Проблемные нравственные ситуации
Документы для скачивания
Для вырабатывания правил используются определенные проблемные ситуации. Ситуация 1. Саша принес в группу новую мозаику. Ребята просили поиграть в его мозаику, но он не разрешал. Алина сказала: «Саша, мы ведь дружные ребята и должны играть вместе». Но Саша все равно отказался играть вместе. Постепенно в конфликт оказалась вовлечена большая часть группы. В это время в ситуацию вмешался воспитатель: «Ребята! Это хорошо, что вы пытаетесь договориться друг с другом. . . » Далее последовал разбор ситуации, не акцентируя внимания детей именно на Сашином поступке, а в общем. В результате ребята решили ввести новые правила: если игрушка одна — играй по очереди; будь добрым — поделись с друзьями; вместе всегда веселее. Ситуация 2. В первой половине дня воспитатель читала ребятам рассказ «Маша- растеряша». Спустя некоторое время, когда все собирались на прогулку, Алина сама стала помогать ребятам в раздевалке завязывать шарфы. Она подходила к каждому ребенку: «Давай помогу, а то опоздаешь». Однако никто из детей не поблагодарил ее и не предложил помощь ей самой. Воспитатель обратила внимание на поведение девочки и спросила де тей, кто же хочет помочь Алине. Откликнулись все дети, но, самое главное, что помогать другим одеваться стали даже те, кто сам еще плохо владеет этими навыками. На прогулке разговор продолжился и ребятами с помощью воспитателя были сформулированы следующие правила: Помни о благодарности: говори «волшебные» слова. Умеешь сам — помоги другому. Ситуация 3. Вова пришел в детский сад и рассказывает ребятам: «Я сейчас видел, как около наших ворот девочка упала в лужу». «А что ты сделал, после того, как это увидел? » — спросила воспитатель. «Я смеялся, она была вся мокрая, было смешно! » — гордо ответил Вова. В группе возникла неловкая пауза Ребята, как бы вы поступили на месте Вовы? Ответы детей были добрыми: помочь девочке встать, отряхнуться, помочь пройти дальше. Дети и воспитатель стали вспоминать правила группы и обнаружили, что Бовин поступок не подходит ни к одному из них, поэтому решили ввести новые правила: Если кто- то попал в беду — постарайся помочь сам ши позови взрослых. Помогай младшим и старшим, будь воспитанным. Люби все живое, это часть нашей природы. Все эти правила мы постараемся запомнить и использовать их в нашей жизни. Кто из вас правила выполняет, тот получает в свой альбомчик «Сердечко». Помогая друг другу, вы прибавляете доброты и сердечности нашему коллективу и себе лично. Как поступить? Для этой игры вам потребуется несколько сюжетных картинок конфликтного содержания. Например, такие: а) Все сажают овощи, цветы, деревья, а один ребенок сидит без дела. б) Дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках. в) Двое детей едят что- то вкусное, а третий нет. г) Дети играют, а у одного ребенка нет игрушек. д) Ребенок плачет. Эти картинки лежат на столе изображением вниз. Игру можно начать стихами, загадкой или пословицей. Например: Одному не под силу- зови товарищей. Все силы отдай, а друга в беде выручай. Дети должны, взяв картинку» подобрать свой выход из ситуации. Предложенные ситуации и выходы из них можно разыграть. Эта игра учит детей быть внимательными, заботиться друг о друге. Разыгрывание ситуации Детям предлагается разыграть следующие ситуации: - два мальчика поссорились- помири их; ты и твой друг хотят играть одной и той же игрушкой; твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попробуй помириться. Можно использовать для разыгрывания и те ситуации, которые возникают в ходе реальной игры. При разыгрывании хорошо использовать такой прием, как «обмен ролями», когда дети меняются ролями в ходе разыгрывания. Это дает конфликтному ребенку хорошую возможность почувствовать себя в роли слабого и обиженного. 