Игра-викторина по экологии в старшей группе "Здравствуй, лес!" (декабрь 2016 г.)
Документы для скачивания
Конспект Игры- викторины по экологии в старшей группе «Здравствуй, лес! » Провела: воспитатель МДОУ № 5 Груздева Н. П. Любим, 2016 г. Цель: формирование экологических знаний, нравственно- ц енностного отношения к природе. Задачи: Образовательные: расширять представления о лесе и его обитателях. Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, обогащать словарный запас детей. Воспитательные: воспитывать умение вести себя в лесу, понимание необходимости сохранения его целостности. Предварительная работа: э кскурсия в лес( парк) , просмотр иллюстраций с изображением различных видов деревьев, просмотр альбомов" Дикие животные" , " Птицы" , " Насекомые" , конкурс рисунков о природе, чтение произведений русских писателей и поэтов о природе. Оборудование: круги зеленого и красного цвета, картинки с изображением животных, насекомых, птиц, грибов, цветов, «шапочки» ягод, цветы, вырезанные из картона по количеству детей, листья деревьев( клена, дуба, березы, осины) , карточки с изображением следов животных, жетоны, корзинка с природным материалом. Участники: ведущий, дети, Лесовичок, лиса. Ход викторины Ведущий: Здравствуйте, ребята! Летний теплый ветерок принес в детский сад кленовый листок. На нем написано приглашение от старичка Лесовичка. Он приглашает нас в лес за загадками. Хоровод: " В лес пошли мы гулять" ( " Лес поет" О. Фельцмана) Ведущий: Вот и пришли мы на цветочную поляну. Правда, здесь очень красиво? Деревья стоят зеленые, на поляне растут красивые цветы, дышится легко и свободно! Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Что нам шепчешь на заре? Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится: Что за зверь, какая птица? Всё открой, не утаи: Ты ведь знаешь- мы свои! ( С. Погореловский) ( Появляется Лесовичок) Лесовичок: Добрый день, ребята! Вы меня узнали? Я- Лесовичок, хозяин леса. Я рад, что вы пожаловали на мою лесную полянку. Знаете ли вы, что лес- это ваш большой и настоящий друг? Лес- живой. И как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы с ебя ведете в лесу? ( Ответы детей) Прежде, чем отправиться по лесу искать загадки, давайте вспомним правила поведения в лесу. Дидактическая игра: " Экологический светофор" Лесовичок перечисляет, что можно делать в лесу, а чего нельзя. Дети в соответствии с этим поднимают зеленый или красный кружок. - Можно ломать ветки; - Оставлять после себя мусор; - Разорять гнезда и муравейники; - Кувыркаться в траве; - Собирать ягоды; - Уничтожать ядовитые грибы; - Разжигать костры; - Отдыхать на пне и т. д. Лесовичок: Я с вами согласен. И запомните еще несколько правил: Отправляясь в лес гулять, Попрошу не забывать Правила лесные, Нетрудные, простые. Деревья, ветки не ломай, Мусора в лесу не оставляй, Зря костров не разводи, Очень громко не кричи. Бабочек ты не лови, Не для этого они. Ты в лесу лишь гость, Главные там дуб и лось. Береги зеленый лес, Он откроет сто чудес! Лесовичок: Итак, первая моя загадка будет о наших пернатых друзьях. Кого мы называем пернатыми? Дети: Птиц. ( На мольберте дети выбирают из нескольких соответствующую картинку) - Каких птиц вы знаете? ( Ответы детей) . - Какие птицы зимуют в наших краях? ( Ворона, воробей, сорока, дятел и т. д. ) - Какая птица подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? ( Кукушка) - Какая птица весь день стучит по дереву? ( Дятел) - Какая птица селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье в дом? ( Аист) - У какой птицы очень длинная шея и ноги? ( Журавль) - Какая птица охотится ночью? ( Сова) Подвижная игра « Совушка » Обозначается «гнездо совы». В гнезде помещается водящий совушка. Остальные дети изображают птиц, бабочек, жуков- разлетаются по поляне. На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает»- дети замирают в тех позах, в которых их застала ночь. Совушка в это время тихо вылетает на охоту- ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два- три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра начинается сначала. Лесовичок: Итак, следующая загадка. Растет в траве Аленка в красной рубашонке. Кто не пройдет, всяк поклон отдает. ( Ягода) ( Дети выбирают картинку с изображением ягод) Земляника: Ягодку сорвать легко — Ведь растет невысоко. Под листочки загляни- ка — Там созрела. . . ( земляника) Ежевика: Вкус ягоды хорош, Но сорви ее пойди- ка: Куст в колючках будто еж- Вот и назван. . . . ( ежевика) Клюква: Я красна, я кисла, На болоте я росла. А дозрею под снежком, Ну- ка, кто со мной знаком? Черника: Под листом на каждой ветке С идят маленькие детки. То, кто деток соберет, Руки вымажет и рот. Малина: Бусы красные висят, Из кустов на вас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. Хоровод: " По малину в сад пойдем" . Лесовичок: Следующую загадку вам предстоит отыскать самим. Для этого вам нужно повернуться вправо, сделать три шага вперед и найти дубовый листок. На нем и будут написаны загадки. Дети выполняют задание, среди листьев разных деревьев находят лист дуба, на котором написаны загадки про насекомых) . 1. От цветка к цветку порхает, а присядет, отдыхает. ( Бабочка) 2. На ромашку у ворот опустился вертолет. Золотистые глаза, кто же это? . . . ( Стрекоза) 3. Прыгает пружинка- зеленая спинка. С травы на былинку, с ветки на тропинку. ( Кузнечик) 4. Я работаю в артели У корней мохнатой ели. По буграм тащу бревно- Больше плотника оно. ( Муравей) 5. По цветам летает, мед собирает. ( Пчела) 6. Летит, пищит, Ножки длинные тащит. Случай не упустит, Сядет и укусит. ( Комар) Игра малой подвижности: " Поймай комара" . Дети стоят в кругу. В центре круга- водящий. У водящего в руке палка с привязанной к ней веревочкой. На конце веревки – комар, вырезанный из бумаги. Водящий крутит веревку с комаром над головами детей. Те в свою очередь стараются поймать руками комара. Лесовичок: Слушайте внимательно и ищите следующую загадку. Из нарядной яркой чашки, угощаются букашки. ( Цветок) Цветочные загадки: 1. Белые горошки на зелёной ножке. ( Ландыш) 2. Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдёшь. Ярко- синий и пушистый, Только жаль, что не душистый. ( Василёк) 3. Стоят в лугах сестрички — Золотой глазок, белые реснички. ( Ромашки) 4. Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет. ( Колокольчики) 5. Я шариком пушистым, Белею в поле чистом. А дунул ветерок — Остался стебелёк. ( Одуванчик) Танцевальный конкурс. Детям кладут на голову картонные цветы и по сигналу ведущего начинают танцевать под музыку, не касаясь цветов руками. Побеждает тот, кто протанцует дольше всех, не уронив цветка. Лесовичок: Следующая загадка от старичка- Лесовичка . Показывает картинки с изображением следов животных. Как вы думаете, что это такое? Дети: Следы животных. Игра: «Чьи следы? » Дети по очереди из «Волшебного мешочка» достают карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат. За правильные ответы начисляются жетоны. ( Ответы детей: лось, кабан, лиса, заяц и др. ) Загадки о животных: 1. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу. ( Белка) 2. Когда я голодный меня не встречай. Щелкну зубами, съем невзначай. ( Волк) 3. Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает. ( Медведь) 4. Лежала между ёлками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала. ( Ёж) 5. Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая. В сарай попала, Кур пересчитала. ( Лиса) Лесовичок: А вот и жительница леса- Лисонька. ( Выходит ребенок в костюме лисы) Ты, Лисичка, нас встречай, вместе с нами поиграй! Подвижная игра: " Хитрая лиса" Играющие стоят в кругу. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а педагог обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который становится водящим- хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза спрашивают: " Хитрая лиса, где ты? " После третьего вопроса хитрая лиса выбегает на середину круга, поднимает руки вверх и говорит: " Я здесь! " Все играющие разбегаются, а лиса их ловит. Лесовичок: В лесу под елкой крошка, Шапка да ножка. ( Гриб) . ( Дети выбирают соответствующую картинку) Лесовичок: Молодцы, ребята, хорошо загадки ищете. Слушайте загадки грибные. - Бывают грибы съедобные, а бывают —. . . ( Несъедобные) . - Грибы, имеющие особый рыжеватый цвет. ( Рыжики) . - Соседи березы. ( Подберезовики) . - Чаще всего они растут под осиной, но встречаются под березами и дубами. ( Подосиновики) . - Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. ( Бледные поганки) . - Быстро спасут от голода в лесу. ( Сыроежки) . - Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. ( Шампиньоны) . - Самые красивые ядовитые грибы. ( Мухоморы) . Игра- эстафета: " Собери грибы" . Дети делятся на две команды. На полянке( два обруча) расставлены грибы. По сигналу ведущего дети бегут к обручам, берут гриб и кладут в корзину. После чего возвращаются, передают корзину другому игроку. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не соберут грибы. Ведущий: Ребята, заканчивается наше путешествие. Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить. 1. ребенок: Красота родной природы- Это реки и леса. И озера, и болота, И блестящая роса. 2 ребенок: Даже малая улитка, Даже маленький сверчок- Все напомнят о природе, Даже скрученный сучок. 3. ребенок: Красота родной природы- Это небо и земля. И реки водовороты, И цветущие поля. Ведущий: Для чего нужен лес? Дети: - лес нужен нам для отдыха; - лес сохраняет от высыхания реки; - дает планете чистый воздух; - кормит людей и животных. Лесовичок: Не разрушайте этот дом, Девчонки и мальчишки. Иначе эти чудеса останутся лишь в книжках. На прощание я хочу вам сделать подарок, надеюсь, он вам пригодится. Вручает корзину с природным материалом.