Значение рисования, лепки, аппликации для всестороннего воспитания и развития ребёнка-дошкольника
Документы для скачивания
Значение рисования, лепки, аппликации для всестороннего воспитания и развития ребенка- дошкольника Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. В процессе выполнения лепки, рисунка, аппликации ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были ими вызваны. Часто ребенок дает определение, характеристику тому предмету, который лепит или рисует, выражает свою оценку, свое отношение. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что- то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их рисункам, лепке. Похвала ребенка радует, а отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание нужно вдумчиво, осторожно: если все время хвалить ребенка, у него может сформироваться самоуверенность, зазнайство; и наоборот: если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил или наклеил, можно выработать прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации дети передают явления общественной жизни. Детей волнуют и полеты в космос, и труд в городе и в деревне, и выступления спортсменов на олимпиадах, и многое другое. В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. Постепенно у детей развивается художественный вкус. В рисунках, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Все родители прекрасно осведомлены о пользе, которую приносит развитию ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста занятие лепкой. Благодаря этому виду творческой деятельности у ребёнка формируется образное мышление, развивается память, зрительное восприятие объектов, тренируется мелкая моторика, что особенно важно для подготовки руки к письму. Также неоспорима роль лепки в развитии у ребёнка чувства прекрасного, его эстетическом воспитании. В процессе лепки каждый ребёнок испытывает целую гамму разнообразных чувств. Безусловно, любой малыш радуется, если задуманное получается, и огорчается, если что- то идёт не так, как он задумал. Для нас, взрослых, мир детских эмоций- сложный и непонятный. Обожая своих детей, мы часто не можем определить, какие именно эмоции испытывает наш ребёнок. Дети, сильнее взрослых переживающие радость побед и горечь неудач, самостоятельно не способны справиться со шквалом эмоций, которые их обуревают. Именно творческие занятия, в частности лепка, способны помочь ребёнку выразить те чувства, которые накопились в его душе, в том числе и те, наличие которых он даже не осознаёт. Лепка – простой и эффективный способ выявить и развить скрытые способности и навыки, осознать свою уникальность, своё творческое начало. Для многих детей лепка становится своеобразным мостом между миром реальности и фантазий. Как и любой взрослый, ребёнок хочет быть услышанным и понятым. К сожалению, дети далеко не всегда способны найти нужные слова, чтобы описать своё внутреннее состояние, рассказать о своих переживаниях, горестях и сомнениях. Мы привыкли представлять жизнь ребёнка как безоблачное существование, которое не омрачают и не затрудняют какие- либо проблемы и сомнения. Вместе с тем современные дети порой слишком остро воспринимают привычные для нас жизненные ситуации. В копилке их детского опыта пока слишком мало знаний, чтобы ответить на все вопросы и разрешить все внутренние конфликты. Лепка здесь идеальный помощник, способный не только ощутить свою уникальность и личностную ценность, но и адаптироваться к изменяющемуся миру, понять своё место в жизни и оставить видимый след. Как понять, какой возраст правильный для того, чтобы ребенок мог сделать свою первую пробу кистью или карандашом? Здесь как раз тот случай, когда стоит отметить, что для рисования возраст не имеет значения. Вреда от такого занятия нет никакого, зато оно приносит море удовольствия и, конечно же, очень полезно для развития малыша. Многие мамы и папы вручают своему чаду первый карандаш, еще не отпраздновав его первый день рождения. И делают абсолютно правильно! Рисующие дети развиваются быстро и правильно. Рисуя, малыш играет и учится одновременно. Во время этого занятия малыш может увлечься так, что на долгое время перестанет шалить и в доме воцарится покой и тишина. Кроме того, доказано, что рисование – то наилучший способ развить у крохи мелкую моторику, внимание, фантазию, интеллект, восприятие цвета и цветопередачи, поможет сделать движение ручек точнее. Не стоит забывать, что совместный труд( а рисование и есть труд) – рекомендован многими психологами и создателями методик раннего развития детей. Такое занятие, как ни странно, укрепляет семью, развивает чувство сплоченности и командного духа. А значит, полезно не только ребёнку, но и его родителям. Кроме того, это замечательный способ отвлечься от дел и работы и просто отдохнуть с пользой для семьи.