгни на сучок!

Спасибо, родителямвы  записали все  слова  в «Книгу мудрости»

7. Мудрый Бурундучок видел, как играют дети  в игру народов севера.

«Внимательные животные».В игре есть правила, которые нельзя было нарушать никому:

1.- Очередность ответов.                                                   

2. - Помогать товарищу, отвечать за него можно тогда, когда он сам попросит.

Игра:Каждый, стоящий в круге, выбирает роль животного. Показывает его характерной позой или жестом.           - Первый из играющих выходит в середину круга и показывает свой образ. Подходит к тому, кто отгадал,затем меняются местами.- Другой ребёнок выходит в круг и показывает свой образ. Выбывает тот, кто ошибся в пока­зе или больше трех секунд выдержал, или повторилобраз того участника, который уже был.

8. Наше путешествие подошло к концу. Мудрый Бурундучок благодарит всех и предлагает вспомнить пословицы о России. Поблагодарим наших гостей. Жизнь впереди длинная и мы продолжим нашу «Книгу мудрости» о  России, её народах на следующей викторине.– «Всем народам вместе дружно жить  и  Родину любить». 

- «Охранять природу, значит беречь Родину».

Домашнее задание. «Мудрый Бурундучок» дарит вам  рисунки из книги Бориса Николаевича Пономарёва «Сахалинские картинки».  Ихнарисовала преподаватель рисования  школы № 1  Кондрашова Светлана Витальевна и предлагает заштриховать их дома.

Спасибо, что вы были сегодня с нами, а мы с вами!

 

Оставить комментарий: