для вас родители
Документы для скачивания
Родительское собрание в подготовительной группе детского сада «А вам пора в школу? » Время проведения: сентябрь Форма проведения: встреча Продолжительность: 1 – 1, 5 часа Цель: построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе. Эпиграф: «Приступая к учению ребенка, надобно иметь в виду, что дитя независимо от учения развивается с каждым днем и развивается сравнительно так быстро, что месяц или два в жизни шестилетнего дитяти приносит более перемены в его душевном и телесном организме, чем потом целый год в возрасте от 10 до 15 лет»( К. Ушинский) . ХОД МЕРОПРИЯТИЯ 1. Подготовительный этап. а) проведение анкетирования родителей: «Определение готовности ребенка к школе»( Приложение) б) опрос родителей: на какой вопрос хотели бы получить ответ на родительском собрании. в) проведение с детьми опроса или тестирования «Хочу ли я в школу? »( Приложение) г) интервьюирование детей предшкольного возраста с целью определить характер детских переживаний «Чего ждет и хочет ребенок от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником? » д) оформление выставки литературы и дидактических пособий и игр по подготовке детей к школе. е) оформление эпиграфа. ж) разработка проекта решения родительского собрания на заседании родительского комитета. 2. Этап введения в проблему. Воспитатель. Современная школа предъявляет к ребенку повышенные требования: придя в первый класс, ребенок должен уметь читать, считать, решать простые задачи, писать графический диктант. В детском саду, в рамках занятий по подготовке к школе, мы учим детей читать, считать, развиваем мелкую моторику, решаем логические задачи, предлагаем упражнения для развития памяти, внимания, мышления. Мы моделируем и развиваем ситуации, которые могут произойти с ребенком в школе: ребенок не может справиться с полученным заданием; поссорился с товарищем; ребенку стало плохо( заболела голова, живот, тошнит) ; хочет спросить о чем- то учителя, но стесняется и т. д. 3. Этап социологического исследования. На данном этапе собрания обсуждаются полученные результаты, выявленные в ходе анкетирования родителей «Определение готовности ребенка к школе»( Приложение) . Далее необходимо представить родителям результаты опроса детей предшкольного возраста «Хочу ли я в школу? » и результаты интервьюирования «Чего ждет и хочет ребенок от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником? ». Типичные высказывания: «Хочу, чтобы мама и папа помогали, говорили со мной добрым голосом: «Подумай, и у тебя все получится». «Хочу, чтобы мама пожелала мне хорошей учебы, а учитель поздоровался, посадил бы на первую парту». «Учитель чтобы говорил «Здравствуй, Леша! ». Чтобы парту показал… А папа чтобы уроки, разные картинки помогал бы сделать. Мама, наверное, будет говорить «Станешь хорошо учиться – подарочек куплю, а плохо – в углу будешь стоять! ». Хочу, чтобы мама много тетрадей купила, одежду школьную гладила, покушать приготовила…» «Хочу, чтобы учитель поздоровался, пожелал хорошей учебы, чтобы отпустил с одного урока, а мама с папой, чтобы в театр водили после школы» «Чтобы мама говорила: «Ты у меня умница, хочешь – помогу делать уроки? » Ещё хочу, чтобы мне объясняли то, что я не поняла». «Чтобы мама говорила, что любит, что не будет ругать за плохие отметки. Чтобы с папой у них было все хорошо, чтобы сестренка не болела. От учителя хочу больше хороших слов слышать, что я хорошо учусь». «Чтобы мама говорила, что уроки будем делать вместе». «Чтобы учитель говорил чаще: «Сегодня пятерку ставлю тебе…». Родители обсуждают полученные результаты. 4. Этап педагогического всеобуча. С 6 до 7 лет с ребенком происходят многочисленные перемены – он стремительно растет, у него начинают выпадать зубы. Меняется его поведение. Дети уже готовы расширять круг общения, у них складывается определенный круг притязаний и даже амбиций. Главное – у них формируется внутренняя готовность быть учеником: они испытывают потребность в подчинении правилам и хотят заниматься общественно значимым делом, польза которого признается всеми взрослыми. Уважаемые родители! Попробуйте сами определить, готов ли ваш малыш стать первоклассником. А вам пора в школу? Зрелая личность. Психологическая готовность к школе – это, собственно и есть желание учиться. Для одних детей она выражается в стремлении обладать внешними атрибутами школьной жизни. Шестилеток завораживает портфель, форма( в некоторых школах существует своя собственная) , учебники, красивые письменные принадлежности. Если вы возьмете своего ребенка в магазин за такими покупками – доставите ему огромное удовольствие. Правда, со временем желание просто исполнять роль ученика( приходить в школу, резвиться на перемене, выполнять задания учителя) у таких детей часто не перерастает непосредственно в интерес к получению знаний, а это сразу же отражается на оценках. Других детей привлекает возможность узнать что- то новое. Нередко им бывает скучно на уроках, потому что, например, упражнения по чистописанию не дают пищу уму, трудоемки и механичны в исполнении. Дети быстро разочаровываются и теряют познавательный интерес к учебе. Как определить на вскидку, готов ли ваш ребенок к школе? 1. Мотивационная готовность. Вы можете предложить ребенку поиграть в школу – обратите внимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься учебой, писать и читать. Дети с несформированной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учительницы, играть будут в поход в столовую, перемены, рассаживание по местам, рисование мелом на доске. 2. Волевая готовность. Не всегда уроки в школе вызывают искренний интерес ребенка. Для успешной учебы ребенок должен уметь «включать» волю – ему понадобиться умение подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания, действовать по устным инструкциям учителя, самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному образцу. Волю можно тренировать в игре – пусть ребенок срисовывает изображения с картинок( это развивает усидчивость) , хороши и настольные игры, где необходимо соблюдать правила, и подвижные игры, например «зеркало»: стоя напротив, ребенок выполняет все движения одновременно с вами, словно он – ваше отражение. Это довольно сложно, так что запаситесь терпением! 3. Интеллектуальная готовность к школе. Подразумевает определенный уровень развития мыслительных процессов. Ребенок должен уметь обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты, выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы. Важен также уровень развития памяти. Механическая память и логическая память. По средним показателям для механической памяти детей 6- 7 лет с первого раза малыш воспринимает не менее 5 слов из 10, после третьего, четвертого прочтения воспроизводит 9- 10 слов, через 1 час забывает не больше 2 слов, которые назвал раньше. Если ваши результаты похуже среднестатистических, тренируйтесь с ребенком в каждую свободную минутку. Логическая память. Чтобы ребенок умел логически излагать события, описывать предметы, ориентируясь на их основные признаки, почаще просите его рассказывать, что он видит за окном, на картинке, о чем был просмотренный мультфильм. Год з годом мы все больше убеждаемся в том, что многие дети вполне могли бы учиться хорошо, а некоторые – и очень хорошо, если бы … хотели. Одни дети прямо говорят о своем нежелании учиться, другие испытывают непонятные для взрослых, а тем более для них самих трудности. Не судить и карать нежелание, а понять его причины и помочь ребенку хотеть учиться – вот наиболее эффективный путь, хотя и требующий от взрослого немало душевного участия и труда. Мы ведь еще не знаем, как пойдет у ребенка учеба, как сложатся отношения со сверстниками и учителями. Возможно, они будут не безоблачными. И тогда ребенок, ожидавший от школы слишком много приятного и дающегося легко, рискует «сломаться» при первых столкновениях со школьной реальностью. Итак, первое и основное: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое, интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя. Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен. Что умеет и к чему склонен. Иными словами, относиться к нему как к себе; мы ведь ценим себя по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь все невозможно. Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка, к сотрудничеству с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей. Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм. Научите малыша убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам. Кроме того, ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками и как – со взрослыми. Причем важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья. Не забывайте, что ребенок должен слушать и читать добрые сказки, смотреть классические российские и советские мультики, слушать песни В. Шаинского, Ю. Чичкова и других наших прекрасных композиторов: все те произведения, в которых воспевается добро, дружба, честность, порядочность. С шести или…? Стремление некоторых родителей самостоятельно бучить своих детей грамоте, счету, решению арифметических задач до поступления в школу не всегда оправдано. Так, навык чтения и письма пригодиться младшим школьникам только в том случае, если они различают звуки, слоги, а не просто читают по буквам( это в дальнейшем мешает преподавателям) . Что же касается арифметики, то именно понимание математических отношений будет хорошим фундаментом для школьных знаний. Если же усвоение правил счета строится на элементарной зубрежке, то впоследствии это окажется вредным. Родителям не стоит опасаться того, что если дети приступят к школьной программе с 7 лет, то они будут отставать от сверстников, пошедших в школу в 6 лет. Для подготовки к школе достаточно грамотных занятий с воспитателем в детском саду, систематических самостоятельных уроков со своим малышом дома. Не стоит забывать, чем полнее будет прожит период дошкольного возраста, тем успешнее ваш ребенок пройдет следующий. Основная задача родителей на этапе дошкольного воспитания состоит не в том, чтобы обучить кроху чтению и письму. Главное – сформировать и постоянно поощрять у ребенка познавательный интерес. Только после этого будут эффективны занятия, направленные на развитие мышления, памяти, внимания. И именно учеба на протяжении всех школьных лет станет для ребенка источником радости. Так что почаще говорите при ребенке, что будущая учеба – прекрасная возможность быть и считаться взрослым. Проект решения родительского собрания Принять к сведению и использовать в семейном воспитании информацию по подготовке детей к школе. Способствовать формированию мотивационной готовности ребенка к школе. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе. Создать для детей благоприятные условия в предшкольный период жизни( больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, чаще общаться с ними, соблюдать режим дня и т. п. ) Играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к школе. ПРИЛОЖЕНИЕ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишками. Рисуйте узоры, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научится видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение. Раскрашивайте рисунок карандашами то густо, то бледно. Карандаши хорошо менять: то толстый, то тонкий. Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные( фигурки, цветы) , затем поменьше( ягодки, кружочки) . Затем закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе. Научите ребенка набирать петли на толстых спицах и вязать толстыми спицами. Это тренирует локоток и терпение, поможет малышу ровно держать спину во время письма за партой. Лепите из пластилина – это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные. Купите перьевую ручку и пишите все, что вам захочется( шариковая ручка напрягает мышцы кисти) . Не заучивайте букварь наизусть. Учите буквы все сразу и читайте книги с короткими текстами. Покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление. Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Психологическая и социальная готовность к школе. Желание учиться в школе( соответствующий уровень здесь и далее обводится кружочком) : а) ребенок хочет идти в школу; б) особого желания идти в школу пока нет; в) идти в школу не хочет. 2. Учебная мотивация: а) осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность; б) собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения( возможность ходить вместе со сверстниками в школу, носить школьную форму, иметь портфель и т. д. ) ; в) целей учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит. 3. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию: а) достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает её смысл, адекватно ведет себя; б) контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на неё не всегда или не совсем адекватны; в) плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации. 4. Организованность поведения: а) поведение организованное; б) поведение недостаточно организованное; в) поведение неорганизованное. 5. Общая оценка уровня психологической и социальной готовности к школе: а) выше среднего, средний( развитие большинства показателей готовности оценивается по первому уровню) ; б) ниже среднего( развитие большинства показателей готовности оценивается по второму уровню) ; в) низкий( развитие большинства показателей готовности оценивается по третьему уровню) . II Развитие школьно значимых психофизиологических функций. 1. Фонематический слух, артикуляционный аппарат: а) нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет; речь правильна, отчетлива; б) в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения( необходимо обследование логопеда) ; в) ребенок косноязычен( необходимо обследование логопеда) . 2. Мелкие мышцы рук: а) рука развита хорошо: ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами; б) рука развита недостаточно хорошо: карандашом, ножницами работает с напряжением; в) рука развита плохо: карандашом, ножницами работает плохо. 3. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость: а) достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения; подвижен, ловок; б) отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений; недостаточно ловок; в) ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо; неуклюж, малоподвижен. 4. Координация в системе «глаз – рука»: а) может правильно «перенести» в тетрадь простейший графический образ( узор, фигуру) , зрительно воспринимаемый на расстоянии( с классной доски) ; б) графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, «переносит» в тетрадь с незначительными искажениями; в) при «переносе» графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые искажения. 5. Объем зрительного восприятия( по количеству выделенных объектов в картинках с множеством контуров) : а) соответствует средним показателям возрастной группы; б) ниже средних показателей возрастной группы; в) намного ниже средних показателей возрастной группы. 6. Общая оценка уровня развития школьно – значимых психофизиологических функций: а) выше среднего, средний( развитие большинства показателей готовности оценивается первым уровнем) ; б) ниже среднего( развитие большинства показателей готовности оценивается вторым уровнем) ; в) низкий( развитие большинства показателей готовности оценивается третьим уровнем) . III Развитие познавательной деятельности. 1. Кругозор: а) представление о мире достаточно развернуты и конкурентны; может рассказывать о стране, о городе, в котором живет, о животных, растениях, временами года; б) представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим; в) кругозор ограничен; знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны. 2. Развитие речи: а) речь содержательна, выразительна, грамматически правильна; б) ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей; в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна; в) слова приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок( нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложений и др. ) . 3. Развитие познавательной активности, самостоятельности: а) ребенок познавателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах; б) ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция; круг интересующих вопросов достаточно узок; в) уровень активности, самостоятельности низкий; при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция; интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет. 4. Сформированность интеллектуальных умений( анализ, сравнения, установления закономерностей) : а) правильно определяет содержание, смысл( в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщая его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи; б) задания, требующие анализа, сравнения, обобщения, установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого; в) выполняет задания с организующей, направляющей помощью взрослого; может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания; г) при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, требуется обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется. 5. Произвольность деятельности: а) удерживает цель деятельности, намечает её план; выбирает адекватные средства; проверяет результат; сам преодолевает трудности в работе; доводит дело до конца; б) удерживает цель деятельности, намечает её план; выбирает адекватные средства; проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке; в) деятельность хаотична, непродуманна; отдельные условия решаемой задачи в процессе работы «теряются»; результат не проверяется; прерывает деятельность из- за возникающих трудностей; стимулирующая, организующая помощь малоэффективна. 6. Темп деятельности: а) соответствует средним показателям возрастной группы; б) ниже средних показателей возрастной группы; в) намного ниже средних показателей возрастной группы. 7. Учебные знания, умения( перечислить имеющиеся) : указать конкретно, с каким запасом учебных умений ребенок идет в школу( знание букв, элементарные математические представления и др. ) 8. Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности: а) выше среднего, средний( развитие большинства показателей оценивается первым уровнем) ; б) ниже среднего( развитие большинства показателей оценивается вторым уровнем) ; в) низкий( развитие большинства показателей оценивается третьим уровнем) ; г) очень низкий( развитие интеллектуальных умений оценивается четвертым уровнем) . IV. Состояние здоровья 1. Особенности развития на этапе дошкольного детства( указать конкретные обстоятельства, если таковые имеют место, отяготившие развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2. Темп развития в дошкольном детстве( своевременно ли ребенок начал ходить, говорить) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3. Состояние соматического здоровья ребенка( характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность; сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4. Определение группы здоровья_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ V. Трудности школьной адаптации. 1. В проведении_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2. В учебной деятельности_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3. Наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к нарушениям здоровья( соответствующее подчеркнуть) : тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, головокружение, плохо аппетит, навязчивые привычки( грызет ногти и др. ) . 4. Жалобы со стороны родителей( соответствующее подчеркнуть) : чрезмерная усталость после школы, недосыпание, нарушение сна, страх темноты, одиночество, непослушание, конфликтность, беспричинный подъем температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода, потливость, аллергические реакции, ночное недержание мочи, другие жалобы. VI. Заключение. 1. Основание для отнесения ребенка к группе риска_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2. Рекомендации по индивидуальной коррекционной работе_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3. Консультации специалистов_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Председатель школьной психолого- педагогической комиссии_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Члены комиссии: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Общие сведения о семье и условиях жизни ребенка 1. Тип семьи( полная, неполная) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Родители ребенка( Ф. И. О. , образовательный уровень, профессия) : Мать_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Отец_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2. Количество детей в семье, другие члены семьи_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3. Материальные условия жизни семьи_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4. Жилищные условия_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5. Характер внутрисемейных отношений( благоприятные, неблагоприятные; источники последних) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ ПЕРВОКЛАССНИКА УТРО. Ребенку необходимо умыться, одеться, убрать свою постель. Эти умения должны быть сформированы до того, как ребенок пойдет в школу. Необходимо в этот период времени постараться обойтись без излишней спешки и нервозности, одергивания и покрикивания на детей, а учиться общению с детьми в сложных условиях. ДОРОГА ДО ШКОЛЫ. Использовать путь до школы в качестве неторопливой прогулки перед школой. Поэтому из дома лучше выходить заранее. ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЕ. ДОРОГА ИЗ ШКОЛЫ ДОМОЙ. Нужно сделать постоянным требование: после школы – сразу домой, а все остальное – после обеда. ПЕРЕОДЕВАНИЕ ПОСЛЕ ШКОЛЫ. ОБЕД. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. Возможно его использование на сон, прогулку, отдых, выполнение посильной работы по дому, регулярной и контролируемой со стороны взрослых. Стоит прислушаться к мнению врачей по поводу распределения свободного времени: не менее 3 часов должно отводиться на прогулку и подвижные игры; 30- 40 минут на посильную работу по дому; 1 час на самообслуживание; оставшееся время на кружки, секции и другие учреждения дополнительного образования; на подготовку домашних заданий учащимся 1 класса отводится 1 час времени. ВЕЧЕРОМ следует отвести время для общения с ребенком, непродолжительного просмотра детских передач по телевизору или работы на компьютере. ПОДГОТОВКА КО СНУ. НОЧНОЙ СОН. Это основные элементы режима дня ученика 1 класса. Приучать ребенка к такому режиму дня следует до начала занятий в школе. На привыкание к новому распорядку может уйти от двух недель до двух месяцев. Это будет зависеть и от ребенка, и от умения взрослого строго следовать своим требованиям. Роль режима дня станет нормализующей жизнь семьи только после того, как соблюдение режима дня станет для первоклассника привычкой. Но работы для этого предстоит проделать очень много. Желательно, чтобы табличка с таким режимом дня висела над рабочим столом первоклассника. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Уважаемые мамы и папы! Как определить, готов ли ваш ребенок к школе интеллектуально и эмоционально? Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы нашей анкеты: Способен ли ваш ребенок следовать инструкции, полученной от взрослого? ( Да, нет, иногда) Способен ли ребенок сконцентрировать внимание на выполнении задания на 15- 20 мин? ( Да, нет, иногда) Способен ли ребенок знакомиться и общаться с другими детьми? ( Да, нет, иногда) Способен ли он уступать, избегать конфликта? ( Да, нет, иногда) Способен ли ребенок к самоконтролю, умеет ли исправлять допущенные ошибки? ( Да, нет, иногда) Чему вы больше отдаете предпочтение: обучению чтению, счету или общему развитию памяти, внимания, любознательности? Почему? Умеет ли ребенок читать? ( Да, нет) Умеет ли ребенок писать? ( Да, нет) Умеет ли решать простые задачи? ( Да, нет) Может ли составить рассказ по картинке? ( Да, нет) Может ли пересказать услышанный рассказ, сказку? ( Да, нет) Каким вы желали бы видеть вашего ребенка на пороге школы? С радостью ли пойдет ребенок в школу? Готов ли, по вашему мнению, ваш ребенок к школе? Почему? Что вас больше всего беспокоит в вопросе подготовки ребенка к школе? Чем интересуется ваш ребенок больше всего? Как часто он задает вам вопросы? Какие? Отражает ли он свои впечатления в разных видах деятельности? Приведите примеры. Считаете ли вы, что у вас есть взаимопонимание с ребенком? Аргументируйте свой ответ. Трудно ли вам удается воспитать в ребенке умение управлять собой? Почему? Какие знания, умения, навыки ваш ребенок должен приобрести в детском саду, чтобы ему было легче учиться? На какие вопросы по теме собрания вы желали бы получить отеты? Опросник для беседы с детьми седьмого года жизни Хочется ли тебе идти в школу? Почему хочется или не хочется? Как по- твоему, для чего нужно учиться в школе? Чем ты больше всего любишь заниматься дома, в детском саду? Какие правила, по- твоему, тебе нужно выполнять, чтобы стать потом хорошим учеником? Нравится тебе или не нравится, когда приходится выполнять какое – нибудь трудное задание( например, мастерить новую игрушку, рисовать, решать трудную задачку? Почему нравится или не нравится? Как ты думаешь, какого первоклассника можно назвать хорошим учеником? ТЕСТ для дошкольников «Хочу ли я в школу» Обратиться к ребенку «Если бы кто- нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами? »- и зафиксировать его ответы в таблице. Если он согласится с высказыванием, поставить плюс. Если нет – то оставить место пустым. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей. Мне интересно, какие у нас будут уроки. Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс. Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена. Интересно, что в школе предлагают на завтрак? Когда я пойду в школу – буду хорошо учиться. Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы. Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду. Мне хочется в школу, потому что многие ребята из моего дома уже учатся. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году. Подсчет результатов 1- 3 балла – ребенок полагает, что не плохо живет и без школы. Взрослым следует задуматься. 4- 8 баллов – да, хочет в школу. Только уточним, для чего? Если больше баллов в первых строках( 1, 2, 3, 4, 5) , то ребенок в основном мечтает о новых играх и друзьях. Если же больше баллов во второй половине строк( 6, 7, 8, 9, 10) , то он вполне представляет себе основное предназначение школы и оно не вызывает пока негативных переживаний. 9- 10 баллов – прекрасно, если ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие года обучения.
