Уголок природы и экспериментирования: методические рекомендации для воспитателей ДОУ.
Методические рекомендации для воспитателей
«Уголок природы и экспериментирования в ДОУ»
Подготовила: старший воспитатель МБДОУ №2
Мартынова М.А.
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях.
При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, а именно:
- п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
- п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
Требования при организации в ДОУ уголков природы:
- уголок природы должен быть ярким и красочным;
- стеллажи, полки обязательно закреплены;
- календарь природы в каждой возрастной группе;
- недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;
- цветы располагаются на уровне глаз ребенка;
- оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;
- природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;
- оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.
Требования к отбору обитателей уголка природы:
Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя).
Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных.
Постоянные обитатели уголков природы в детском саду — комнатные растения.
Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.
Временные обитатели уголка природы - это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени
Осенью:
- Букеты осенних цветов в вазах;
- Поделки детей из природного материала (старшая и подготовительная группа)
Зимой:
- Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т. д)
- Ветки деревьев и кустов в вазах;
- Экибаны, поделки детей
Весной:
- Ветки деревьев и кустарников в вазах;
- Ящики с рассадой;
Летом: букеты цветов в вазах
В каждой возрастной группе обязательно должен быть календарь природы, где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь наблюдений.
Заполнение календаря природы - дело повседневной жизни. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы.
В младшей группе вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» ее погулять. Рассматривают волшебный круг и закрепляют время года, называя его отличительные черты (ветер, дождь, снег, солнышко).
В средней группе взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице и выставить их на табло календаря природы.
В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Дополняя календарь зарисовками детей, «Какая сегодня была прекрасная осенняя или зимняя погода»
Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:
- натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.
- наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
- Альбомы «Времена года»;
- книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные.
- Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.
- Материал для труда. Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал.
- Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.
- Дидактические игры природного содержания.
- Инвентарь за уходом за растениями (лейки, щеточки, палочки для рыхления, тряпочки и др.)
Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.