Картотека Художественной литературы нравственной направленности
Документы для скачивания
КАРТОТЕКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ № Литература Задачи воспитания «Заяц- хвастун»( рус. н ар. сказка) Воспитание у детей эмоционального отношения: положительног о- к скромности, отрицательного- к хвастовству. Формирование представлений о скромности Л. Толстой «Филиппок» Формирование представлений о робкости В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Формирование представлений о хороших и плохих поступках детей Л. Тол стой «Котенок» Воспитание нравственности, представлений о доброте, жалости С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» Воспитание уважения к людям. Представления о смелости Б. Житков «На льдине» Воспитание уважения к смелым поступкам людей, представления о взаимопомощи. Е. Благинина «Посидим в тишине» Воспитание чуткости, заботы о матери, Формирование представлений о том, как нужно заботиться о маме. « Хаврошечка »( рус. н ар. сказка) Воспитание отношения к поступкам, формировать представления о добре и зла С, М аршак «Котята» Формирование представлений о жалости, сочувствии. Л. Тодетой «Птичка» Формирование представлений о негативных эмоциях, о горе. К. Чуковский « Бармалей » Формирование представления о злости, эмоциональное отношение к проявлению. А. Толстой «Приключения Буратино» Воспитание отношения к проявлению зла, грубости. Е. Чарушин «Страшный рассказ» Формирование представления о страхе. С. Маршак «Что боялся Петя» Н. Носов «Живая шляпа» Формирование представления о смелости и трусости. Г. X. Андерсен «Гадкий утенок» Формирование представления о красивом и некрасивом, о грусти. Воспитание доброжелательного отношения к другим независимо от их внешности. «Крылатый, мохнатый да масляный( рус. н ар. сказка в обраб. И. Карнауховой Воспитание чувства дружбы, товарищества. Формирование представлений о справедливости « Айога »( нанайск. сказка в обраб. Д. Нагишкина) Формирование представлений о скромности, трудолюбии, справедливости. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»( рус. н ар. сказка в обраб. М. Булатова) Воспитание у детей добрых чувств, умения характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним. Формирование представлений о добре и зле. П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитание у детей добрых чувств, представлений о добре и зле. Э. . Мошковская «Обида» Формирование представления о обиде, воспитание эмоционального оценочного отношения к поступкам. «Кукушка »( ненец. сказка) Воспитание чуткости, сочувствия, заботливого отношения к матери, формирование представлений о том, что жестокость людей справедливо наказывается. А, Б арто «Мой сосед Иван Петрович» Формирование представления о сердитых, недовольных людях, об отношениях, которые складываются с окружающими. А. С. иушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Воспитание эмоционального отношения к поступкам людей, учить видеть и понимать последствия их поступков «Каждый свое получил»( рус. н ар. сказка в обраб. М. Булатова) Воспитание отношения к поступкам людей, ушить справедливости, понимать, что отношение окружающих зависит от наших поступков. В. Осеева «Почему» Воспитание чувства правдивости и справедливости. Формирование представлений о честности К. Паустовский «Квакша» Воспитание гуманного отношения к животным, формирование представлений о красивом и безобразном Б. Заходер. «Серая звездочка» воспитание гуманного отношения к окружающему. Формирование представлений о добре и зле. А. Барто. «Уехали» Формирование представлений о верности, отзывчивости на добро. В. Драгунский «Он живой и светится» Формирование представлений о дружбе, о необходимости ценить своих друзей, воспитание позитивного отношения к окружающим. В. Сутеев. «Яблоко» Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, понимание и оценка их поступков, умение находить приемлемый выход в споре Г, О стер «Хорошо спрятанная котлета» Воспитание отношения к дружбе и взаимопониманию, формировать представления о путях решения ссор и конфликтов. Г. Остер «Вредные советы» Фоомипование оценочного отношения к' поступкам людей, понимание негативных последствий поступков, умение выбрать допустимое Е. Пермяк « Самое страшное» Воспитание позитивного отношения к друзьям, понимание последствий поступков, умение принять мнение других К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно» Воспитание любви к близким, формирование представлений о вариантах примирения, о предотвращении ссор. Г. X. Андерсен «Гадкий утенок» Воспитание терпимого отношения к недостаткам других, понимание чу вств др угих Е. Серова «Нехорошая история» Формирование представлений о правилах и законах дружбы, понимание, что вместе играть веселее и интереснее Русские народные дразнилки Формирование адекватного отношения к юмору, понимание, что в человеке главное не внешность, а его поступки «Царевна- лягушка»( рус. н ар. сказка в обраб. М. Булатова) Воспитание гуманных чувств. Формирование представлений о добре и зле, умения дать сравнительную оценку образам Д. Мамин- Сибиряк. « Сказка про храброго зайца. . . »( из книги « Аленушкины сказки») Формиро вание представлений о смелости, хвастовстве. Воспитывать умение оценивать поступки, высказывать свое отношение к поступкам. «Храбрый мальчик»( дагест. сказка в обраб. М. Булатова) Формирование представ лений о смелости. Храбрости. К. Паустовский. «Ко т- ворюга» Воспитание любви к животным. Формирование представлений о том, что животных нужно кормить, беречь, ухаживать за ними Н. Носков. «Карасик» А. Барто. « Вовка- добрая душа» Воспитывать желание помогать окружающим, понимать необходимость быть нужным. Е. Пермяк. «Самое страшное» Я. Аким. «Бабушка болеет» Воспитывать желание сочувствовать, помогать пожилым людям. В. Одоевский. «Мороз Иванович» Воспитание чуткости, честного отношения к труду: лень, грубость и легкомыслие наказываются, осуждаются людьми. Формирование способности давать оценку художественным образам сказки С. Маршак. «Двенадцать месяцев» Воспитание сочувствия к несправедливо обиженным. Формирование представлений о добре и зле: зло на казывается, добро вознаграждается П. Бажов. «Голубая змейка» Формирование представлений о дружбе, доброте Л. Толстой. «Два товарища» Формирование представ лений о товариществе, о смелости и находчивости В. Маяковский. «Кем быть» Воспитание положительного отношения и уваже ния к человеку- труженику. Формирование представ лений о людях разных профессий С. Михалков. «Как друзья познаются» Л. Толстой. «Лев и собачка» Формировать понятие дружба, видеть в поведении животных проявление доброты, заботы. Е. Пермяк. «Надежный человек » В, К атаев, «Цветик- семицветик Формировать понятие жадность- щедрость. Уметь оценивать поведение героев сопоставляя его с имеющимися представлениями, уметь выражать свои желания. А. Гай дар «Чук и Гек» «Снегурочка»( рус. н ар. сказка) Воспитание доброжелательности и сочувствия Формирование способности детей всесторонне характеризовать главный персонаж сказки Г. Виеру «Мамин день» Воспитание уважения и любви к матери Воспитание отрицательного отношения к плохому и положительного — к хорошему «Голубая Птица» Формирование представлений о добре и зле, способности детей правильно оценивать и характеризовать поступки героев сказки Воспитание доброжелательности, чуткости С. Аксаков «Аленький цветочек» Формировать понятие о человеческих качествах независимо от внешности, воспитание бесстрашия, понимания. Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» Воспитание доброты, любви к природе и животному миру. Формирование представлений о необходимости беречь природу и заботиться об ее сохранности «Жадные медвежата» Актуализация жадности Оказывать помощь в коррекции жадности Учить пониманию личностных особенностей «Кошки» Разрядка агрессивных проявлений Оказывать помощь в понимании своих чувств Учить преодолевать страх темноты «Смешные клоуны» Учить преодолению страхов Оказывать помощь в развитии воли Способствовать развитию воображения «Просьбы без слов Учить невербальным способам общения Учить определять способы повышения человеку настроения Учить взаимопомощи «Нарисуй то же своим цветом» Помогать преодолевать отстраненность от сверстников Оказывать помощь в преодолении застенчивости В оспитывать добросовестность в выполнении заданий «Найди свое место в ряду» Учить разрешать конфликты мирным путем Учить оценивать качество выполнения задания своей работы и партнеров по игре «Радио- эфир» Воспитывать терпение и устойчивость к искушению внешними стимулами Учить отвечать за самостоятельно принятые решения и правила игры «Покажи нам» Воспитывать терпимость к другим детям, допускающим ошибки Развивать координацию тела «Волшебные картинки» Помогать преодолевать отстраненность от занятий сверстников Оказывать помощь в преодолении активного неприятия сверстниками и поощрять любые самостоятельные попытки ребенка в этом направлении