237934597091500 Инсценировка «Почему обиделся Костя? » Цель: Вызвать негативное отношение к отрицательным проявлениям детей в общении со сверстниками в игре. На сцене 3 куклы. Две из них, изображающие девочек Аллу и Свету, разговаривают между собой. Костя стоит неподалеку. Алла. Света, давай поиграем. Ты будешь мамой, я — старшей сестрой, а это( показывает на маленьких кукол) - наши дочки. Света. Давай! Алла. Я буду готовить обед, а ты иди на работу! ( Костя с интересом наблюдает за игрой. Подходит к девочкам. ) Костя. Девочки, можно мне с вами поиграть? Алла, ( строго) Нет, у нас и так мало места. Вот видишь, это дом- и не заходи сюда, ( рукой очерчивает стену дома) Костя. Ну, пожалуйста, примите меня! Я буду папой, или братом, или сыном. Девочки( советуются, шепчутся) Входи уж, так и быть, примем тебя. Алла( как только Костя вошел) Иди- ка, принеси мне муки для пирогов! ( Костя берет кастрюльку, уходит, вскоре возвращается) Света. В ведре, тебе сказали. Кост я( берет ведро, несет в ведре) Теперь мне можно немножко посидеть? Алла( резко) Садись! Костя. Вы кукол кормите, а можно я ежика покормлю, а то он проголодался? ( дотрагивается рукой до ежика) Света, ( отдергивает его руку) Нет, а то вообще исключим из игры. Алла Д а, Костя, все: чаю- чаю- чаю, бабочкой летаю, Костю выключаю. ( Костя, обиженный, медленно уходит) Вопросы к детям: 1. Как вы думаете, почему обиделся Костя? 2. Какие слова девочек в начале игры были неприятны для него? Что ответили девочки Косте, когда он попросил их принять его в игру? 3. как девочки разговаривали с Костей, когда приняли его в игру? Из каких слов Аллы и Светы видно, что они обращались к Косте грубо, ворчливо? 4. Как поступили девочки с Костей в конце сценки? Что они ему сказали? Что бы вы ответили Алле и Свете, если бы они так же поступили с вами? Инсценировка «Вот это дом получился! » Цель: показать доброжелательные способы общения в совместной игре, вызвать к этому положительное отношение. На сцене двое мальчиков: Олег и Дима. Дима. Давай в «пограничников» играть! Сделаем пограничный пост, заставу! Олег. Давай. Сделаем для них дом, согласен? Дима. Конечно, это интересно. ( Мальчики достают строительный материал, начинают строить. Подходит Валера. ) Валера. Ребята, можно с вами строить? Олег. Конечно, можно. Почему же нельзя? Кубиков на всех хватит, а вместе даже быстрей получится. ( Дети строят втроем. ) Олег. Дима, что ты все кубики себе забираешь? У меня маленьких не хватило. Дима. Олежка, да ты не обижайся. Мне тоже не хватило. Их вообще мало- только два таких. Возьми один. Валера. А жаль, что вот этот кубик сюда не поставили. . . Олег. Да, ставь его сюда. ( Валера с сожалением замечает: «Провалился». Пытается достать. ) Олег. Не получается? Никак не достанешь? Валера. Бесполезно. Олег. Не велика потеря. Ничего, без него обойдемся. ( Мальчики продолжают строить, напевают военные мелодии. ) Дима, ( отойдя на несколько шагов, по- хозяйски осматривает дом) Вот это дом получился! Хороший дом! Олег. Не просто хороший- отличный! Валера. Отличный дом! После просмотра сценки детям задавались такие вопросы: 1. Как мальчики договаривались, в какую игру начать играть? Советовались ли они друг с другом? Какие слова при этом говорили? 2. Когда Валера подошел к Олегу и Диме, которые уже начали строить дом, и попросил их принять его в игру, что они ему ответили? Приветливым было их общение или грубым, резким? 3. Как Олег утешал Валеру, когда тому не удалось достать кубик, который прордлился внутрь дома? 4. Кто из детей вашей группы разговаривает в игре тар жр приветливо, ласково, по- доброму, как Олег, Дима, Валера? УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ Чтение рассказа В. Осеевой. ОТОМСТИЛА Катя подошла к своему столу — и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды. — Алеша! — закричала Катя. — Алеша! — И закрыла лицо руками, громко заплакала. Алеша просунул в дверь круглую голову. Щеки и нос у него были перепачканы красками. Ничего я тебе не сделал! — быстро сказал он. Во время рисования звучит песня В. Шаинского «Пропала собака». Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез' за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад. Я тебе отомщу! — кричала со слезами Катя. Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос. Заплакала! Из- за каких- то красок заплакала! Ты у меня тоже заплачешь! — кричала Катя. — Еще как' заплачешь! Это я- то заплачу? — Алеша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. — А ты сначала поймай меня. Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал. Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом. — Алеша! — кричала она. — Алеша! Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее. Встань! Встань! Но Алеша втянул голову в плечи и зажмурился. Не можешь? — испуганно спрашивала Катя, ощупывая Алешины колени. — Держись за меня. Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги. Больно тебе? Алеша мотнул головой и вдруг заплакал. Что, не можешь стоять? — спросила Катя. Алеша еще громче заплакал и прижался к сестре. Я никогда больше не буду трогать твои краски. . . ни когда. . . никогда. . . не буду! Из- за чего Катя обиделась на Алешу? Как Катя отомстила брату? К чему привело желание Кати отомстить брату? Что чувствовала Катя, когда Алеша упал с дерева? Что чувствовал Алеша? Как бы вы поступили в этой ситуации? Взрослый выслушивает детские мнения, после чего лучший вариант обыгрывается. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТЫ ЗЛИШЬСЯ Я хочу вас познакомить с девочкой Кейти, у которой однажды испортилось настроение, потому что пошел дождь. Чтение отрывков из книги Э. Крейри «Я злюсь». — СПб, 1995. ( Чтение отдельных отрывков можно перенести на последующие занятия. ) Взрослый читает отрывки из книги и предлагает детям помочь Кейти изменить свое настроение. Кейти проснулась и заволновалась. Сегодняшний день должен стать особенным. Она обняла своего пса Дота и спрыгнула с постели. Сегодня они с отцом собирались отправиться в парк на настоящий пикник. Там они будут целый день играть и веселиться. Кейти была уверена, что погода обязательно будет такой же великолепной, как и ее настроение. День будет теплым и солнечным. Кейти подбежала к окну. К своему огорчению, за окном она увидела тучи, огромные черные тучи. «О нет! — подумала Кейти. — Мы все равно поедем на пикник. Эти противные тучи не остановят нас». И она побежала к отцу, чтобы узнать, не изменятся ли их планы. Отец мрачно смотрел в окно. Папа, папа, мы ведь поедем в парк, правда? — спросила Кейти, волнуясь. — Тучи нас не остановят, ты им не позволишь нас остановить, да? Успокойся, Кейти, и посмотри за окно получше, — сказал отец. Кейти побежала к окну и снова выглянула на улицу. О нет! — захныкала она. — Дождь! Я ненавижу этот дождь! Затем она на мгновение перестала плакать и спросила: Мы все равно поедем, так ведь? Нет, — ответил отец. — Мы не можем ехать в дождь. Ох, как я злюсь на этот дождь! И на тебя тоже! — кричала Кейти. Ты чувствуешь злость и разочарование из- за того, что мы не можем ехать в парк. Этот дождь поломал все наши планы, и теперь придется строить новые. Я не хочу строить никаких новых планов! Я буду дуться и злиться весь день! Дуться и злиться — это в порядке вещей. Можешь злиться хоть весь день до самого вечера, если хочешь. Но как ты думаешь, что можно сделать, чтобы изменить твое настроение? Не знаю, — ответила Кейти. . . Взрослый: Как вы думаете, что может сделать Кейти? ( Выслушать ответы детей. ) . Замесить тесто понарошку Я хочу замесить тесто, — заявила Кейти. — Можешь мне дать немного? Тесто готово, — ответил отец и расчистил стол. — Посмотрим, как тонко тебе его удастся раскатать. Кейти шлепнула тесто на стол и стала расплющивать его ударами кулака. Не получается, — жаловалась она. — Я его бью, бью, а оно как было одним большим куском, так и осталось. От этого я только еще больше злюсь. И на тучи, и на тесто. Хочешь хороший совет? — спросил отец. - Да! Раздели тесто на четыре куска, подвинь их к углам стола и разминай каждый по отдельности. Так дело пойдет легче. Кейти разделила тесто на куски и стала разминать его по углам. Вскоре она закончила и позвала отца: О, тебе удалось раскатать его почти во весь стол. Ну, и как ты себя теперь чувствуешь? Все еще немного злюсь, — ответила Кейти. — Надо попробовать еще что- нибудь. Взрослый: Как вы думаете, что теперь сделает Кейти? Высказать свои чувства Дот! Дот! — кричала Кейти, подзывая свою собаку. Дот огромными прыжками подбежал к ней. Кейти присела на пол, чтобы поговорить с ним. Дот лизнул ее в лицо шершавым языком. Дот, — сказал Кейти, — я хочу рассказать тебе, что сейчас переживаю. Я ужасно злая. Злюсь на дождь. И на папу, потому что он не захотел поехать со мной в парк. Как ты думаешь, что мне делать? Гав! — рявкнул Дот. Ты думаешь, я должна рассказать папе, что чувствую? спросила она. Дот молча смотрел на нее. — Хорошо, я поговорю с ним. Кейти побежала к отцу. Папа, я очень сердита! Я сержусь на дождь. И на тебя тоже! Я сержусь, потому что ты не поехал со мной в парк. Хм, — произнес отец. — Давай разберемся. Ты хочешь поехать в парк и теперь злишься оттого, что я не захотел поехать туда с тобой, так? Да, — коротко ответила Кейти, затем добавила: — Я хочу, чтобы мы с тобой веселились. Попросить помощи Папа, если я злюсь, что можно сделать, чтобы подобреть? О, на этот вопрос трудно сразу ответить. Я думаю, тебе лучше спросить нескольких человек. Наша соседка миссис Беннет, да и тетя Лора сейчас, наверное, дома, и ты можешь с ними посоветоваться. Кейти подумала немного и решила для начала позвонить по телефону тете. Тетя Лора, я очень зла сейчас. Мы с папой собирались поехать сегодня в парк, но с самого утра льет дождь. Не можешь ли ты посоветовать мне какое- нибудь средство от злости? Могу сказать тебе, что я делаю в таких случаях, — ответила тетя Лора. — Когда я злюсь дома, я принимаю приятную теплую ванну с пушистой мыльной пеной. Теплая вода смывает все мои дурные чувства. Если же я не дома, то просто представляю себе, как из меня выходит злость, и она действительно улетучивается! Как тебе это удается? Я мысленно надуваю своей злостью воздушный шарик, плотно завязываю его и отпускаю, а потом смотрю, как он улетает, пока не скроется вовсе. Спасибо, тетя Лора, это очень хороший совет. Как вы думаете, что теперь сделает Кейти? Смыть дурные чувства Кейти захотелось принять теплую ванну. Папа, можно я сейчас приму ванну? Конечно. Наполнить тебе ванну? Да, — сказала Кейти и побежала за пенным шампунем для ванны. Она прыгнула в ванну. Пена доходила до самого подбородка. Всем своим телом Кейти ощущала, как теплая вода смывает с нее дурные чувства. Одевшись, она побежала к отцу. Тот спросил: Ну как, дочка, все еще чувствуешь злость? Нет. Способ сработал. Я уже не чувствую злости. ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ Звучит сказочная музыка, и волшебник дарит детям сказку о птицах: Сказка о птицах Давно- давно, в стародавние времена, в Вековечном Лесу жили птицы. Было их видимо- невидимо. В каждом дупле, на каждой ветке сказочных деревьев и кустов они сидели и пели. А деревьев в том лесу было неисчислимое множество. Удивительно красивые песни распевали лесные птахи: звон, свист, трели, гомон стояли в Вековечном Лесу. И казалось, что жить бы птицам да радоваться. Но не тут- , то было. . . Грусть- печаль поселилась в этом лесу потому, что все птицы: и дрозды, и снегири, и зяблики, и сороки — все были черного- пречерного цвета. Захаживали в Вековечный Лес и дети по грибы да ягоды, и странники проходили своей дорогой. Слушали они разноголосый хор лесных птиц, но отличить их друг от друга не могли. Вот почему в Веко вечном Лесу поселилась грусть- печаль. Ведь здорово, когда кто- то на других не похож! Наскучило так жить птицам, и обратились однажды они к самому главному правителю жизни на Земле — мудрому Солнцу: «О великий Логос! Помоги нам! Сделай нашу жизнь радостной! » Выслушало Солнце птичьи просьбы и повелело своей помощнице радостной Радуге спуститься в Вековечный Лес, разобраться и навести там порядок, потому что без Радости какая жизнь? ! Когда красавица Радуга появилась в лесу в своем семицветном плаще из солнечных струек, птицы замерли в немом изумлении. А Радуга сказала: «Я помогу вам! » Птицы несказанно обрадовались и сразу все слетелись к волшебнице. Радуга сняла свой волшебный плащ, дотронулась до него волшебной палочкой и сказала. «Пусть эти солнечные струи, несущие в себе все краски, разукрасят ваши крылья в ваш любимый цвет! » И в тот же миг плащ рассыпался на тысячи крохотных разноцветных капель. И пролился дождь на собравшихся птиц. Вот с тех пор и радуются птицы своему разноцветному оперению, потому что подарила Радуга: снегирям — красные перышки, горихвосткам да зябликам — оранжевые, щеглам да иволгам — желтые, зеленушкам — зеленые, а зимородкам — голубые, сойкам — синие, голубям и горлицам — фиолетовые перышки. И стало в Вековечном Лесу жить птицам еще лучше, потому что там поселилась Радость. Вот такая сказка. . . По окончании сказки волшебник говорит детям: Я сам того не заметил, как в моей душе поселилась Радость. Спасибо вам, ребята, за то, что вы помогли мне избавиться от злости. Если вдруг я буду злиться, то постараюсь избавиться поскорее от злости. Я запомнил несколько хороших способов: станцевать буйный танец; потопать ногами; рассказать о своих переживаниях. Но сейчас я могу поделиться радостью: у меня теперь много друзей — это вы, ребята! Вы такие добрые! Взрослый знакомит детей и волшебников с народной мудростью: «Добрый человек добру учит». 3. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Старик сажал яблони». Старик сажал яблони. Ему сказали: Зачем тебе эти яблони? Долго придется ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочки. Старик сказал: Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут. По окончании рассказа взрослый обращается к детям с вопросами: Как можно назвать поступок старика? ( Добрым, доброжелательным, сердечным. ) Что доброго вы делали другим людям? Что чувствовали люди, которым вы делали добро? ( Радость, умиление, восторг, счастье и т. п. ) Взрослый подводит детей к понятию «добро»: «Доброта — это отзывчивость, дружеское отношение к людям, это все хорошее и полезное». — С чем можно сравнить добро? ( С солнцем, весенней радугой, яркими, красивыми цветами, мамой. ) НАШЕ НАСТРОЕНИЕ Те кст дл я слушания. Нюша и Маша играют во дворе. Вдруг Нюша оборачивается: — Маша, послушай, кажется, кто- то плачет. Около подъезда стоит маленькая девочка и глотает слезы. Нюша и Маша подбегают к малышке. Нюша: Что случалось? Почему ты плачешь? Маша: Скажи, как тебя зовут? Где твоя мама? Девочка: Моя мама потерялась. Она только что была здесь, и вот — ее нет. А я — Оля. Нюша: Не бойся, Оля, мама не может потеряться. Сейчас она придет за своей дочкой. Знаешь, мой брат Федя всегда сочиняет веселые стишки. Давайте и мы попробуем. Потанцуй вместе с нами. И не плачь! Ты уже большая девочка. Девочки танцуют, а Нюша приговаривает: — Ты не бойся и не плачь, Миленькая Олечка. Будем вместе маму ждать И станцуем полечку. Оля улыбнулась, слезы сразу высохли. А вот и Олина мама. Она спешит к дочке: — Оля, ты здесь! Я же просила тебя постоять у булочной! Спасибо, девочки, что побыли с моей малышкой. Как я вам благодарна! Вопросы для беседы с детьми Что случилось с маленькой девочкой? Что чувствовала девочка, когда потерялась? Какими словами можно выразить ее настроение? Кто помог маленькой девочке? Изменилось ли ее настроение? Как Нюша и Маша помогли маленькой девочке? Оцените поступок девочки. Как можно успокоить человека, который плачет? ( Чтением или рассказом интересной истории, спокойной или веселой музыкой. ) Как можно развеселить угрюмого, сердитого человека? ( Рассказать смешную историю, прочитать веселое стихотворение, предложить интересную, забавную игру и т. п. ) УЧИМСЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ Самое страшное Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступил. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго. Тренинг эмоций Давайте покажем, каким был Вова. ( Дети должны с помощью жестов, мимики и пантомимики передать эмоциональное состояние героя( гнев, злость, жестокость) . Как вы думаете, что произошло дальше? . Сочинение детьми историй- продолжений предыдущего рассказа. По окончании детских рассказов взрослый предлагает послушать, как этот рассказ закончил писатель Е. Пермяк. Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним иг рать. Оставили его — и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже- самые добрые, тоже от него отвернулись Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится. Решил Вова из- под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался. Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает. Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один- одинешенек! Почему мальчик остался один? Затем взрослый обобщает ответы детей: —Мальчик рос сильным, но злым: он обижал своих друзей, причинял им боль, смеялся над взрослыми, жестоко обращался с животными. Далее взрослый предлагает детям составить правила обращения с животными и соблюдать их: животных нужно любить; ухаживать за ними; вовремя кормить, выводить на прогулку, и грать с ними; нельзя мучить, причиняя боль, пинать ногами, злить. ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ «ФИЗИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БОЛЬ» Во время рисования звучит музыка А. Лядова «Музыкальная табакерка»( волшебная, пронизывающая мелодия, игривая и светлая) . Те кст дл я чтения Мальчики во дворе затеяли игру в прятки. Юрка, бежим скорее, заберемся в тот большой ящик — там нас никто не найдет. Юра изо всех сил побежал к ящику, но нечаянно споткнулся, упал и расшиб ногу. Он громко заплакал. Федя подбежал к Юре. Успокойся, пожалуйста, Юра. Потерпи. Сейчас я позову твоего папу. Вот увидишь, все будет хорошо. Из подъезда вышел Юрин папа: Возьми себя в руки, сынок. Ты же мужчина, а мужчины должны держать себя в руках. Ну- ка, покажи, что там у тебя? Какие пустяки! Сейчас мы промоем ранку, перевяжем колено — и все пройдет, а пока не падай духом. Как говорят, «терпи, казак, атаманом будешь! До свадьбы заживет! » Дети делают вывод, что мальчик ощущал физическую боль. — Кто помог Юре почувствовать себя лучше? Какие слова утешения использовали друг Федя и папа Юры? «Потерпи! ' » «Вот увидишь, все будет хорошо! » «Не падай духом! »' «Возьми себя в руки, сынок! » «Все пройдет. » Беседа Как вы понимаете слова отца: «Возьми себя в руки»? ( Сдержать слезы, перетерпеть боль, не плакать, когда нахлынули слезы. ) Когда вам больно, кто вам помогает почувствовать себя лучше? ( Родные, друзья, врачи) Как можно назвать людей, которые приходят на помощь? ( Добрыми, настоящими друзьями. ) Как можно назвать поступки людей, которые спешат на помощь( Благородные, добрые дела. ) ССОРА Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении. На дне «волшебной тарелочки» взрослый «замечает» картинку и демонстрирует детям изображения двух девочек: Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражения их лиц! Как вы думаете, что случилось? ПОССОРИЛИСЬ Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я ее не обижала — Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам! » Подумайте и скажите: из- за чего поссорились девочки? ( Из- за игрушки. ) А вы когда- нибудь ссорились со своими друзьями? Из- за чего? А что чувствуют те, кто ссорится? А можно обойтись без ссор? Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, взрослый предлагает один из способов примирения. Автор так закончил эту историю: Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай! » Взрослый акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину. Тренинг эмоций. Давайте изобразим с помощью выражения лица и движений тела подружек, которые поссорились. Вам нравятся лица поссорившихся девочек? Почему? ( Они некрасивые, сердитые и т. п. ) КАК СПРАВИТЬСЯ С УПРЯМСТВОМ? Цель: учить детей анализировать свое эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций. Взрослый с помощью «волшебной тарелочки» увидел изображение коз, стоящих на узком мостике. Дети, посмотрите, волшебная тарелочка показывает нам двух коз. Но что с ними могло произойти? Взрослый выслушивает ответы детей, после чего рассказывает сказку. Упрямые козы( Узбекская народная сказка) Жили когда- то на свете две упрямые козы. И вот однажды они встретились на узкой доске, перекинутой через глубокий арык. Вдвоем на доске не разойтись, кому- то надо уступить. Эй ты, посторонись с дороги! — закричала одна коза. Вот еще, выдумала! Выходит, я из- за тебя пятиться должна? — закричала в ответ другая. А почему бы тебе и не попятиться? — настаивала первая. Долго спорили упрямые козы. А потом отступили каждая на три шага, нагнули головы и. . . Трах! Стукнулись лбами и обе свалились в воду. Понравилось вам, как вели себя козы? Почему они оказались в воде? Потому что не умели уступать друг другу. Что чувствовали козы, когда не могли разойтись на уз кой доске? Почему их назвали упрямыми? Тренинг эмоций. Дети становятся в пары, и взрослый предлагает им изобразить «упрямых коз», не желающих уступить дорогу. Дети выражают на лице недовольство, хмурят брови, на клоняют головы вперед, начинают сердиться и толкают плечами друг друга. Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Сказка на оборот». Дети придумывают новое название сказки( например, «Вежливые, веселые, добрые козочки») . Решают самостоятельно проблемную ситуацию: две козочки встретились на узкой доске. Как быть? Кто уступит? Какие слова должны произнести козочки? Какое выражение «лица» при этом у них будет? Вместе со взрослым дети выбирают самый удачный вариант сказки, после чего они вновь распределяются по парам и проводится тренинг эмоций «Вежливые козочки». Игра «Два барана»( для детей с 5 лет) . Рано- рано два барана повстречались на мосту. Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся — тот проиграл. Можно издавать звуки « Бе- бе- бе. . . ». Замечание: следите, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы. Дети, что вы чувствовали, когда были в игре «барана ми»? Хотелось бы вам быть похожими на них? Почему? Проверка степени усвоения правил доброжелательного поведения. На дне «волшебной тарелочки» взрослый находит записку с просьбой помочь девочкам: «Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила. . . Что ответила Катя? » Почему? Как поступила Катя? Почему? Ответы детей выслушиваются, выбирается наилучший вариант выхода из конфликтной ситуации, и взрослый предлагает эту сценку разыграть. Те кст дл я чтения Мальчики во дворе затеяли игру Б прятки. Юрка, бежим скорее, заберемся в тот большой ящик — там нас никто не найдет. Юра изо всех сил побежал к ящику, но нечаянно споткнулся, упал и расшиб ногу. Он громко заплакал. Федя подбежал к Юре. Успокойся, пожалуйста, Юра. Потерпи. Сейчас я позову твоего папу. Вот увидишь, все будет хорошо. Из подъезда вышел Юрин папа: Возьми себя в руки, сынок. Ты же мужчина, а мужчины должны держать себя в руках. Ну- ка, покажи, что там у тебя? Какие пустяки! Сейчас мы промоем ранку, перевяжем колено — и все пройдет, а пока не падай духом. Как говорят, «терпи, казак, атаманом будешь! До свадьбы заживет! » Дети делают вывод, что мальчик ощущал физическую боль. Кто помог Юре почувствовать себя лучше? Какие слова утешения использовали друг Федя и папа Юры? «Потерпи! » «Вот увидишь, все будет хорошо! » «Не падай духом! » «Возьми себя в руки, сынок! » «Все пройдет. » Беседа Как вы понимаете слова отца: «Возьми себя в руки»? ( Сдержать слезы, перетерпеть боль, не плакать, когда нахлынули слезы. ) Когда вам больно, кто вам помогает почувствовать себя лучше? ( Родные, друзья, врачи) Как можно назвать людей, которые приходят на помощь? ( Добрыми, настоящими друзьями. ) Как можно назвать поступки людей, которые спешат на помощь( Благородные, добрые дела. ) Тренинг эмоций. Ой, ой, живот болит! Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются