a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа в разновозрастной старшей группе на 2016-17 уч. год

Опубликовано: 2017-03-11 10:55:24

Документы для скачивания

МБДОУ «Ударный детский сад» Принято на педагогическом Утверждаю совете заведующая МБДОУ «Ударный детский сад» Протокол №_ _ _ от_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ А. Т. Надёжкина Рабочая программа Старшей разновозрастной группы от 5- ти до 7- ти лет на 2016- 2017 учебный год( на основе «Детство»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. , 2011. )   Составила воспитатель: Иваницкая Н. В. п. Ударный 2016 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ: Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения ОП. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2. 1. Паспорт группы 2. 2. Учебный план ООП ДО в старшей разновозрастной группе детского сада МБДОУ «Ударный детский сад» 2. 3. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе. 2. 4. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе. 2. 5. Календарно- тематическое планирование 2. 6 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОО. 2. 7. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками. 2. 8. Диагностика уровня освоения детей 6- го, 7- го года жизни содержания образовательной программы по пяти образовательным областям. 2. 9. Взаимодействие с семьёй, социумом. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3. 1 Оформление предметно- пространственной среды. 3. 2 Режим дня( тёплый и холодный период) Список литературы Приложение 1 Перспективное планирование Приложение 2 Результаты диагностики детей 6–го года жизни Приложение 3 Результаты диагностики детей 7–го года жизни I. Целевой раздел 1. 1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана с учетом специфики особенностей развити я дошкольников в возрасте от 5- 7 лет и основных принципов построения психолого- педагогической работы, а также в соответствии с требованиями нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» № 273- ФЗ от 29. 12. 2012; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Семейный кодекс РФ от 08. 12. 1995 № 223( доп. И изм. ) Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24. 07. 1998 № 124- ФЗ «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13; Образовательная программа ДОУ. Согласно ФГОС ДОУ рабочая программа отражает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, выбор форм организации работы с детьми, которые наиболее соответствуют потребностям и интересам детей и направлена на формирование общей культуры, укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры, а также обеспечивает социальную успешность детей. Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на: — развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; — создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности; — создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. задачи: — охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; — обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей( в том числе ограниченных возможностей здоровья) ; — обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования; — создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; — объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; — формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; — обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом способностей детей; — формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; — обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Принципы и подходы к формированию Программы. Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципам: 1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства( младенческого, раннего и дошкольного возраста) , обогащение( амплификация) детского развития. 2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования. 3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником( субъектом) образовательных отношений. 4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. 5. Принцип сотрудничества с семьей. 6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. 8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования( соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) . 9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей. Возрастные особенности детей. В 5- 6 лет в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно- образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств( схем, чертежей и пр. ) и представлений о свойствах различных предметов и явлений. На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того( произведений, персонажей, образов) , что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. 1. 2. Планируемые результаты освоения программы Целевые ориентиры Социально- коммуникативное развитие Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов( ложки, расчёски, карандаша и пр. ) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения( бег, лазанье, перешагивание и пр. ) . ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Познавательное развитие Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ) , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Физическое развитие Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений( ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) , формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др. ) . Художественно- эстетическое развитие Художественно- эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства( словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей( изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др. ) II. Содержательный раздел программы 2. 1. Паспорт группы В группе разновозрастной общеразвивающей направленности детей 5- 7 лет 20 детей, из них 9 девочек, 11 мальчиков. № п/ п Фамилия, имя ребенка Год рождения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Учебный план ООП- ДО в разновозрастной старшей группе МБДОУ «Ударный детский сад» Направление развитие Виды детской деятельности Формы образовательной деятельности Продолжительность и количество в неделю Физическое развитие Двигательная Утренняя гимнастика Ежедневно 8- 10 минут Физкультминутки Ежедневно по мере необходимости( до 3 мин. ) И гры и физические упражнения на прогулке Ежедневно 15- 20 минут Закаливающие процедуры Ежедневно после дневного сна Физкультурные занятия 2 раза в неделю по 25 мин. Физкультурные занятия на свежем воздухе 1 раз в неделю по 25 мин. Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно Спортивные праздники 2 раза в год Физкультурные досуги и развлечения 1 раз в месяц Дни здоровья 1 раз в квартал Индивидуальная работа по развитию движений Ежедневно на прогулке Социально- коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность Ситуации общения воспитателя с детьми и Накопления положительного социально- эмоционального опыта Ежедневно Беседы и разговоры с детьми по их интересам Ежедневно Игровая деятельность Индивидуальные игры с детьми( сюже тно- ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно- конструктивные игры) 3 раза в неделю Совместная игра воспитателя и детей( сюжетно- ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно- конструктивные игры) 2 раза в неделю Театрализованные игры 1 раз в 2 недели Досуг здоровья и подвижных игр 1 раз в 2 недели Подвижные игры Ежедневно Самообслуживание и элементарный бытовой труд Самообслуживание Ежедневно Трудовые поручения( индивидуально и подгруппами) Ежедневно Трудовые поручения( общий и совместный труд) 1 раз в 2 недели Познавательное развитие Познавательно- исследовательская деятельность Наблюдения за природой( на прогулке) Ежедневно Опыты, эксперименты, наблюдения( в том числе экологической направленности) 1 раз в 2 недели Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг 1 раз в 2 недели Речевое развитие Развитие речи Беседы, дидактические игры рассматривание картин и иллюстраций Ежедневно Художественно- эстетическое развитие Музыкальная деятельность Музыкально- театральная гостиная 1 раз в неделю Музыкальные занятия 2 раза в неделю по 25 минут Изобразительная деятельность Творческая мастерская( рисование, лепка, художественный труд по интересам) 1 раз в неделю Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение литературных произведений Ежедневно 2. 3. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе. Направления развития Методическое пособие Наглядно- дидактическое пособие Рабочие тетради Физическое развитие Глазырина Л. Д. «Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст», «Владос», М. , 2001 Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 3- 7 лет. М. , «Мозаика Синтез», 2009г. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5- 6 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. Картотека подвижных игр. Социально- коммуникативное развитие Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью Куцакова Л. В. Нравственно- трудовое воспитание в детском саду( 3- 7 лет) . М. «Мозаика- Синтез» 2007г. Печерога А. В. . - развивающие игры для дошкольников. – М. : ВАКО, 2010 Картотека сюжетно- ролевых игр. Картотека дидактических игр по социально- коммуникативному развитию. Раздаточные карточки" Профессии" ( 16 карточек) , ООО" ТЦ Сфера" , 2015. Серия демонстрационных картин: Все работы хороши. Нищева Н. В. , Изд. : Детство- Пресс, 2014 Наглядно дидактическое пособие" Мир в картинках" : " Посуда" , " Одежда" , " Транспорт" - М. : Мозаика- Синтез, 2014 Познавательное развитие Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 5- 6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014 Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2015 Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе. - М. : Мозаика – Синтез, 2006 Добро пожаловать в экологию Воронкевич Ольга, 2014 г. , Изд. : Детство- пресс Кравченко И. В. , Долгова Т. Л. - Прогулки в детском саду. Старшая группа. – М. : ТЦ Сфера, 2014 Мартынова Е. А. , Сучкова И. М. – Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Изд. 2- е – Волгоград: Учитель, 2015 Полынова В. К. – Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры –СПб. ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015 Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу? », Птицы: Какие они? » М- 2000 Т. А Шорыгина «Домашние животные. Какие они? »- М- 2002 Т. А Шорыгина «Деревья. Какие они? », «Насекомые. Какие они? »- М – 2001 Т. А Шорыгина «Фрукты. Какие они? », «Злаки. Какие они? », - М- 2003 Т. А Шорыгина «Рыбы. Какие они? »- М- 2004 Т. А Шорыгина «Беседы о здоровье»- М- 2005 Ю. К. Нефедова «Мебель. Какая она? »- М- 2005 Ю. К. Нефедова «Бытовые электроприборы. Какие они? » М- 2003 Картотека дидактических игр по математическому развитию Картотека игр по правилам дорожного движения. Картотека игр по ОБЖ Картотека дидактических игр на развитие внимание, памяти, мыслительных процессов. Елена Колесникова: Демонстрационный материал. Математика для детей 5- 6 лет. ФГОС- Изд. : Сфера, 2014 г. Воронкевич Ольга Добро пожаловать в экологию. Демонстрационные картины и динамические модели для детей 5- 6 лет- Изд. : Детство- Пресс, 2010 Бордачева И. Ю Безопасность на дороге( плакаты для оформления родительского уголка в детском саду) ФГОС- М. : Мозаика- Синтез, 2015 Стенд- гармошка" Правила дорожного движения" Наглядно- дидактическое пособие" Уроки безопасности" Обучающие карточки" Птицы" - Изд. : Проф- Пресс, 2012 Колесникова Е. В. Я считаю до десяти. Рабочая тетрадь для детей 5- 6 лет. По ФГОС ДО- М. : ТЦ Сфера, 2015 Воронкевич Ольга Добро пожаловать в экологию для детей 5- 6 лет По ФГОС ДО- М. : ТЦ Сфера, 2015 Речевое развитие Ушакова О. С. Занятия по развитию речи 3- 7 лет. М. «Сфера», 2015г. Щипицина Л. М. Азбука общения от 3 до 6 лет. С- Петербург. «Детство- Пресс», 1998г. Бахметьев Т. И. , Соколова Г. Т. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль: «Академия развития», 1997. М. А. Беженова «Весёлая грамматика»- 1998 Раздаточные карточки" Профессии" ( 16 карточек) , ООО" ТЦ Сфера" , 2015. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Выпуск 4. Животные наших лесов, домашние животные, их детеныши- " Детство- Пресс" , 2014 Развитие речи в картинках. Животные. Демонстрационный материал к пособиям Ушаковой О. С. - ООО" ТЦ Сфера" , 2013. Наглядно дидактическое пособие" Мир в картинках" : " Фрукты" , " Овощи" , " Деревья" - М. : Мозаика- Синтез, 2014 Ушакова О. С Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5- 6 лет По ФГОС ДО- М. : ТЦ Сфера, 2015 Художественно- эстетическое развитие Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М. : Просвещение, 1991 Леонова Н. Н. Художественно- эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. – СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2014. Книга для чтения в детском саду и дома: 5- 7 лет сост. , Гербова В. В. и др. , Гербова Валентина, Ильчук Н. , Елисеева Л. , Изд. : ОНИКС, 2006. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём». Образовательная область «Чтение художественной литературы»/ сост. Е. Н. Киркина. – Саранск: Мордов. кн. изд- во, 2013 Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. – М. : ТЦ Сфера, 2009. Малик О. А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009 Картотека загадок( грибы, транспорт, овощи, фрукты, деревья, птицы, времена года, животные, звери, посуда, мебель, человеческое тело) Картотека театрализованных игр. Картотека дидактических игр о ИЗО Филимоновская народная игрушка. — М. : Мозаика- Синтез, - 2010 Дымковская игрушка. - М. : Мозаика- Синтез, 2014 Гжель. - М. : Мозаика- Синтез, 2014 Краснушкин Е. В. " Пейзаж" , " Натюрморт" ( Мир искусства. Наглядно- дидактическое пособие) - М. : Мозаика- Синтез, 2010 Шайдурова Н. В. " Народные промыслы. Картотека предметных картинок. Выпуск 12" ( Оснащение педагогического процесса в ДОУ. Картотеки) - М. : Мозаика- Синтез, 2010 Учимся рисовать. Гжель- 1. Вохринцева С. Учимся рисовать. Дымковская игрушка- 2. Вохринцева С. 2. 4. Формы, способы, методы и средства реализации программы в старшей группе. Направления развития Формы реализации программы Способы Методы Приёмы Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с семьёй Физическое развитие Утренняя гимнастика Подвижная игра( в том числе на свежем воздухе) Физическая культура Физкультурные упражнения Гимнастика после дневного сна Физкультурный досуг Физкультурные праздники День здоровья Каникулы Игра Игровое упражнение Подражательные движения Проблемная ситуация Беседа Открытые просмотры Встречи по заявкам Физкультурный досуг Физкультурные праздники Консультативные встречи Гигиенические факторы Физические упражнения Оздоровительный силы природы Наглядный Словесный Практический Наглядно –зрительный Наглядно- слуховой Тактильно- мышечный Социально- коммуникативное развитие Игровые упражнения, индивидуальные, совместные с воспитателем и совместные со сверстниками игры( парные, в малой группе) Ситуативные разговоры с детьми Педагогические ситуации Ситуации морального выбора Беседы Этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, жизни людей, городе, родной стране, мире. Личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально- нравственные темы. Сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности( помощь, забота, оформление группы, уход за цветами и прочее) . Дидактические игры Обучение, чтение Беседы, упражнения, тренинги Игра: - сюжетно- ролевая- режиссёрская- дидактическая Самостоятельное создание игровой обстановки Поддержание сюжета ролевой игры в течение нескольких дней Рассматривание иллюстраций Продуктивная деятельность Творческие задания Дежурство Коллективный труд Эмоционально- практическое взаимодействие( игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность) . Беседы. Чтение, рассматривание иллюстраций. Личный пример совместный труд Игровые действия разной степени сложности и обобщённости Эмоционально- выразительные средства Речевые высказывания Приучение к размышлению, эвристические беседы; беседы на этические темы; - чтение худ. лит- ры; рассм. иллюстраций; рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций; Наглядный Словесный Практический Средства, спец. созданные для игры; Средства в виде подручных игровых предметов; Материальные предметы; Ознакомление с трудом взрослых Собственная трудовая дея- ть; Худ. лит- ра; Музыка; Изо Речевое развитие Имитативные упражнения, пластические этюды. Чтение, рассматривание иллюстраций( беседа. ) Коммуникативные тренинги. Совместная продуктивная деятельность. Работа в книжном уголке. Экскурсии. Проектная деятельность Сценарии активизирующего общения. Дидактические игры Игры- драматизации Экспериментирование с природным материалом Разучивание, пересказ Досуг Дидактические игры Речевые задания и упражнения Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций Самостоятельная художественно- речевая деятельность воспитанников Сюжетно- ролевая игра. Игра- импровизация по мотивам сказок. Театрализованные игры. Игры с правилами. Игра- драматизация Совместная продуктивная и игровая деятельность воспитанников. Чтение, рассматривание иллюстраций Беседы Игры- драматизации Досуги, праздники Экскурсии Объяснение, повторение, исправление Дидактические игры Чтение, разучивание стихов Разучивание скороговорок, чистоговорок. Открытый показ деятельности по обучению рассказыванию. информационная поддержка родителей Речевое сопровождение действий Комментирование действий Звуковое обозначение действий Нагляд ный Словесный Практический Общен ие взрослых и детей Художественная литература Изобразительное искусство, музыка, театр Культурная языковая среда Обучение родной речи на занятиях Познавательное развитие Наблюдения Рассматривание и обсуждение Игры, игровые материалы: плоскостное и объемное моделирование; Экологические игры, обогащающие представления о мире: дидактические, сюжетные, подвижные. Использование различных календарей( погоды, природы, года) . Моделирование для группировки природных объектов, заполнения экологических дневников наблюдений, создание книг- самоделок о природе, Сбор и составление коллекций семян, камней, осенних листьев. Изготовление поделок из природных материалов Отражение образов природы в разных видах изобразительной деятельности Выставки коллективных творческих работ. Детские проекты Игры. Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, отражающих многообразие природного мира, его красоту. Знакомство с фотографиями и видеоматериалами о жизни животных и растений в естественной природной среде, в разных климатических условиях, в разные сезоны года Сюжетно- ролевые игры Рассматривание Игра- экспериментирование Развивающие игры Свободная самостоятельная деятельность в условиях предметно- пространственной среды Простейшие опыты, наблюдения, создание игровых ситуаций. Показ способов действия, комментиров ание Прогулки по поселку Накопление впечатлений Беседы и разговоры с воспитанниками, общение Собственный пример родителей. Целевые прогулки, экскурсии. Проекты Загадки Проблемные ситуации Наглядный Словесный Практический Прогулки развивающая предметно- пространственная среда НОД Эксперимент Наглядное моделирование Художественно- эстетическое развитие Изобразительная деятельность ОД( рисование, аппликация, ручной труд, лепка) Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр Экспериментирование Рассматривание. Игры( дидактические, строительные, сюжетно- ролевые) Тематические досуги Выставки работ декоративно- прикладного искусства, Создание коллекций Опытническая деятельность, Дидактическая игра Индивидуальная работа Обыгрывание незавершённого рисунка Коллективная работа Украшение личных предметов Игры( дидактические, строительные, сюжетно- ролевые) Рассматривание объектов природы, быта, произведений искусства Самостоятельная изобразительная деятельность с материалами Проблемная ситуация Самостоятельная худ. деятельность Проблемная ситуация Создание соответствующей предметно- развивающей среды Экскурсии Прогулки Создание коллекций Консультации Мастер- класс Конкурсы Беседа Рассматривание Участие в кол. работе Наблюдение Рассказы Выставки детских работ Открытые просмотры образовательной деятельности Рассматривание Обыгрывание незавершённ ого рисунка Индивидуальная работа Коллективная работа Наглядный Словесный Практи ческий Эстетическое обобщение Приро да Искусство Окружающая предметная среда Праздники Музыкальная деятельность ОД Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: - образовательная деятельность- театрализованная деятельность- слушание музыкальных произведений в группе- прогу лка( подпевание знакомых песен) - детские игры, забавы, потешки- рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; Праздники, развлечения Создание условий для самостоятель- ной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряжений, элементов костюмов различных персонажей, Экспериментирование со звуком Создание игровых творческих ситуаций( сюжетно- ролевая игра) , способству- ющих импровизации в пении, движении, музицировании Придумывание простейших танцевальных движений Инсценирование содержания песен, хороводов Импровизация на инструментах Музыкально- дидактические игры Игры- драматизации Детский ансамбль, оркестр Консультации для родителей Родительские собрания Индивидуальные беседы Совместные праздники, развлечения в ДОУ( включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность( концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, шумовой оркестр) Создание наглядно- педагогической пропаганды для родителей( стенды, папки или ширмы- передвижки) Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих картинок, иллюстраций Пение Слушание музыки Музыкально- ритмические движения Музыкально- дидактические игры Игры на музыкальных инструментах Наглядный Словесный Словесно- слуховой Слуховой Игровой Практический Музыкальные инструменты Музыкальный фольклор Конструктивно- модельная деятельность Художественное слово, двигательный этюд, Рассказ ОД( ручной труд) Изготовление декораций, предметов для игр Экспериментирование Рассматривание объектов архитектуры, быта, прикладного искусства, картин Игры( дидактические, строительные, сюжетно- ролевые) Тематические досуги Создание коллекций Дид. игра Индивидуальная работа Наблюдение Рассматривание Чтение Обыгрывание конструкций Коллективная работа Украшение личных предметов Игры( дидактические, строительные, сюжетно- ролевые) Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства Самостоятельная деятельность с материалами Проблемная ситуация Создание соответствующей предметно- развивающей среды Экскурсии Прогулки Создание коллекций Консультации Мастер- класс Конкурсы поделок Беседа Рассматривание Участие в коллективной работе Наблюдение Рассказы Выставки детских работ Открытые просмотры ОД Ситуативное обучение Обыгрывание конструкций Художественное слово Рассматривание Чтение Наглядный Словесный Практический Окружающая предметная среда Разнообразные виды игр Разные виды труда детей Физические упражнения 2. 5. Календарно- тематическое планирование   месяц недели Темы сентябрь 1 Сегодня – дошколята, завтра- школьники 2 Осень, осень в гости просим( фрукты, ягоды, овощи) 3 Труд людей осенью( Хлеб всему голова) 4 Планета Земля – наш общий дом октябрь 1 Моя Мордовия 2 Родная страна 3 Мир предметов и техники 4 Труд взрослых. Профессии ноябрь 1 Семья и семейные традиции 2 Наши добрые дела 3 Поздняя осень 4 Мир комнатных растений декабрь 1 Зимушка- зима к нам в гости пришла 2 Будь осторожен 3 Зимние чудеса 4 Готовимся к Новогоднему празднику январь 2 Неделя игры 3 Неделя творчества 4 Неделя познания. Зимушка хрустальная февраль 1 Друзья спорта 2 Юные путешественники 3 Защитники Отечества 4 Неделя безопасности март 1 8 марта – праздник мам 2 Уроки вежливости и этикета 3 Улыбка весны 4 Неделя книги 5 Неделя здоровья апрель 1 Наши пернатые друзья. 2 Космические просторы 3 Юный гражданин 4 Правила дорожные, знать каждому положено май 1 День победы 2 Искусство и культура 3 Неделя здоровья 4 Друзья природы( Экологическая тропа) 2. 6. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОО Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса( взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской( равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации( возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности) . Предполагает формы организации работы с воспитанниками: Индивидуальную; подгрупповую; фронтальную. Включают в себя: НОД, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей. Совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач. Совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и оздоровления. Календарный план составляется на основе годового комплексно- тематического плана и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также бесед с родителями. Он пишется на каждый день и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе Программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку. В своей работе мы стараемся оптимально организовать различные виды и формы организации совместной детской деятельности в режиме дня, обеспечить оптимальное содержание: Образовательной деятельности; Индивидуальных заданий; Игр; Самостоятельной; Прогулок; Познавательно – исследовательской деятельности и т. д. , чтобы достичь высоких результатов в развитии и воспитании наших детей. Организованная образовательная деятельность с воспитанниками реализуется в режиме пятидневной недели, учитывая комплексно- тематический принцип планирования организованной образовательной деятельности, составляется перспективный план. ( Приложение 1) Распределение детей по подгруппам для организации ООД 1- я подгруппа 2- я подгруппа 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10 10 11 11 12 12 Организация ОД по направлениям образовательных областей Дни недели Образовательные области Развивающие ситуации Понедельник 1. Речевое развитие 2. Физическое развитие 1. Чтение художественной литературы. Подготовка к обучению грамоте. ( ч/ н) 2. Физическая культура Вторник 1. Речевое развитие 2. Познавательное развитие 3. Художественно- эстетическое развитие 1. Развитие речи 2. Ознакомление с предметным и социальным миром и безопасностью. 3. Мир музыки Среда 1. Познавательное развитие 2. Художественно- эстетическое развитие 3. Физическое развитие 1. Математическое развитие 2. Рисование Лепка ч/ н 3. Физическая культура Четверг 1. Познавательное развитие 2. Музыка 3. Художественно- эстетическое развитие 1. Ознакомление с природным миром- экспериментирование 2. Мир музыки 3. Аппликация Конструирование ч/ н Пятница 1. Речевое развитие 2. Физическое развитие 1. Развитие речи 2. Физическая культура 2. 7. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками( климатическая, демографическая, национально- культурная) Климатические особенности: При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Мордовия – средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений( листопад, таяние снега и т. д. ) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д. Основными чертами климата являются: холодная зима и тёплое лето. В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года организуется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе. Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов: 1. холодный период: учебный год( сентябрь- май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности; 2. летний период( июнь- август, для которого составляется другой режим дня. Демографические особенности: Анализ социального статуса семей выявил, что в старшей группе дошкольного учреждения воспитываются дети из полных( 85% ) , из неполных( 15% ) и многодетных( 1 5% ) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим( 63% ) и средним профессиональным( 47% ) образованием. Национально – культурные особенности: Этнический состав воспитанников группы: русские, мордва, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Основной контингент воспитанников проживает в условиях сельской местности. Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально- культурными особенностями родного края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. 2. 8. Диагностика уровня освоения детей 6- го, 7- го года жизни содержания образовательной программы по пяти образовательным областям Система мониторинга содержит пять образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013 года: «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения. Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого; балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки; баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно. Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце учебного года. Технология работы с таблицами включает два этапа. 1 этап. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке, указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку( среднее значение= все баллы сложить( по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей) . Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы. 2 этап. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе( среднее значение= все баллы сложить( по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей) . Этот показатель необходим для описания обще групповых тенденций( в группах компенсирующей направленности – для подготовки к групповому медико- психолого- педагогическому совещанию) , а также для ведения учета обще групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы. Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого- методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать среднее значение по каждому ребенку или обще групповому параметру развития больше 3, 8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2, 3 до 3, 7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/ или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Среднее значение менее 2, 2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области. ( Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, т. к. получены с помощью применяемых в психолого- педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста. ) Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации. ( Приложение 2; 3) 2. 9. Взаимодействие с семьёй, социумом. Перспективный план работы с родителями в разновозрастной старшей группе. Название мероприятия Цель проведения мероприятия Индивидуальная работа СЕНТЯБРЬ Оформление информационных стендов в группе, в раздевалке д/ сада. Распространение педагогических знаний среди родителей. Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду. Анкетирование. ( 1) Групповое родительское собрание тема: «Старший дошкольный возраст- какой он? » Знакомство родителей с задачами воспитания детей на учебный год. Выборы родительского комитета. Консультация «Роль семьи в физическом воспитании ребенка» Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребенка в семье. Повышение уровня ответственности родителей за успешное обучение ребенка в школе. Индивидуальная беседа с родителями. Папка – раскладушка «Сентябрь- первый месяц осени» Досуг «Грибное царство» Закреплять знания детей о съедобных ядовитых грибах. ОКТЯБРЬ Конкурс творческих семейных работ «Осенние превращения» Привлечение внимания к детскому творчеству. Формировать уважительное отношение к детским работам. Анкета для родителей: «Состояние здоровья вашего ребенка» Консультация «Укрепление и сохранение здоровья дошкольника» Фото- конкурс «Путешествие в золотую осень» Папка- раскладушка «Осень»( октябрь) Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада. Активизация родительского участия в жизни д/ сада, воспитании ребенка. Закрепить и расширить представление об осенних явлениях природы по средством выразительного исполнения ими песен, танцев, стихотворений, игр. Организация совместной деятельности родителей и воспитанников. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проведения вакцинации против гриппа. Индивидуальные беседы о развитии и воспитании ребенка. Совместное изготовление костюмов и атрибутов к осеннему празднику. Повышать роль родителей в приготовлении необходимого материала для праздников. Праздник Осени. Благодарственные сюрпризы родителям, активно принимающих участие в жизни группы. Организация совместной деятельности родителей и воспитанников. НОЯБРЬ Семинар- практикум «В каждой семье свои традиции» Способствовать соблюдению семейных традиций и появлению новых. Индивидуальная беседа о развитии и воспитании детей. Оформление папки- передвижки для родителей «Несколько советов по организации и проведению детских праздников» Обмен опытом семейного воспитания и традиций; повышение педагогической культуры родителей; поиск новых форм взаимодействия педагогов и родителей. Оформление стенда «Наша мама» Выставка детских рисунков на тему «Мама- солнышко моё» Воспитание любви и уважения к самому дорогому на земле человеку- маме. Праздник посвященный «Дню матери» Организация совместной деятельности родителей, воспитателей и воспитанников. Папка- раскладушка «Осень»( ноябрь) Продолжать закреплять знания детей о поздней осени. ДЕКАБРЬ Групповое родительское собрание на тему «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» Объединение усилий педагога и родителей по приобщению детей старшего дошкольного возраста к основам пожарной безопасности. Анкетирование родителей по теме «Откуда опасность» Оформление папки- передвижки для родителей: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности» Довести до сознания детей, к чему может привести нарушения правил безопасности. Выставка детских работ на тему «Огонь- друг или враг» Способствовать развитию осторожности, осмотрительности, внимания. Консультация «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятное и полезное» Индивидуальная беседы с родителями. Трудовой десант- пошив костюмов к Новому году. Создание условий осознания родителями необходимости совместной работы педагогов и семьи. Конкурс семейных работ «Зимняя сказка» Активизация участия родителей в жизни детского сада, воспитании ребенка. Совместный новогодний праздник. Создание радостного праздничного настроения. ЯНВАРЬ Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольника» Распространение педагогических знаний среди родителей. Оформление папки- передвижки для родителей «Каждой игрушке свое время» Распространение среди родителей знаний о подборе игрушек по возрастным категориям. Инструктаж по технике безопасности «Крещенские морозы» Напомнить родителям о важности соблюдения правил поведения на улице в морозные дни. Индивидуальный конспект «Одежда детей в группе» Конспект «Грипп. Меры профилактики» Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях детского сада Индивидуальные беседы «Чесночница- одна из мер профилактики вирусных инфекций. » День здоровья «Папа, мама, я – здоровая семья» Формирование у детей и родителей здорового образа жизни. Досуг «Правила пожарной безопасности выполняй- здоровым, крепким вырастай» Закреплять представления о безопасном поведении в быту, правила пожарной безопасности в условиях новой для детей ситуативной модели жизнедеятельности человека. Февраль Детско- родительская гостиная «Папы, будьте вместе с нами » Повысить успешность социального развития ребенка на основе познавательной активности взаимодействия с отцами. Индивидуальные беседы о воспитании развития детей. Оформление папки- передвижки «Папа и я- лучшие друзья» Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка. Консультация на тему «Патриотическое воспитание в семье» Воспитывать в детях чувство любви и гордости за свою страну, за её защитников. Выставка детских рисунков по теме «С чего начинается Родина? » Привлечь внимание родителей к вопросам патриотического воспитания. Музыкально- спортивный досуг «Буду в армии служить, буду Родину любить» Поддержание эмоционально- насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ МАРТ Консультация «Обучение дошкольников правилам поведения за столом» Ознакомить родителей с системой работы в ДОУ по формированию норм культурного поведения