Урок" Великолепный Некрасов. Лирика природы и любви"
Документы для скачивания
Николай Некрасов- стихи Прости Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья, - Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз! Но дни, когда любви светило Н ад нами ласково всходило И бодро мы свершали путь, - Благослови и не забудь! Мы с тобой бестолковые люди. . . Мы с тобой бестолковые люди: Что минута, то вспышка готова! Облегченье взволнованной груди, Неразумное, резкое слово. Говори же, когда ты сердита, Все, что душу волнует и мучит! Будем, друг мой, сердиться открыто: Легче мир- и скорее наскучит. Если проза в любви неизбежна, Так возьмем и с нее долю счастья: После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Т вой веселый, насмешливый ум; Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов моих глупых бранишь, То, понурив головку уныло, Так лукаво меня ты смешишь; Так добра ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Т ак голубят и гладят меня, - Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед- в это темное море- Без обычного страха гляжу. . .
Тема урока: « Великолепный Некрасов. Лирика природы и любви. » Цели урока: Помочь учащимся самостоятельно разобраться в особенностях любовной лирики Н. А. Некрасова, выяснить, что при в нес поэт в освещение этой темы по сравнению с его предшественниками, поэтами первой половины 19 века. Продолжить обучение анализу поэтического текста, умению выделять главное, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Развивать монологическую речь учащихся, образное мышление, словарный запас. Воспитывать высокие нравственные качества учащихся, чувство прекрасного. Воспитывать интерес к изучению русской классической литературы, творчеству Н. А. Некрасова. Тип урока – изучение новой темы. Оборудование к уроку: на уроке используются поэтические тексты Н. А Некрасова, воспоминания современников поэта, цитаты из писем А. Панаевой, презентация к уроку. На уроке применяются приемы технологии развития критического мышления, личностно- ориентированного обучения. Используется проблемный, поисковый методы обучения. Эпиграф к уроку: Зачем же ты в душе неистребима Мечта любви, не знающей конца? Н. А. Некрасов Ход урока 1. Организационный момент. Стадия вызова. Слово учителя. Беседа. - Человек мечтает быть счастливым и не мыслит своей жизни без счастья. И одной из составляющих его считает любовь. Искусство – зеркало жизни, поэтому тема любви – основная его тема. Красоту возлюбленного или возлюбленной, состояние человека, охваченного “страстями мятежными”, психологическую правду любовных переживаний, взлеты и падения души, охваченной этим чувством, запечатлели на страницах своих произведений гениальные русские поэты 19 века. Учащимся предлагаются вопросы и задания. - Как писали о любви А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов? Предлагаю вам составить словесный ассоциативный ряд, вспомнив любовную лирику этих поэтов. Запишите свои мысли, ассоциации. ( Ребята после самостоятельной работы читают свои записи) . - А теперь предположите, как писал о любви Н. А. Некрасов, чье творчество вы сейчас изучаете на уроках литературы? ( Ребята зачитывают свои предположения) . - Чтобы понять, насколько вы близки к истине, мы прочитаем с вами роман Некрасова о любви, составленный из его стихов. Какова же тема нашего сегодняшнего урока? ( Предполагается, что учащиеся сформулируют тему урока) . Тема урока демонстрируется на первом слайде презентации, затем эпиграф к уроку на третем слайде презентации. - Что нас будет интересовать? Зачем мы вспомнили любовную лирику предшественников поэта? ( Учащиеся формулируют проблемные вопросы урока: чем неповторима любовная лирика Н. А Некрасова, что привнес поэт в раскрытие этой вечной в литературе темы? ) . 2. Стадия осмысления. Слово учителя. Беседа. На доске четвертый слайд презентации, на котором портрет А. Я. Панаевой. 2. 1. - Авдотья Яковлевна Панаева. Красивая женщина, писательница, незаурядная личность, сильная и волевая. Она стала Музой Н. А. Некрасова, любовью почти всей его жизни. Ей он посвятил стихи, которые литературоведы назвали “ Панаевским циклом”. Откроем первую главу этого любовного романа. Прочитаем стихотворение “Ты всегда хороша несравненно” ( 1847 год) . ( Стихотворение у каждого учащегося) . - Каким настроением проникнуто стихотворение? ( Радость, наслаждение) . - Как называет автор лирическую героиню? А лирического героя? - Какими изобразительно- выразительными средствами пользуется поэт для создания образов лирического героя и лирической героини? ( Лирическая героиня – Муза- вдохновительница, подруга, защитница. Она красивая, веселая, жизнерадостная, деятельная, активная женщина. Лирический герой – счастливый человек, мудрец, влюбленный, пылкий, глупый) . - Обратить внимание на антитезу в характеристике лирического героя. Что она обозначает? ( Учащиеся делают записи в тетради) . - Как лирический герой выражает свои чувства? ( Искренно) . - В каких ситуациях человек предельно искренен? ( Когда произносит исповедь. Лирика Н. А. Некрасова очень исповедальна) . - Какое слово нельзя поставить в ряд, выстроенный для лирической героини? ( Лукавый) . - Почему? ( Лукавый – коварный, хитрый) . - Что мы, читатели, чувствуем? ( Настороженность) . 2. 2. Слово учителя. Беседа с учащимися. - Шли годы. Отношения между Н. А. Некрасовым и Панаевой становились драматичными, неоднозначными: то искренними и близкими, то отчужденными и ироничными. Это вторая глава романа Н. А. Некрасова и Панаевай. Учитель читает стихотворение Н. А. Некрасова “Мы с тобой бестолковые люди” ( 1851 год) и беседует с учащимися по следующим вопросам. - Каким настроением проникнуто стихотворение? ( Обида, раздражение, поэт будто прощается с возлюбленной) . - Какая здесь лирическая героиня? А лирический герой? - Назовите средства выразительности, создающие эти образы? ( Продолжаем записи в тетради) . ( Лирическая героиня – бестолковая, не радующая лирического героя, вспыльчивая, импульсивная, несдержанная, мучительница. Лирический герой – ревнивец, в душе его тревожно, но он принимает ее такой и готов к примирению) . - Как вы считаете, взгляд на любовь у поэта прежний? - Какой видится любовь в этом стихотворении? ( Она не романтическая, а прозаическая, обыденная, с проблемами, огорчениями, ревностью, противоречивая, в ней целая гамма чувств) . - А о какой любви мечтает человек? - Как вы думаете, о чем может быть третья глава романа? ( Высказываются предположения) . Демонстрируется шестой слайд презентации со стихотворением “Прости” ( 1856 год) . Затем учитель читает письмо А. Панаевой 1863 года. ( В июне 1863 года Панаева написала Некрасову: “Ну, теперь я прошу тебя выслушать мой ответ на твои замечания о моей личности. Прошу тебя так же скоро прочитать их, как я прочла, и так же искренне уверовать, как я уверовала, что каждое слово было писано искренне, руководимо желанием добра и без малейшей мысли упрекнуть чем- нибудь. Не дивись, что я никак не могу выйти на прямую дорогу, право, многим женщинам она невозможна. Я знаю, что на прямой дороге я не плакала бы, а жила, может быть, даже весело. Но не вини меня, если я не могу быть благоразумной, и думаю, что ты менее, чем кто- нибудь, должен быть строг к тем женщинам, которые избирают темные аллеи, в которых они плачут, чем прямую дорогу, где они могли бы смеяться и легко прогуливаться. Не злись на слезы женщин, а прощай их, потому что я убеждена, что слезы, которые ты видел в детстве, проливаемые твоей матерью, они…”) . - Что было написано раньше, стихотворение или письмо? Почему вы так думаете? - Какие отношения между героем и героиней стихотворения? ( Они ведут к разрыву) . - Какие выразительные средства использует в этом стихотворении Н. А. Некрасов? Какова их роль в стихотворении? - Лирический герой этого стихотворения близок лирическому герою первого или второго стихотворения? ( Ему присуще романтическое чувство, он поднимается над суетой и прозой жизни) . - Разрыв произойдет позже. И через десять лет, в 1873 году, Н. А. Некрасов напишет “Три элегии”. Учитель читает стихотворение и предлагает следующие вопросы. - Что чувствует лирический герой? - С помощью каких изобразительно- выразительных средств поэт передает свои чувства? - А теперь подумаем над эпилогом романа в стихах. Каким вы его видите? 3. Стадия рефлексии. Слово учителя. Беседа. - Вернитесь к ассоциативному ряду, который вы составляли, когда предполагали в начале урока, какой может быть лирика Н. А. Некрасова о любви. Что бы вы добавили к этому ряду, что убрали? - Какая же она, лирика Некрасова о любви? ( Учащиеся после непродолжительной работы зачитывают свои ассоциативные ряды) . - Любовь разная: это и борение, и противоречия, и ревность, и страдания, и счастье, и муки, и ссоры, и мир. - Кто для лирического героя Некрасова возлюбленная? ( Она любимая женщина с достоинствами и недостатками, соратница и единомышленница, равная ему во всем. Любовь к ней и счастье, и горе) . Обращаемся к эпиграфу стихотворения. И какой бы она, возлюбленная, ни была, любовь- желанное для поэта чувство, с ним не хочется расставаться. 4. Домашнее задание. Выучить понравившееся стихотворение наизусть, интерпретировать более подробно одно из стихотворений, прочитанных на уроке, или найти и интерпретировать не изученное на уроке стихотворение Н. А. Некрасова о любви.