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГОС Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми( договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве) . Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи( проблемы) , адекватные возрасту. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Выступление на родительском собрании. Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ. ( Федеральный государственный общеобразовательный стандарт в дошкольном образовательном учреждении) . Цель: Знакомство с родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образовании в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ. Задачи: Дать предст авление о том, что такое ФГОС; В ходе работы проиллюстрировать родителям преимущества деятельностного подхода в воспитании и обучении; Показать родителям презентацию преимущества. Знакомство ФГОС в ДОУ Уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на собрании, которое посвящено переменам, выпавшим на дошкольную ступень образования. - Скажите, когда ребенку покупают новую игрушку, что бывает со старой? ( Перестает играть) . Он отдает предпочтение новой. - Когда женщине предлагают новую шубу взамен старой. ( Она выбирает – новую) . - Если семье предлагают на выбор новое жилье, либо старое таких же размеров. ( Семья, не задумываясь, выбирает- новое) . Так и сегодня в дошкольные учреждения всей России пришла инновация под названием Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. С ее выходом утратили свою силу федеральные государственные требования. И мы просто обязаны познакомить Вас с данными переменами. Эти перемены связаны с выходом нового закона об образовании, в котором дошкольное детство выделилось отдельной ступенью. Сегодня мы с вами поговорим о программе внедрение ФГОС в ДОУ. Что такое ФГОС? Что такое стандарт? Чем он отличается ФГТ о т ФГОС? И почему его называют « Стандарт второго поколения»? Знакомство с нормативно- правовыми док ументами лежащими в основе ФГОС. Раз решите познакомить вас с ФГОС на принципе построения дома. Фундаментом нашего сооружения будет нормативно- правовая база. - Как вы думаете, какие нормативно- правовые доку менты легли в основу ФГОС? ( Конституция РФ, Законодательство РФ, К онвенция ООН о правах ребенка) . Знакомство с принципами ФГОС ДО Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены основные принципы, которые я вам сейчас зачитаю. 1) . Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самооценки детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценности детства – понимание( рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого себя, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; 2) . Личностно- развивающей и гуманистический характер взаимодействия взрослых( родителей( законных представителей) , педагогических и иных работников организации) и детей; 3) . Уважение личности ребенка; 4) . Реализация программы в формах. Специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка. В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Стандарт направлен на достижение следующих целей: 1) повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. Зачем нужен ФГОС дошкольного образования? Стандарт для ДОУ- это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. До сегодняшнего дня действовали Федеральные государственные требования( ФГТ) к дошкольному образованию, которые состояли из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям её реализации. В стандарте появятся требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона. При этом с помощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксировать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем работать дальше. Внимание к стандарту будет, более пристальным, потому что дошкольное детство- это тот период жизни ребёнка, когда семья проявляет к нему максимальный интерес. Какие же требования ФГОС включает в себя? ФГОС включает в себя требования к: Структуре основных образовательных программ( в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; Условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям; Результатам освоения основных образовательных программ. Программа Образовательная деятельность- 60% . Дополнительная деятельность- 40% . Что нового ожидает дошкольное образование в ближайшем будущем? Во- первых, дошкольное образовательное учреждение из" камеры хранения" ребенка реально превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня. Во- вторых, все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения дошкольного образования. В- третьих, плата с родителей( законных представителей) взимается за присмотр и уход за ребенком. Образовательная программа предоставляется бесплатно. Отличие принципиально видно. В основе лежит деятельностный подход, ребёнок узнаёт мир через деятельность. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- должна стать основой обучения ребёнка т. е. уйти от монологической речи воспитателя и прийти к тому, что ребёнок станет самостоятельным. Другими словами, добывает знания себе сам. Воспитатель лишь сопровождает ребёнка и на первом занятии( образовательная деятельность) . Дошкольник должен почувствовать себя хозяином в том, что может ответить, когда ответь, как ответить. Иными словами, нет скованности. Мы не загоняем в определённые рамки, даём высказывать всем. Это не означает, что мы не занимаемся. Мы воспитатели занимаемся развитием ребёнка, знаем его все физиологические особенности, но не требуйте, чтобы ребёнок читал и писал. Всему этому их научат в школе. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен. Знакомство с образовательными областями опираясь на предложенную шпаргалку для родителей. Стены дома- это образовательные области, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возраста. Образовательные области- это определенные направления развития и образования детей. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно- исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста 1. Социально- коммуникативное развитие 2. Познавательно развитие 3. Речевое развитие 4. Художественно- эстетическое развитие 5. Физическое развитие Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования. Знакомство с целевыми ориентирами- Завершать наше строение будет – крыша. Тот результат, который всем виден, обозначим его целевыми ориентирами. В стандарте целевые ориентиры- это возможные достижения ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Другими словами, это уровень компетенций ребенка выпускника. Прежде, чем Вас с ними познакомить, мне бы хотелось знать, каким Вы хотите видеть дошкольника- выпускника. ( Родители высказывают свою модель выпускника) . Высказывания родителей воспитатель фиксирует на дос ке. А теперь посмотрите и сравните: Целевые ориентиры дошкольного образования: Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности; Любознательность; Способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности; Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства; Развитое воображение, способность к фантазии, творчеству; Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам; Развитая крупная и мелкая моторика; Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. - И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее. В результате принимаемых мер должна измениться организационно- правовая форма дошкольных учреждений, создан сектор автономных некоммерческих организаций. Планируется, что будут развиваться частные дошкольные организации. Внедрение нормативно- подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями, и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования. Стимулирование конкуренции в дошкольном образовании и введение системы муниципального заказа на услуги дошкольного образования выведет на первый план качество образовательной услуги, которое напрямую будет зависеть от понимания каждым детским садом своего места в системе непрерывного образования. Требования к развивающей предметно- пространственной среде: - Содержательная насыщенность- Трансформируемость- Полифункциональность- Вариативность- Доступность- Безопасность Требования к финансовым условиям Финансирование в объеме не ниже определяемых органами государственной власти субъектов РФ нормативов: - расходы на оплату труда- расходы на средства обучения и воспитания( учебное издание, дидактические, аудио и видео материалы, спец одежды, игр и игрушек, спортивное, оздоровительное оборудование, услуги связи в т. ч. интернет) - расходы связанные с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников. Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии. Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во- первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во- вторых, в приказе много положительного: Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной. Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально- культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое. Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области. Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка. Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения. 6. Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями Выводы Итак, сегодня мы пров ели первое знакомство с ФГОС. Закончить свое выступление мне хочется стихотворением ребенка неизвестного автора: Задал я себе вопрос: « Что такое ФГОС»? Может, кот, а может, пес Иль соседский лесовоз? Я у бабушки спросил. - Внучек, выговорить нет сил. Я спросил у папы, Я спросил у мамы И в ответ услышал: «Нет такой рекламы». Действительно, для ребенка рекламы не будет, он не почувствует перемен. Перемены в большей степени коснуться нормативно- правовой базы дошкольных учреждений; создание предметно- пространственной развивающей среды; кадрового; информационного обеспечения ДОУ. Ну, а Вы, уважаемые родители после данного родительского собрания получили первое представление о ФГОС ДО?