ребенка во время еды. Анкета «Наказываете ли вы своего ребенка» Оформление папки- передвижки «Витаминный календарь» Обогащение педагогических умений родителей новыми сведениями о витаминах. Индивидуальные беседы о воспитании и развитии детей. Творческие работы детей к 8 марта «Моя мама лучше всех» Демонстрация творческих способностей детей, сформировавшихся умений и навыков. Индивидуальные беседы «Капризы и упрямства ребёнка» Оформление стенда- фотографий «Самая родная мамочка моя» Демонстрация уважительного отношения д\ с к семейным ценностям. Развитие познавательного отношения родителей к детскому саду. Инструкция по технике безопасности «Опасная оттепель» Ознакомить родителей с правилами поведения на улице во время гололедицы Организация совместного праздника, посвященного 8 марта «Любимые, милые, родные» Создание атмосферы, тепла, уюта и доброты. АПРЕЛЬ Консультация для родителей «Чем и как занять ребенка» Привлечение внимания родителей к вопросам воспитания, общения. Реализация в ДОУ и дома единых методов воспитания. Индивидуальные беседы о воспитании и развитие детей Оформление папки- передвижки для родителей «Детское сквернословие» Вовлечь родителей в педагогическую деятельность. Решение проблем воспитания. Оформление стенда ко Дню Космонавтики. Привлечение родителей к работе д/ с Плакат для родителей «Дорога не терпит шалости, наказывает без жалости» Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в ДОУ и дома. Физкультурно- познавательный досуг «Азбука безопасности » В игровой форме закрепить представления детей о ПДД и пожарной безопасности. Расширить представления о правилах поведения на улице, о предметах, вызывающих пожар. Папка- передвижка «Весна»( апрель) МАЙ Групповое родительское собрание «Чему мы научились» Определение успешных мероприятий и форм работы с семьей за учебный год Ознакомление с оздоровительной работой на летний период Индивидуальные беседы с родителями Как организовать летний отдых ребенка. Проведение субботника по благоустройству территории в ДОУ Формирование командного духа среди родителей. Консолидация усилий работников ДОУ и родителей по благоустройству территорий д/ с Формирование положительных взаимоотношений между коллективом д/ с и родителями. Учим детей общаться. Обратить внимание родителей на повышение бдительности за детьми в летний период. Оформление папки- передвижки «9 мая День Победы» Привлечь внимание родителей к вопросам патриотического воспитания. Коллективные работы, аппликации на тему «Парад Победы» Активизация родительского участия в жизни ДОУ, воспитание ребенка Консультация «Воздух, солнце и вода – наши лучшие друзья» Повышение педагогической культуры родителей Праздничный утренник «До свидания детский сад» Демонстрация творческих способностей детей, сформированных умений и навыков. Создавать доброжелательную праздничную атмосферу. Работа с социумом Социальная сфера 5- 6 лет Образование Библиотека Здравоохранение Экскурсия в медпункт Физкультура и спорт Спортзал школы Учреждения культуры и достопримечательности поселка Торговля Дом культуры, памятники поселка, участие в творческих смотрах, конкурсах и худ. самодеятельность района Специализированные магазины Сфера услуг 1. Целевая прогулка к Сбербанку 2. Экскурсия на почту 3. Экскурсия в гараж Пожарная часть Экскурсии в пожарное депо, знакомство с профессией пожарный. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ. 3. 1. Оформление предметно- пространственной среды. Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовател ьного потенциала пространства г руппы, приспособленной для реализации Программы для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей( в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать: • реализацию различных образовательных программ; • в случае организации инклюзивного образования- необходимые для него условия; • учет национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. Развивающая предметно- пространственная среда должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. • Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания( в том числе техническими) , соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем( в соответствии со спецификой Программы) . Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря( в здании и на участке) должны обеспечивать: • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами( в том числе с песком и водой) ; • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; • возможность самовыражения детей. 2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; 3. Полифункциональность материалов предполагает: • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; • наличие в Организации или Группе полифункциональных( не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности( в том числе в качестве предметов- заместителей в детской игре) . 4. Вариативность среды предполагает: • наличие в Организации или Группе различных пространств( для игры, конструирования, уединения и пр. ) , а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5. Доступность среды предполагает: • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; • исправность и сохранность материалов и оборудования. 6. Безопасность предметно- пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы( в том числе расходные) , игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества. При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки. В среднем- старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно- развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни. Не менее важным условием является многофункциональность предметно- развивающей среды. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание предметно- развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно- развивающей среде. Так же в каждой группе должны быть созданы специальные центры для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности, содержащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий детей групповых помещений должно отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки. При организации предметно- пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций: - Организующей- воспитательной- развивающей Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы. При формировании предметно- развивающей среды необходимо: - избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; - создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук( масштаб" глаз – рука" ) , роста и предметного мира взрослых- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать" зоне актуального развития" самого слабого и находиться в" зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка. Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде: Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам( центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: - развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели; - предметы для опытно- поисковой работы- магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; - большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Активный сектор( занимает самую большую площадь в группе) , включающий в себя: центр игры центр двигательной деятельности центр конструирования центр музыкально театрализованной деятельности Спокойный сектор: центр книги центр отдыха центр природы Рабочий сектор: ( рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. центр познавательной и исследовательской деятельности центр продуктивной и творческой деятельности центр правильной речи и моторики. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним. Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия- интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам- детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов- веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно- печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников- старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды группы и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. 3. 2. Режим дня( тёплый и холодный период) Гибкий режим дня Режи м дня составлен с расчетом на 10, 5- часовом пребывание ребенка в детском саду. Режим скорректирован с учетом работы возрастной группы, контингента воспитанников, времени года. В режиме дня указана общая длительность организованной образовательной деятельности, включая перерывы между ее различными видами. Дозированный объем образовательной нагрузки, не превышает максимально допустимую санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку( СанПиН 2. 4. 1. 2660- 10) . На холодный период Режимные моменты Время Утренний прием, игры, утренняя гимнастика, индивидуальное общение воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность 08. 00- 09. 10 Завтрак 09. 10- 09. 30 Непосредственно образовательная деятельность( образовательные ситуации на игровой основе) 09. 30- 10. 40 2- й завтрак 10. 40- 10. 50 Подготовка к прогулке, прогулка 10. 50- 12. 25 Подготовка к обеду, обед 12. 25- 13. 00 Подготовка ко сну, сон 13. 00- 15. 00 Постепенный подъем, пробуждающая гимнастика после сна, воздушные, водные процедуры 15. 00- 15. 40 Подготовка к полднику, полдник 15. 40- 16. 00 Игры, досуги, общение по интересам, выбор самостоятельной деятельности в центрах активности 16. 00- 17. 00 Подготовка к прогулке, прогулка 17. 00- 18. 30 Уход домой до 18. 30 На тёплый период Режимные моменты Время Утренний прием, игры, утренняя гимнастика, индивидуальное общение воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность 07. 30- 08. 40 Завтрак 08. 40- 09. 00 Самостоятельные игры 09. 00- 10. 30 2- й завтрак 10. 30- 10. 45 Подготовка к прогулке, прогулка, образовательная деятельность на прогулке 10. 45- 12. 00 Подготовка к обеду, обед 12. 00- 12. 40 Подготовка ко сну, сон 12. 40- 15. 00 Постепенный подъем, пробуждающая гимнастика после сна, воздушные, водные процедуры 15. 00- 15. 20 Подготовка к полднику, полдник 15. 20- 15. 40 Подготовка к прогулке, прогулка 15. 40- 18. 00 Уход домой до 18. 00 Список литературы 1. «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа Дошкольного образования» Т. И Баб аева, А. Г. Гогоберидзе. З. А. Ми хайлова и др. - СПБ «Детство- Пресс», 2014. 2. Глазырина Л. Д. «Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст», «Владос», М. , 2001 3. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 3- 7 лет. М. , «Мозаика Синтез», 2009г. 4. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3- 5 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. 5. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью 6. Куцакова Л. В. Нравственно- трудовое воспитание в детском саду( 3- 7 лет) . М. «Мозаика- Синтез» 2007г. 7. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 5- 6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014 8. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2015 9. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из с троительного материала. - М. : Мозаика – Синтез, 2015 10. Добро пожаловать в экологию Воронкевич Ольга, 2014 г. , Изд. : Детство- пресс 11. Кравченко И. В. , Долгова Т. Л. - Прогулки в детском саду. Старшая группа. – М. : ТЦ Сфера, 2010 12. Мартынова Е. А. , Сучкова И. М. – Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Изд. 2- е – Волгоград: Учитель, 2015 13. Полынова В. К. – Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры –СПб. ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015 14. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи 3- 7 лет. М. «Сфера», 2015г. 15. Щипицина Л. М. Азбука общения от 3 до 6 лет. С- Петербург. «Детство- Пресс», 1998г. 16. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М. : Просвещение, 1991 17. Леонова Н. Н. Художественно- эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. – СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2014. 18. Книга для чтения в детском саду и дома: 5- 6 лет сост. , Гербова В. В. и др. , Гербова Валентина, Ильчук Н. , Елисеева Л. , Изд. : ОНИКС, 2006.

Оставить комментарий: