Нивхи – коренной народ Севера Сахалина
Документы для скачивания
Управление образования муниципального образования городской округ «Охинский» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Золушка» г. Оха. |
Викторина для родителей с детьми «Мы живём на Севере». |
Подготовительная группа ФФНр. |
|
Учитель-логопед Иванова Ольга Фёдоровна |
2017 год |
Расширяем и уточняем представления родителей и детей о нивхах, коренных народностях Севера Сахалина. |
Цель:
- Выявление интересов родителей, уровня их педагогической грамотности.
- Формирование у родителей практических навыков развития речи детей.
- Продолжать расширять и уточнять представления детей о коренных народностях Севера Сахалина.
- Учим детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
- Развитие любознательности и расширение словаря детей, воспитывать смекалку, сообразительность, помогать друг другу в случае затруднения.
Форма организации общения:
- Информационно-аналитическая (анкета – тест)
- Познавательная (презентация).
- Карта Сахалинской области.
- Рассказ жителей посёлка Некрасовка.
Предварительная работа.
- Экскурсия в музей. Экспозиция- В какой стране мы живём? - Как называется наша область?
- Знакомство с книгой А.В. Тарасов, «Сахалин – ожерелье России».
- Разучивание детьми стихов из книги Пономарёва Б.Н. «Сахалинские картинки», изд. г. Южно -Сахалинск. 2010 г.
- Разучивание игры«Внимательные животные».
- Разучивание песни: «Мы на севере живём»
Оборудование:
- Карта Сахалинской области.
- ИгрушкаБурундучок.
- «Книга мудрости».
- Видео презентация «Нивхи – коренные народы Сахалина».
- Столы стоят по кругу. На них карточки соответствуют четырём времени года – белая - зима, голубая - весна, зелёная – лето, жёлтая - осень.
- Разучивание пословиц.
- Всем народам вместе дружно жить и Родину любить. - Охранять природу, значит беречь Родину.
- Родина – мать.
- Своя земля и в горсти мила. - Что написано пером - не вырубишь топором. - Пословица недаром молвиться.
- Доброе дело два века живёт.
- Зачем клад, коли в семье лад.- Человек без друзей что дерево, без корней.
- Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь. - Доброе слово человеку, что дождь в засуху
Ход собрания.
- Добрый вечер, уважаемые папы и мамы!.
Все вы любите путешествовать?
Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по Сахалину.
- В какой стране мы живём? …………………
- Как называется наша область? ………
В России живет много разных народов. На севере Сахалина в селеНекрасовкаочень давно живут смелые и мужественные люди– нивхи. Природа Севера суровая и жить было нелегко.
Сегодня у нас в гостях жители села Некрасовка – нивхи Лариса и Даша Найкун.
Они расскажут - какие профессии у жителей Некрасовка, на чём ездят по тундре, в какие
игры играют дети.
- Рассказ гостя.
- Профессии: рыбаки, оленеводы, строители, учителя, воспитатели, врачи
- Ездят на оленях и собаках, запряжённых в нарты.
- Игры: «Перетяни канат», «Перепрыгни через нарты, «Удочка». «Внимательные животные».
Сейчас вы всё это увидите в нашем фильме:
- Просмотр презентации: «Нивхи – коренные народы северного Сахалина».
- Дети, что вам особенно понравилось?
- Какие у нивхов основные виды занятий? – рыболовство и охота.
Дети повторите эти слова, а родители – запишите эти слова в «Книгу мудрости».«Что написано пером- не вырубишь топором».
- Смотрите, кто это спитв норке, за книгой?
- Молодцы, отгадали - это наш милый, добрый Мудрый Бурундучок. Сейчас он спит, потому что – зима.Он проснётся и поможет в нашем путешествии: белой зимой, голубой весной, зелёным летом и золотой осенью. Живёт он в посёлке Некрасовка. МудрыйБурундучок принёс с собой «Книгу мудрости». Дети узнают новые слова, а родители помогут записать слова, чтобы лучше запомнить.
- Мудрый Бурундучок спрашивает: «Чем занимаются нивхи ЗИМОЙ»?
- Мужчины–занимаются зимней рыбалкой и охотой. - Какую рыбу ловят нивхи зимой? (Навага) - Женщины занимаютсярукоделиями из кожи животных и меха. Украшают симметричными завитками.- Чем занимаются дети зимой? - Дети, зимняя рыбалка - это хорошо или плохо? - Не очень – почему?(холодно)
1 Ребёнок:- А на зимнюю рыбалку, просто времени нам жалко. Лучше книгу почитать, чтобы обо всём узнать.
2 Ребёнок:Из-за парты сели в нарты. Полетел олень – стрела. И в заснеженном уборе тундра очень хороша!
3. Ребёнок:Скачет белочка по веткам: шишки я готовлю деткам, Чтоб зимой не голодать, нужно всё в лесу собрать.– Какие новые слова вы запишите в «Книгу мудрости»
- Подходит здесь русская пословица: «Готовь телегу зимой, а сани летом»?- Как называются сани для оленей и собак? (Нарты).
- Поэтому запишите и это слово в «Книгу мудрости»
4.МудрыйБурундучок весной просыпается: Дети, вы знаете, чем занимаются нивхиВЕСНОЙ»?
- Мужчины готовят лодки.- Женщины плетут невод для летней рыбалки.
– А дети готовятся к летним каникулам, учатся у них мастерству.
4.Ребёнок:Тянем невод из реки: отдохните рыбаки.
К вам на помощь я иду. Тащить невод помогу.
5. Ребёнок:- Мы мечтали о подарке, когда ехали на Арке (реке). Но не ждали мы никак крупной корюшки косяк.
6. Ребёнок:Падают дождинки- светлые слезинки. После дождика опять будем солнышко встречать.- Запишите новые слова в«Книгу мудрости»
5. МудрыйБурундучок всё лето трудится вместе с нивхами, заготавливает орешки на зиму.
- Ребята, скажите: чем занимаются нивхи ЛЕТОМ?- Мужчины ловят горбушу.
– Женщины собирают ягоды, грибы, орехи, черемшу.. - Дети помогают родителям, ведь «Летний день - год кормит»
7. Ребёнок:Уже лето за окошком, на мари берём морошку.
Светит словно солнышко, закрывая донышко…
8. Ребёнок:- Я ловлю горбушу в речке, чешуи блестят колечки. Красивейшая из рек наша речка – Болодек.
9. Ребёнок:Рыба-юкола висит и на солнышке блестит. Улыбается рыбак: каждый год ловить бы так!
10. Ребёнок:- Из коры построим дом, чистота, порядок в нём. Рада очень ребятня - ни забора, ни плетня. - Мамочки, запишите новые слова в «Книгу мудрости»
6. Мудрый Бурундучокготовиться к длинной зиме, делает запасы осеньюА чем занимаются нивхи ОСЕНЬЮ?- Мужчины ловят кету.
- Женщины режут юколу и сушат на солнце или на огне.
– Дети пошли в школу.
11. Ребёнок:- Я стою, раскрыв глаза, перед нами Хангуза. (Залив) Гуси сели отдохнуть, впереди нелёгкий путь.
12. Ребёнок:- Пролетели журавли, прокурлыкали вдали. Значит осень у ворот лисой рыжею идёт.
13. Ребёнок:- Лангры – нерпичья река, неспокойна, глубока. На песке медведя след. Он живёт здесь много лет.
14. Ребёнок: Семечки берёт из рук полосатый бурундук. Бурундук - бурундучок, ну-ка прыгни на сучок!
Спасибо, родителямвы записали все слова в «Книгу мудрости»
7. Мудрый Бурундучок видел, как играют дети в игру народов севера.
«Внимательные животные».В игре есть правила, которые нельзя было нарушать никому:
1.- Очередность ответов.
2. - Помогать товарищу, отвечать за него можно тогда, когда он сам попросит.
Игра:Каждый, стоящий в круге, выбирает роль животного. Показывает его характерной позой или жестом. - Первый из играющих выходит в середину круга и показывает свой образ. Подходит к тому, кто отгадал,затем меняются местами.- Другой ребёнок выходит в круг и показывает свой образ. Выбывает тот, кто ошибся в показе или больше трех секунд выдержал, или повторилобраз того участника, который уже был.
8. Наше путешествие подошло к концу. Мудрый Бурундучок благодарит всех и предлагает вспомнить пословицы о России. Поблагодарим наших гостей. Жизнь впереди длинная и мы продолжим нашу «Книгу мудрости» о России, её народах на следующей викторине.– «Всем народам вместе дружно жить и Родину любить».
- «Охранять природу, значит беречь Родину».
Домашнее задание. «Мудрый Бурундучок» дарит вам рисунки из книги Бориса Николаевича Пономарёва «Сахалинские картинки». Ихнарисовала преподаватель рисования школы № 1 Кондрашова Светлана Витальевна и предлагает заштриховать их дома.
Спасибо, что вы были сегодня с нами, а мы с вами!